Технологическая карта урока русского языка в 1 классе,
учитель Краснобельмова Ольга Борисовна, МОУ «СОШ р.п. Красный Октябрь Саратовского района Саратовской области»
-
Тема «Письмо строчной и заглавной букв Х,х»
-
Результаты деятельности:
-
Личностные (ЛР): самоопределение (познавательная инициатива открытия нового знания (умения)
—смыслообразование (ценностное отношение к умению писать правильно и красиво сточную и заглавную буквы Х,х).
-
Метапредметные (МПР):
П — ориентироваться в учебной тетради: находить нужные страницы к теме урока, страницы с образцом письма букв под счёт; ориентироваться на странице темы урока: видеть рабочую строку, точку начала письма, находить задание «Вопрос Вопросыча»
-осуществлять анализ буквы, выделение элементов;
-осуществлять сравнение букв, находить общие элементы;
-использовать знаково-символические модели (выбирать необходимые элементы букв Х,х)
Р- принимать и сохранять учебную задачу, целеполагать под руководством учителя с опорой на интригу (Учебная задача — научиться красиво и правильно писать букву Х,х);
-планировать действия в соответствии с поставленной учебной задачей;
-работать по алгоритму написания буквы, списывания слов и предложений с буквой х, Х;
-осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль, самооценку.
К -строить понятные высказывания;
— взаимодействовать в паре, группе: распределять работу, выполнять свою часть работы, выполнять взаимоконтроль, взаимооценку.
-
Предметные (ПР): — писать заглавную и строчную букву Х,х); употреблять заглавную букву Х для написания имён собственных.
3. Цель: формирование ценностного отношения к совместной учебно-познавательной деятельности по определению способа действий для правильного написания строчной и заглавной букв Х, х в ходе парной, групповой, коллективной и самостоятельной работы под руководством учителя.
Результаты этапа | Цель этапа | Взаимодействие в образовательном процессе | ||
Действия педагога | Действия обучающегося | |||
1. Самоопределение к деятельности
| Формальная готовность к уроку. Контроль, взаимоконтроль, самоконтроль Оценка, самооценка. | Формирование и развитие ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке | Организую ситуацию самооценки обучающимися готовности к предстоящей деятельности на уроке. Управляю ситуацией самооценки.
-Ребята, сейчас урок русского языка. — Расскажите, что необходимо к уроку. — Проверьте и оцените свою готовность. (Спрашиваю, 1-2, даю возможность ответить слабоуспевающим, испытывающим трудности в формулировании) | Выполняют оценку/самооценку готовности по критериям: -правильность выбора учебных принадлежностей, -правильность и аккуратность расположения предметов на парте, -самостоятельность подготовки, -эмоциональный настрой на урок. — Нам необходима тетрадь по письму, дневник, пенал. Сигнализируют. Высказываются о своей готовности — Я готов к уроку, потому что приготовил тетрадь по письму, пенал, на моей парте порядок, я готов работать, внимательно слушать учителя и одноклассников. |
2. Актуализация знаний, мотивация | Воспроизведенные знания и способы действия. Осознание необходимости получения новых знаний | Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний Определение границ знания и незнания | Организую ситуацию, включающую обучающихся в практическую деятельность, направленную на воспроизведение знаний и способов действий для открытия новых знаний. — Рассыпались бусы. Что делать?Как быть? Помогите их собрать. На тренажерах образцы написания букв О,о. Пропишите. Что заметили?
Дети слышат смех. — Что случилось? Кто смеется?. (выслушиваю несколько мнений, спрашиваю о согласии с удачным мнением) -Какой же вопрос я хочу задать вам? — Я согласна.. Тема урока «Письмо заглавной и строчной букв Х,х». Фиксирую тему урока (прикрепляю готовую карточку с буквой Х,х). -Давайте вспомним и дадим характеристику этим звукам. — Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами заглавную и строчную буквы Х,х. -Для чего нам нужны эти буквы?
Организую ситуацию практического затруднения для определения границ знания — незнания, умения — неумения. -Ребята, прочитайте слова. Как вы считаете, сможете ли вы все уверенно красиво и правильно написать эти буквы? Почему? |
-Выполняют задание на тренажерах: прописывают буквы заглавную и строчную О,о чередуя. — Заглавная буква чередуется со строчной и соединяется верхним соединением. -Выполняют задание .
-Сейчас будет урок открытия нового. Высказываются, слушают друг друга, реагируют на высказывания . — У нас в гостях буква Х,х. — Чему будем учиться на уроке.
— Дети отвечают. Читают . Формулируют свое затруднение (неумение правильно писать букву Х,х)
-Для обозначения названных звуков.
Проговаривают проблему, отделяя знание от незнания.
-Я не уверен, что могу красиво и правильно написать, потому что правильно писать букву Х,х я еще не учился.
|
3. Постановка учебной задачи. Изучение нового материала.
