Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 50
Внеклассное мероприятие
«Лес – наше богатство»
для учащихся 3 класса
Классный руководитель
Булгакова Е.М.
Орел, 2013
Цель: проведение исследования экосистемы лес, путём использования различных видов деятельности.
Задачи:
1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы (формирующие)
2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов (познавательные)
3. Развивать познавательный интерес (развивающие)
4. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения (воспитывающие)
Форма проведения:
Продолжительность мероприятия: 45 минут.
Роль классного руководителя на подготовительном этапе: распределение ролей и деление на команды, указания по домашнему заданию для одноимённого конкурса, приглашение педагогов для исполнения роли жюри.
Поручения детям: заучивание и выразительное исполнение стихотворений, подготовка чтецов, деление на группы, подготовка проекта.
Оформление помещения и оборудование: класс празднично украшен (шары, высказывания о лесе, выставка книг по теме, фотовыставка); столы и стулья для двух групп; карточки для самостоятельной работы, проект «Растения и животные Орловского края», сигнальные карточки, презентация.
Ход занятия.
-
Организационный момент. ( Звучит аудиозапись звуков леса.)
-Прислушайтесь! Что вы слышите? Как вы думаете, почему мы начали звуками леса?
Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню — земляникой,
Таню — костяникой,
Машеньку – орешками,
Петю – сыроежками,
Катеньку – малинкой,
Васю – хворостинкой.
2. Сообщение темы и целей .
Сегодня мы говорим о роли леса в природе и жизни людей, о значении леса для человека (Слайд 1).
— Сначала мы вспомним, что вы знаете о растениях и животных лесной зоны.
3. Блицтурнир «Я знаю лес».
— Какая птица является санитаром леса? (Дятел)
— Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушата)
— Из какого дерева делают лыжи? (Из сосны)
— У каких деревьев листья красные? (Клён, рябина)
-Какой лес мы называем тайгой? ( Хвойный )
-Назовите дерево: « Высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые» (Сосна)
— Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)
— Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)
— Какое дерево является символом России? (Берёза.)
— Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)
— Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плодами дуба.)
— У какого животного пять чёрных полос на спине? (Бурундук.)
— Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг себя чудесный аромат? (Липа.)
— Узнайте животное по описанию: «Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах»? (Рысь.)
-Какой бывает лес?
— Какое дерево называют железным? (Самшит)
4. Исследовательская деятельность (фрагмент).
Учащийся класса Стоянович Никита представляет защиту своего проекта «Растения и животные Орловского края»
5.Основная часть.
5.1. Значение леса для человека. (слайд 2)
— Послушайте стихотворение С.Никулиной «Русский лес» (читают ученики):
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес.
А будет жажда мучить-
То мне лесовичок
Средь зарослей колючих
Покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться-
И видно всё до дна.
Течёт вода-водица,
Вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина,
Орехи и цветы,
Душистая малина
На кустиках густых.
Ищу грибов поляну
Я, не жалея ног,
А если и устану-
Присяду на пенёк.
Лес очень любит пеших,
Для них совсем он свой.
Здесь где-то бродит леший
С зелёной бородой.
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
— Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Прочитайте его. Самостоятельное чтение по карточкам.
— Так чем же является лес для человека?
(Далее работа построена следующим образом: чтение строчек стихотворения на слайде презентации, рассматривание иллюстрации, вывод)
— Лес это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь…»
— А почему лес аптека? ( В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.)(слайд 5)
— А как лес может обогреть человека? ( Человек дровами обогревает дом, а дрова — это деревья, которые росли в лесу.)(слайд 6)
-Значит, лес для человека — это источник топлива. Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома. Значит, лес — это источник древесины. (слайд 7)
— В лесу человек находит себе пищу — это ягоды, орехи, грибы. Значит, лес — это источник пищи. (слайд 10,11)
-« А будет жажда мучить…» Лес — это источник чистой воды.(слайд 11,12)
— А что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении.
— Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? ( Они там растут.) (слайд 13,14)
— Чем для них является лес? ( Это их дом.)
— Для кого ещё лес является домом? ( Для животных.)(слайд 15)
— Значит, лес — это ещё и дом для растений, животных, грибов.
— Посмотрите, сколько значений у леса, но это ещё не всё! Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.
— Чем является лес для воздуха? ( Защитником.)(слайд 16,17)
— Чему ещё лес является защитником? ( Водоёмам и почвам.)
— Как лес защищает водоёмы? ( Там, где растёт лес, не мелеют реки, лес питает их.)
— Как лес защищает почвы? ( Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.)(слайд 18)
5.2. Обозначение экологических проблем. (слайд 19-23)
— А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?
Ситуация № 1:
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал — и вон убежал.
Н. Некрасов
— О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?
Ситуация №2:
«Стыдно перед соловушкой»
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
— Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!
— Стыдно перед соловушкой,- тихо ответила Лида.
В.Сухомлинский
— Чьё поведение в лесу вы считаете правильным? О какой экологической проблеме идёт речь в рассказе?
Ситуация №3:
« Лесной пожар»
Забывчивый охотник на привале
Не заметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
В. Шефнер
— Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?
Ситуация № 4 и № 5:
— О какой экологической проблеме не упоминалось в карточках?
( О незаконной охоте — браконьерстве.)
-Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть. Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону. Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в красную книгу, находятся под особой охраной.
— Что можете сделать вы, чтобы уберечь лес от этих опасностей?
6. Итог занятия. (слайд 24)
Рефлексия:
-Какие чувства вызывают у вас названные проблемы леса? Если они вас волнуют, поднимите красную фигурку, если нет- жёлтую.
(Фигурки деревьев разного цвета раздать на парты. Провести опрос: почему волнуют или почему не волнуют.)
— Я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема — это значит, что вы будете искать пути её решения.
Берегите лес, он источник всех чудес!
Чтобы всюду зеленели сосны, вязы, клёны, ели
Берегите лес!