Конспект урока русского языка

в 3 классе школы VII вида

УМК «Школа России»

Тема урока: «Глагол, его роль в языке».

Короткова Галина Викторовна,

ГОУ ЦВР «Синяя птица» СЗУО,

педагог дополнительного образования,

студентка Московской Открытой Социальной Академии факультета коррекционной педагогики и специальной психологии.

Цель: знакомство с новой частью речи – глаголом, определение роли глагола в языке.

Задачи:

Образовательные: познакомить детей частью речи – глаголом, его ролью в языке, научить детей находить глагол в тексте с помощью вопроса, расширить словарный запас, формирование навыка самопроверки.

Коррекционно-развивающие: корригировать внимание, корригировать и развивать мыслительную деятельность и связную устную речь при сравнении двух текстов, письменную речь при работе над деформированным текстом, корригировать и развивать зрительное и слуховое восприятие, личностные качества учащихся.

Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к родному языку, воспитывать самостоятельность, аккуратность при выполнении письменной работы, трудолюбие.

Оборудование:

  • демонстрационная таблица «Части речи»,

  • таблица «Глагол»,

  • картина «Апрель»,

  • магнитные карточки с глаголами,

  • раздаточный материал: карточки трех цветов с разными вариантами текста (разложить на парты до урока в перевернутом виде),

  • конверт для сюрпризных моментов.

  • карточки со словами: дует, закачалось, ловил, пряла, просидел, примерз, съела, сказала, прикрыла.

  1. Оргмомент.

  2. Чистописание.

Записать число:

9 апреля.

Классная работа.

Отгадайте загадку:

Крылатый, горластый — красные ласты.
В воде купался — сух остался.
Щиплет за пятки — беги без оглядки.
(Гусь)

-Какая буква стоит в начале слова? Сегодня мы её пропишем.

-Из каких элементов состоит строчная буква «г»?

— В каких буквах есть такой же элемент?

—Из каких элементов состоит заглавная буква «г»?

— Пропишем Гг.

  1. Повторение пройденного.

Про какое время года это стихотворение:

По пОлям бЕгут ручЬи,

На дОрогах лужИ,

Скоро выйдут муравЬи

После зимнЕй стужИ.

-Какое сейчас время года? (Весна).

-Месяц? (Апрель) (На доске появляется картинка с Апрелем. С обратной стороны картинки прикреплен конверт для сюрпризных моментов.)

— Сейчас мы запишем это четверостишье под диктовку, но сначала разберём слова, которые необходимо проверить: назовите на какое правило это слово, если надо – подбираете проверочное:

(Слова на доске, буквы пропущены.

Дети объясняют и вписывают буквы)

по п.лям руч.и луж.

б.гут мурав.и стуж.

д.рогах

-Запишем стихотворение под диктовку, ещё раз прочитайте эти слова, я их сейчас закрою.

Инструкция к диктовке:

  • Диктовать по строчкам со знаками препинания, каждую строчку писать с большой буквы.

  • После диктанта: открыть слова.

-Даю 1 минуту на проверку, у кого нет ошибок в этих словах – поднимите руку.

— Ещё раз прочитайте стихотворение: какие знакомые части речи там найдёте?

— Как вы думаете, в русском языке есть ещё какие-нибудь части речи?

— Сегодня мы познакомимся с ещё одной важной частью речи, и в этом нам поможет физминутка. Слушайте внимательно, запоминайте.

  1. Физкультминутка:

Ваша задача – запомнить движения и затем их повторить.

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок всё тише, тише,

Деревцо всё выше, выше.

  1. Объяснение нового материала.

— Скажите, что делает ветер? (дует)

— Что делало деревце? (закачалось)

На доске из конверта появляются слова: дует, закачалось.

— На какой вопрос отвечают эти слова?

— Кто знает, как называется эта часть речи?

— Это тема нашего урока. (На доске вывешивается тема: Глагол)

— Откройте правило на стр.195. Прочитайте его.

— Прочитайте, что обозначает глагол?