Решение учебной задачи | Сформулированная и зафиксированная с помощью модели учебная задача и тема урока. Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
Сформулированные особенности буквы х, способ (алгоритм) написания буквы | Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения
Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по анализу и алгоритму написания буквы Х
| Организую ситуацию формулирования проблемы и цели для изучения через выяснение, какого знания не хватает для решения проблемы. — В таком случае, какая перед вами цель? Чему нужно научиться? Обсудите в парах цель урока. -Я согласна с вами, необходимо научиться красиво и правильно писать заглавную букву Х. Фиксирую учебную задачу (указываю на таблице с темой урока образец написания письменной буквы Х,х) — Будет ли полезным новое умение? -В чём ценность (польза) нового знания и умения?
Предлагаю спланировать нашу деятельность для того, чтобы достичь цели урока. -Рассмотрите страницу прописи с. 42, составьте план действий.
Предлагаю обсудить формы работы (в парах) -Обсудите с соседом, какие задания можно выполнить в парах? Предлагаю обсудить критерии. -Что мы будем оценивать в течение урока? -Поднимите руку, кто настроен только на успех. — Вот теперь пора в тетрадь Букву «ха» нам написать.
Организую ситуацию решения учебной задачи, используя предложенный план действий
—Какое первое действие? Найдите и рассмотрите задание «Вопрос Вопросыча.
-Сравните буквы, напишите, определите общий элемент
-Выполните самоконтроль и взаимоконтроль посадки и приступайте к выполнению задания.
Организую ситуацию текущей самооценки взаимопроверки -Поднимите руки, кто доволен своей работой. –Кто заметил, что допустил ошибки? Организую ситуацию анализа буквы. Физминутка ТОМ и ДЖЕРРИ -Рассмотрите строчную букву х. -Из скольких элементов она состоит? -Как называются эти элементы? -Сравните строчную и заглавную буквы х,Х. -Если мы вместе научимся писать строчную букву, сможете ли вы сами научиться писать заглавную букву Х?
В парах выберите элементы для строчной буквы х.
Организую ситуацию текущей оценки. -Расскажите, как удалось поработать в парах. Как договаривались, что делали?
Самоконтроль посадки.
—Найдите и рассмотрите букву в рамке. Как правильно писать? Составим алгоритм написания буквы х.
—Прочитаем, как пишется буква под счёт.
Организую ситуацию письма элементов и целой буквы под счёт с проговариванием учителя в громко-речевой форме.
Организую ситуацию текущей оценки.
-Поднимите руки, кто доволен собой, написано правильно и аккуратно.
-Организую письмо в воздухе для повторения алгоритма. Нарисуем кружева этой буквы в воздухе. -Написали аккуратно, В свою тетрадь смотреть приятно. |
Обсуждают в парах, сигнализируют о готовности. С помощью учителя формулируют и фиксируют учебную задачу.
—Наша цель: научиться красиво и правильно писать букву Х,х.
-Если научимся писать заглавную букву Х, то сможем писать разные имена, названия, начало предложения. -Сможем писать разные имена и фамилии с заглавной буквой Х.
Предполагают свои действия, ориентируясь на приобретённый ранее опыт -Мы подумаем и выполним задание «Вопрос Вопросыча» Выберем нужные элементы Напишем букву под счёт в рамке, а после будем писать в рабочей строке букву, слоги, слова и предложения. Поработаем в парах. -Давайте в парах будем выбирать элементы и конструировать букву. -Все вместе напишем букву под счет.
-Мы будем оценивать правильность и аккуратность написания.
-Реагируют на призыв учителя.
Решают проблему, обсуждая и выдвигая гипотезы в совместной (парной) деятельности, сравнивают, анализируют, осуществляют поиск необходимой информации.
Находят нужное задание. Высказываются о его пользе -Задание «Вопрос Вопросыча» помогает укрепить и разработать руку, чтобы буквы получились лучше. Он приготовил буквы с похожими элементами нашей буквы Х.
Выполняют самоконтроль и взаимоконтроль посадки. Определяют действия и их последовательность (прямая спина, постановка ног, наклон головы, положение тетради и ручки).
-Подают сигналы.
Рассматривают, анализируют букву. -Буква х состоит из двух полуовалов. — Они очень похожи, только разного размера.
-Сможем!!!
Выполняют задание в парах. Выбирают элементы буквы.
Проговаривают ход выполнения задания. -Мы работали дружно, я нашел один элемент, а ….-другой элемент.
Находят и рассматривают букву. Определяют алгоритм написания буквы. -Начинаем писать первый полуовал, потом напишем второй полуовал.
Находят и читают алгоритм написания буквы под счёт. –и-раз-и-и-и.два-и х
Пишут букву под счёт с проговариванием учителя.
-Выполняют самооценку. Подают сигнал.
