МКОУ «Еландинская основная общеобразовательная школа»
Конкурс учителей начальных классов «Новый урок для новой школы»
Название конкурсной работы:
Урок русского языка, учебник А.Л.Чекин, Р.Г. Чуракова
«Дательный падеж имён существительных» в 3 классе.
Автор: Ефанова наталья Николаевна, учитель начальных классов
МКОУ «Еландинская основная общеобразовательная школа», с.Еланда
Цель урока: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.
Задачи:
Образовательные: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имён существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость .
Развивающие: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы; для развития речи в форме построения высказываний, логических рассуждений и доказательств.
Воспитательные: создать условия для положительной мотивации к учению, оценки собственной деятельности, адекватной самооценки успешности/неуспешности обучения, для успешной коммуникации при работе в парах.
Этап урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Формирование УУД | |
1
| Самоопределение к деятельности
| Улыбаются друг другу и гостям. Записывают в тетрадях число и вид работы. | Ребята, выполните все действия, о которых написано на слайде. Улыбнитесь другу ( подруге)! Подарите улыбку гостям! Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Запишите число, классная работа.(Слайд 1)
| Личностные Положительное отношение к урокам русского языка |
2 | Актуализация знаний ( воспроизведение учащимися необходимых и достаточных знаний для введения новых) | Имена существительные, предлоги, родительный падеж.
До чего? До берега, для кого? Для мамы, из чего? Из картона, с чего? С горы. Вопросы и предлоги. Родительный падеж. Дательный падеж.
После родительного идёт дательный падеж.
| Что объединяет слова, записанные на слайде? До берега Для мамы Из картона С горки ( Слайд 2)
Докажите, что все слова стоят в родительном падеже?
Что вам помогло определить падеж?
Какой падеж мы изучали на прошлом уроке?
Как вы думаете, какой падеж будем изучать сегодня?
Почему?
Прочитайте тему урока в содержании.
| Познавательные Ориентироваться в учебнике. Личностные Самоопределение и смыслообразование. |
3
| Постановка учебной задачи
| Вопросы: кому? Чему?
Какие предлоги, каким членом предложения бывают существительные в дательном падеже.
Находить в предложении имена существительные в дательном падеже. Чему мы научились.
| Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже?
Что хотим узнать о дательном падеже?
Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке?
Значит, какие задачи у нас будут на уроке?
Какую задачу не назвали? ( всё, кроме «Узнал») (Слайд 3)
Знаю Хочу узнать Хочу научиться Узнал
Кому? Чему? Предлоги, член предложения Распознавать дательный падеж К, по второстепенный
| Регулятивные Определять цель учебной деятельности самостоятельно Познавательные Умение ставить, формулировать и решать проблемы. |
4
|
Открытие нового знания
|
1.название падежа. 2.вопросы. 3.предлоги. 4.член предложения.
К, по. Второстепенный член предложения Рассказывают друг другу правило |
Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.
Откройте учебник, найдите сведения Летучей Мыши. Заполним таблицу. Что из правила вы узнали? Найдите ответы на пункты 3, 4 маршрутного листа. (Слайд 4) Расскажите правило друг другу. | Познавательные Понимать информацию, представленную в виде текста. Коммуникативные Высказывать своё мнение при обсуждении задания. |
5
|
Первичное закрепление
|
Выполняют упражнение. |
Упражнение 65 Цель упражнения: Научиться распознавать в тексте существительные в дательном падеже, задавать к ним как падежный, так и смысловой вопросы.
| Коммуникативные Высказывать своё мнение при обсуждении задания. Познавательные Подведение под правило. |
| Физминутка
|
| Продолжите и выполните: Подойдите к … (столу, доске) Повернитесь к … (учителю, гостям, доске) Постучите по … ( учебнику, столу, доске) Улыбнитесь … ( другу, учителю, гостям)
|
|
6 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль | Работа в паре. На карточках. (Приложение 2)
Работа в Тетрадях на печатной основе. Упражнение 48.
| Выберите существительные в дательном падеже, вставить пропущенные окончания. От дуба По тропинке На дорожке До дороги По небу Из дома По реке К сестре У окна Самопроверка ( слайд 5)
Цель: Учить образовывать форму дательного падежа.
| Регулятивные Исправлять найденные ошибки. Коммуникативные Сотрудничать с товарищем при выполнении заданий в паре, сравнивать полученные результаты. |
7
8 | Включение знаний в систему .
Рефлексия. | Упражнение 50 ( Тетрадь на печатной основе)
Научились находить имена существительные в дательном падеже
| Цель: учить находить проверочные слова, формировать умение распознавать родительный и дательный падеж.
Какие учебные задачи стояли на уроке? Чему научились?
Оцените свои успехи в оценочных листах. ( Приложение3)
| Познавательные Применять базовые знания для решения конкретной проблемы.
Регулятивные Отслеживать цель учебной деятельности.
|
9 | Домашнее задание |
| Тетрадь на печатной основе Упражнение 49. |
|
Приложение №1 презентация
Приложение №2
Карточка для работы в паре
Выберите существительные в дательном падеже, вставить пропущенные окончания.
От дуб …
По тропинк …
На дорожк …
До дорог …
По неб …
Из дом …
По рек …
К сестр …
У окн …
Приложение №3
Оценочный лист
| |
Мне было трудно |
|
У меня остались проблемы в знаниях |
|
Аспектный самоанализ урока русского языка по теме
«Дательный падеж имён существительных»
Урок русского языка проводился в 3 классе по УМК «Перспективная начальная школа» по теме «Дательный падеж имён существительных».Этот урок является уроком открытия новых знаний. Цель данного урока: формирование представлений о дательном падеже через выяснение особенностей данного падежа ( вопросы, предлоги, роль в предложении). На уроке решались следующие задачи:
— способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;
— развивать умение решать проблему, делать выводы;
— воспитывать коммуникативные качества;
— создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.
При планировании урока были учтены реальные учебные возможности учащихся. На этапе мотивации к учебной деятельности произошло осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности.
На следующем этапе актуализации знаний использовалась коллективная форма работы: закрепление материала предыдущего урока – названия изученных падежей. Метод беседы позволил вести диалог между детьми через учителя.
Для отработки учебного материала использовалась работа с учебником. Учащиеся выбирали нужную информацию, пользовались подсказками. Работа в парах построена так, чтобы научить детей не ссориться, а выстраивать свои взаимоотношения со сверстниками, уважать чужое мнение. Для решения проблемной ситуации, в ходе которой ученики учились работать с маршрутным листом, использовались следующие методы: исследование, наблюдение, сравнение, выделение главного, умение обобщать.Была оказана индивидуальная помощь при выполнении самостоятельной работы.
На уроке была организована рефлексивная деятельность. Это позволило учащимся сделать самоанализ, результативность своей деятельности.
Все эти приёмы помогли учащимся в достижении триединой задачи, а значит, цель урока достигнута.