— Прочитайте, на какие вопросы отвечает?

— Это правило необходимо выучить наизусть.

— Подумайте и скажите, для чего в речи нужен глагол?

— Давайте попробуем обойтись без него.

— Братец-Апрель приготовил рассказ. (Достать из конверта карточку с текстом на розовом листе.) Возьмите такую же карточку.

Розовая карточка: Прочитайте текст: (затем текст ещё раз читает хорошо читающий ученик)

1 вариант:

На реке жёлтые кувшинки. Над водой водяная кашка. Дикая утка у осоки со своими утятами. Над водой белые и синие стрекозы. Над цветами деловитые пчёлы. В траве под водой зубастый щурёнок.

— Понятно ли, что в этом рассказе происходит?

— Кто что делает в этом рассказе?

Учитель достаёт желтую карточку из конверта. Ученики берут карточку такого же цвета.

— Прочитайте этот рассказ.

На реке раскрылись жёлтые кувшинки. Цветёт над водой водяная кашка. Дикая утка вывела из осоки своих утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. Над цветами гудят деловитые пчёлы. В траве под водой притаился зубастый щурёнок.

-Как изменился текст?

-Почему неподвижная картина ожила и стала понятной?

-Какие слова помогли в этом? ( задать вопрос к каждому глаголу, ответ найти в тексте. (Напр.: кувшинки (что сделали?) раскрылись)

— Какая это часть речи?

-Что такое глагол?

— На какие вопросы он отвечает?

— Зачем глагол нужен в речи?

  1. Закрепление.

— У Апреля есть еще сюрприз. (достать белую карточку) . Возьмите такую же карточку.

— Прочитайте предложения, всё ли вам понятно?

— Какая часть речи пропущена в предложении?

— Какой вопрос поставим к этим словам: ставим вопрос и подбираем нужное слово.

Старик _____________ неводом рыбу. Старуха ____________ свою пряжу.

Волк _______ целую ночь в проруби, хвост у него и ________. Девочка ________ лесное яблоко и спасибо __________. Яблоня её __________

ветвями.

Подобрать глагол по смыслу. Карточки с глаголами выставляются на доску.

(по времени – перемешать слова-помощники на доске)

— Списать, вставляя пропущенные слова.

Проверка: слова какой части речи вставляли, подчеркните их двумя чертами (показать на доске).

  1. Подведение итогов:

-С какой частью речи ближе познакомились на уроке?

-Кто догадался, почему на чистописании мы писали букву Гг?

-Расскажите, что вы запомнили про глагол.

-Кто сможет привести свой пример? (задавайте вопросы)

-Что вам понравилось на уроке?

  1. Домашнее задание: стр. 195 правило, упр. 522

  1. Оценка учащихся

Приложение: карточки с заданиями.

Старик ___________ неводом рыбу. Старуха ___________ свою пряжу.

Волк _______ целую ночь в проруби, хвост у него и _______ .Девочка________ лесное яблоко и спасибо __________. Яблоня её __________ветвями.

На реке жёлтые кувшинки. Над водой водяная кашка. Дикая утка у осоки со своими утятами. Над водой белые и синие стрекозы. Над цветами деловитые пчёлы. В траве под водой зубастый щурёнок.

На реке раскрылись жёлтые кувшинки. Цветёт над водой водяная кашка. Дикая утка вывела из осоки своих утят. Летают над водой белые и синие стрекозы. Над цветами гудят деловитые пчёлы. В траве под водой притаился зубастый щурёнок.

Список использованной литературы:

  1. Рамзаева Т. Г.. «Русский язык». Учебник. Ч. 2. Дрофа, 2004

  2. Рамзаева Т. Г., Савинкина Л. П.. «Русский язык».
    Книга для учителя. Методическое пособие. Дрофа, 2004

  3. Тикунова Л.И. , Канакина В.П. «Сборник диктантов и творческих работ» М. Просвещение 1992

  4. Демонстрационный иллюстративный материал.

7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here