Пишут в воздухе, проговаривая алгоритм –и-раз-и-два-и
|
4.Построение проекта выхода из затруднения | Умение находить способы действия выхожа из затруднения | Использование знаний, необходимых для выхода из затруднения | Написание буквосочетаний. -Прочитайте буквосочетания: Ах!Ах?Ах. Ох!Ох?Ох. Ух!Ух?Ух. Эх!Эх?Эх. — Являются ли буквосочетания словами? На стр. 45 прописи пропишем эти буквосочетания. -А как же мы будем соединять эти буквы. -Обратите внимание на особенность соединения, где буква х не первая: ух, ох. Организую ситуацию практического затруднения для определения границ знания и незнания, умения-неумения. -Запись буквосочетаний: ах, ох,ух,эх. — Как буква х соединяется с другими буквами? -Прочитайте буквосочетание АХ справа налево: ХА -Запишем его рядом с остальными буквосочетаниями. Обведите самое «веселое» слово. Какое? Физминутка «Винни-Пух» |
Дети читают хором
-Да, это слова, которые выражают наши чувства.
Дети обсуждают в парах и высказывают свои мнения.
Дети выполняют работу у доски. -Верхним соединением
-Дети читают
Выполняют задание
Это «ХА» — так мы смеемся.
|
5. Первичное закрепление (Применение алгоритма на практике) | Умение действовать по алгоритму написания буквы х | Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму. | Организую ситуацию первичного закрепления и применения алгоритма написания слов и предложений по образцу. Предлагаю следовать далее по плану. -Найдите с.43 РТ Прочитайте слова на строке хлеб, хомяк,уха, хохот.Пропишите эти слова, подчеркните буквы гласных. —Выполните задание самостоятельно. Организую ситуацию оценки и взаимооценки. —Ребята, оцените работу, обведитее зелёным цветом самую удачную «мисс-букву».
-Оцените соседа, подчеркните простым карандашом самую правильную и красивую букву. -РТ с.43 Сравнение строчных букв х-ж
-Пропишите последовательно слоги ха-жа. -РТ с.43 Записать слова на нужной строке в зависимости от того, какая буква х или ж есть в слове
|
-Выполняют задание самостоятельно. Осуществляют самооценку и взаимооценку в парах.
В парах осуществляют взаимопроверку.
Рассказывают о том, как осуществляли взаимопроверку и оценку.
— Похожи элементами. Дети прописывают
Выполняют работу с проговариванием |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. | Умение применять алгоритм написания буквы х,Х | Формирование и развитие ЦО к умению применять алгоритм разучивания скороговорок | Организую ситуацию отработки применения алгоритма написания буквы. -РТ с.45 Чтение двустишия. -О ком оно? Кто такой хорек? Демонстрация картинки хорька. — Коллективно разучим двустишие и запишем его по группам.Составьте план действий для разучивания двустишия.. Предлагаю вернуться к предложению. -Сможете ли вы теперь написать это предложение уверенно правильно, красиво? Предлагаю выполнить контрольное задание, оценить результаты, способы их достижения. —Напишите предложение: 1 группа – переводят печатный текст в письменный «Переводчики»; 2-группа – списывают двустишие; 3-группа-записывают по памяти с подсказкой на листочке: …по лесу…, …маленький зверек. |
Дети читают двустишие. О хорьке, хищном животном.
— Сначала прочитаем двустишие и запомним его; затем запишем. Рассмотрим соединения букв в словах, знаки в предложении. Выполняют задание. Осуществляют самоконтроль, взаимоконтроль. Осуществляют самооценку действий. Осмысливают, строят понятные высказывания. Реагируют на слова одноклассников. -Я уверен, что теперь сумею правильно и красиво написать предложение, потому чтозапомнил его и научился писать букву Х, х.
Выполняют предложенное задание.
|
7. Итог урока. Рефлексия деятельности. Релаксация. | Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности | Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения. | Организую дискуссию, диалог, позволяющий ученикам осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу. Ребята,Вопрос-Вопросыч хочет спросить у вас, чему вы сегодня научились на уроке? Какую цель мы поставили перед собой?
-Пригодилось ли новое умение? — А о чем бы вы себя спросили в конце урока? Как вы считаете, достигли ли цели? ПОЧЕМУ? Что пожелали бы себе и своему товарищу по парте? -Какая работа была самой трудной?Какая самой легкой? — Урок заканчивается. На улице холодно. А не повязать ли нам на шею теплые шарфики?! Украсим их по образцу орнаментом из письменных букв Х,х. -Урок закончен. Спасибо. | Участвуют в организованной учителем дискуссии. Анализируют и осмысливают, проговаривают и фиксируют свои достижения.
-Мы научились писать заглавную и строчную буквы Х,х правильно и красиво. —Всё получилось, потому что мы работали старательно, сумели договориться. -Мы работали в парах, группах, самостоятельно и все вместе. -Научились ли мы писать букву Х?
Дети высказывают свои мнения и пожелания.
Дети выполняют работу. |