Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа № 50

Внеклассное мероприятие

«Лес – наше богатство»

для учащихся 3 класса

Классный руководитель

Булгакова Е.М.

Орел, 2013

Цель: проведение исследования экосистемы лес, путём использования различных видов деятельности.

Задачи:

1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы (формирующие)

2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов (познавательные)

3. Развивать познавательный интерес (развивающие)

4. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения (воспитывающие)

Форма проведения:

Продолжительность мероприятия: 45 минут.

Роль классного руководителя на подготовительном этапе: распределение ролей и деление на команды, указания по домашнему заданию для одноимённого конкурса, приглашение педагогов для исполнения роли жюри.

Поручения детям: заучивание и выразительное исполнение стихотворений, подготовка чтецов, деление на группы, подготовка проекта.

Оформление помещения и оборудование: класс празднично украшен (шары, высказывания о лесе, выставка книг по теме, фотовыставка); столы и стулья для двух групп; карточки для самостоятельной работы, проект «Растения и животные Орловского края», сигнальные карточки, презентация.

Ход занятия.

  1. Организационный момент. ( Звучит аудиозапись звуков леса.)

-Прислушайтесь! Что вы слышите? Как вы думаете, почему мы начали звуками леса?

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят:

Ваню — земляникой,

Таню — костяникой,

Машеньку – орешками,

Петю – сыроежками,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой.

2. Сообщение темы и целей .

Сегодня мы говорим о роли леса в природе и жизни людей, о значении леса для человека (Слайд 1).

— Сначала мы вспомним, что вы знаете о растениях и животных лесной зоны.

3. Блицтурнир «Я знаю лес».

— Какая птица является санитаром леса? (Дятел)

— Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушата)

— Из какого дерева делают лыжи? (Из сосны)

— У каких деревьев листья красные? (Клён, рябина)

-Какой лес мы называем тайгой? ( Хвойный )

-Назовите дерево: « Высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые» (Сосна)

— Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)

— Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)

— Какое дерево является символом России? (Берёза.)

— Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)

— Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плодами дуба.)

— У какого животного пять чёрных полос на спине? (Бурундук.)

— Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг себя чудесный аромат? (Липа.)

— Узнайте животное по описанию: «Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах»? (Рысь.)

-Какой бывает лес?

— Какое дерево называют железным? (Самшит)

4. Исследовательская деятельность (фрагмент).

Учащийся класса Стоянович Никита представляет защиту своего проекта «Растения и животные Орловского края»

5.Основная часть.

5.1. Значение леса для человека. (слайд 2)

— Послушайте стихотворение С.Никулиной «Русский лес» (читают ученики):

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь.

Излечит, обогреет,

Накормит русский лес.

А будет жажда мучить-

То мне лесовичок

Средь зарослей колючих

Покажет родничок.

Нагнусь к нему напиться-

И видно всё до дна.

Течёт вода-водица,

Вкусна и холодна.

Нас ждут в лесу рябина,

Орехи и цветы,

Душистая малина

На кустиках густых.

Ищу грибов поляну

Я, не жалея ног,

А если и устану-

Присяду на пенёк.

Лес очень любит пеших,

Для них совсем он свой.

Здесь где-то бродит леший

С зелёной бородой.

Жизнь кажется иною,

И сердце не болит,

Когда над головою,

Как вечность, лес шумит.

— Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Прочитайте его. Самостоятельное чтение по карточкам.

— Так чем же является лес для человека?

(Далее работа построена следующим образом: чтение строчек стихотворения на слайде презентации, рассматривание иллюстрации, вывод)

— Лес это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь…»

— А почему лес аптека? ( В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.)(слайд 5)

— А как лес может обогреть человека? ( Человек дровами обогревает дом, а дрова — это деревья, которые росли в лесу.)(слайд 6)

-Значит, лес для человека — это источник топлива. Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома. Значит, лес — это источник древесины. (слайд 7)

— В лесу человек находит себе пищу — это ягоды, орехи, грибы. Значит, лес — это источник пищи. (слайд 10,11)

-« А будет жажда мучить…» Лес — это источник чистой воды.(слайд 11,12)

— А что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении.

— Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? ( Они там растут.) (слайд 13,14)

— Чем для них является лес? ( Это их дом.)

— Для кого ещё лес является домом? ( Для животных.)(слайд 15)

— Значит, лес — это ещё и дом для растений, животных, грибов.

— Посмотрите, сколько значений у леса, но это ещё не всё! Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.

— Чем является лес для воздуха? ( Защитником.)(слайд 16,17)

— Чему ещё лес является защитником? ( Водоёмам и почвам.)

— Как лес защищает водоёмы? ( Там, где растёт лес, не мелеют реки, лес питает их.)

— Как лес защищает почвы? ( Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.)(слайд 18)

5.2. Обозначение экологических проблем. (слайд 19-23)

— А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

Ситуация № 1:

Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько тут было кудрявых берёз!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал — и вон убежал.

Н. Некрасов

— О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?

Ситуация №2:

«Стыдно перед соловушкой»

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

— Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

— Стыдно перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

В.Сухомлинский

— Чьё поведение в лесу вы считаете правильным? О какой экологической проблеме идёт речь в рассказе?

Ситуация №3:

« Лесной пожар»

Забывчивый охотник на привале

Не заметал, не растоптал костра.

Он в лес ушёл, а ветки догорали

И нехотя чадили до утра…

А утром ветер разогнал туманы,

И ожил потухающий костёр.

И, сыпля искры посреди поляны,

Багровые лохмотья распростёр.

Он всю траву с цветами вместе выжег,

Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.

Как вспугнутая стая белок рыжих,

Он заметался со ствола на ствол.

И лес гудел от огненной метели,

С морозным треском падали стволы,

И, как снежинки, искры с них летели

Над серыми сугробами золы.

В. Шефнер

— Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?

Ситуация № 4 и № 5:

— О какой экологической проблеме не упоминалось в карточках?

( О незаконной охоте — браконьерстве.)

-Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в красную книгу, находятся под особой охраной.

— Что можете сделать вы, чтобы уберечь лес от этих опасностей?

6. Итог занятия. (слайд 24)

Рефлексия:

-Какие чувства вызывают у вас названные проблемы леса? Если они вас волнуют, поднимите красную фигурку, если нет- жёлтую.

(Фигурки деревьев разного цвета раздать на парты. Провести опрос: почему волнуют или почему не волнуют.)

— Я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема — это значит, что вы будете искать пути её решения.

Берегите лес, он источник всех чудес!

Чтобы всюду зеленели сосны, вязы, клёны, ели

Берегите лес!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here