ТЕМА: МЯГКИЙ ЗНАК В СЕРЕДИНЕ СЛОВА
Мобилизующий этап.
На наборном полотне следующее расположение карточек с буквами:
Ж Ш Ч _____
Ш Ч Ж _____
Учитель. Какие четыре перестановки карточек с буквами следует сделать в нижнем ряду, чтобы в обоих рядах буквы находились в одинаковой последовательности?
Дети. Карточку с буквой Ж в нижнем ряду надо поставить в пустой кармашек. В освободившийся кармашек после перестановки буквы Ж можно поместить карточку с буквой Ч. В пустой кармашек, где была буква Ч, поставим карточку с буквой Ш.В пустой кармашек, где была буква Ш, перенесём карточку с буквой Ж.
Теперь буквы в обоих рядах находятся в одинаковой последовательности.
Учитель. Какую букву можно добавить к буквам Ж,Ш,Ч?
Дети. К данным буквам можно добавить букву Щ. Это шипящие согласные.
Минутка чистописания.
Учитель. Букву, которую мы сегодня будем писать, вы определите семи, расшифровав данную запись:
5 3 1
д в ?
Дети (посовещавшись в парах). Запись можно расшифровать следующим образом. Буква д в алфавите пятая по счёту, буква в— третья, значит, первая буква- а. сегодня мы будем писать букву а.
Учитель. Определите последовательность букв в данном ряду:
Ааб Аав Ааг Аа…
Дети. Заглавная А, строчная а, чередуются с согласными буквами алфавита.
Учитель. Напишите этот ряд до конца строки.
Изучение нового материала
На доске написаны слова: карась, яблонька, апрель, лошадь, альбом, пальцы.
Учитель. Прочитайте написанные слова. Что в них общего?
Дети. Все слова имеют мягкий знак.
Учитель. На какие две группы можете разделить эти слова?
Дети. По количеству слогов и по местонахождению мягкого знака в слове.
Учитель. Распределите слова на группы в зависимости от местонахождения мягкого знака. Запишите их столбиком.
Дети. карась яблонька
апрель альбом
лошадь пальцы
Учитель. Какое место занимает мягкий знак в словах первого столбика?
Дети. Мягкий знак стоит в конце слова после согласной.
Учитель. Какова его роль в этом случае?
Дети. Мягкий знак показывает. Что согласный звук перед ним произносится мягко.
Учитель. Какое место мягкий знак занимает в словах второго столбика?
Дети. Мягкий знак находится в середине слова между двумя согласными.
Учитель. Какой из двух согласных произносится мягко?
Дети. Мягко произносится согласный, который стоит перед мягким знаком.
Учитель. Какова роль мягкого знака во втором случае?
Дети. Мягкий знак. Находящийся между двумя согласными, показывает, что стоящий перед ним согласный произносится мягко.
Учитель. Какой общий вывод можно сделать?
Дети. Мягкий знак в конце слова после согласной буквы и середине слова между двумя согласными показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко.
Физкультминутка
Учитель. Я буду произносить слова. Если звучит слово с мягким знаком в конце после согласной, вы хлопаете в ладоши; если с мягким знаком в середине слова между согласными- приседаете; если произнесу слово без мягкого знака- топаете ногами.
Тень, школьник, полка, боль, пилка, борьба, мель, зверьки, угольки, плыть, мальчик, зорька, окунь.
Словарно-орфографическая работа
Учитель. Слово, с которым мы познакомимся на уроке, вы узнаете, если прочитаете написанное через одну букву:
П О А Г Л Ш Ь И Т У О
Дети (посовещавшись в парах). Получилось слово пальто.
Учитель. Что такое пальто?
Дети. Пальто- это одежда.
Учитель. Но брюки. Майка, платье- это тоже одежда. Какая между ними разница?
Дети. Пальто- это верхняя одежда.
Учитель. Верно. Это слово пришло в русский язык из французского, в котором много лет назад оно обозначало домашнюю одежду типа халата. В современном языке слово пальто обозначает верхнюю одежду.
Найдите слово пальто в орфографическом словаре, напишите его, поставьте ударение, подчеркните все имеющиеся в нём орфограммы.
Скажите, как используют пальто в жизни? Ответьте полным предложением.
Варианты ответов (после совещания в парах):
Пальто надевают в холодное и прохладное время года.
Пальто можно укрыться вместо одеяла.
Пальто можно подстелить, чтобы было теплее и мягче.
Пальто можно применить в дождь как зонтик. И т.д.
Учитель. Придумайте примеры фантастического характера (представьте себя авторами волшебной сказки).
Варианты ответов (после совещания в группах):
Пальто можно использовать как ковёр-самолёт.
Из пальто можно соорудить скатерть-самобранку.
С помощью электрических деталей создать пальто-электрогрелку. И т.д.
Учителю желательно подчеркнуть отличие глагола одеть от глагола надеть.
Закрепление (Дети совещаются в парах).
Упражнение 1.Внимательно слушайте слова. Напишите их, распределяя их в три столбика :с мягким знаком в конце слова; с мягким знаком в середине слова между согласными; без мягкого знака. Орфограммы подчеркните.
Июнь, пеньки, пузырьки, нитки, учить, рыть, морковь, дверь, кустик, ступенька, песня, жильцы, голубь, гости, сильный.
Упражнение 2. Составьте словосочетания, соединяя слова из левой и правой частей. Напишите их, разделяя слова с мягким знаком в середине для переноса.
Стальная ветер
Старенький огоньки
Ясная портфель
Большое село
Морская зорька
Яркие игла
Сильный галька
Упражнение 3.Прочитайте написанные пары слов. Постарайтесь их запомнить. (через 1-2 минуты вторые слова каждой пары стираются). Ориентируясь на первое слово, напишите по памяти в строчку второе слово каждой пары. Подчеркните орфограммы.
рисунок- албом конверт- письмо
пуговица- пальто поляна- пеньки
нога- коньки волосы- заколка
Упражнение 4. Прочитайте. Какая связь между словами в левой части примера? Составьте подобную пару в правой части, выбрав одно слово из четырёх, заключённых в скобки. Обоснуйте свой выбор.Слова-ответы запишите в алфавитном порядке.
учитель – ученик врач –(больница,градусник,температура, больной)
шнурок – ботинок пуговица- (магазин, пальто,нитки, пришивать)
снег – лыжи лёд- (каток, зима, коньки, скользить)
лёгкий – тяжёлый слабый(крепкий,храбрый, бесстрашный, сильный)
Упражнение 5. Прчитайте предложения. Составьте из них текст, соблюдая следующую последовательность:
1-е предложение — со словом, имеющим мягкий знак в конце;
2-е предложение — со словом,имеющим мягкий знак в середине между согласными;
3-е предложение- со словом, имеющим мягкий знак в конце;
4-е предложение, в котором есть два слова с мягким знаком в конце и одно слово с мягким знаком в середине между согласными.
У него бол…шие ветвистые рога.
В чаще леса скрылся лос… .
Лос…- сил…ный звер… .
Он ест травку и ветки, любит сол… .
Рефлексия
Прочитайте. Напишите предложения в порядке увеличения в них количества слов с мягким знаком в конце и в середине слова между согласными. Вставьте пропущенные буквы. Можно ли назвать написанное текстом? Почему? Устно из предложений составьте свой текст.
Мал…чики ск…л…зят по л…ду на к…н…ках.
Белочка скрылас… в густом ел…нке.
На сн…гу в…днелис… сл…ды мален…кого зв…р…ка.
Итог урока.
Что вам понравилось на уроке?
Что вызвало затруднение?
Как бы каждый из вас оценил свою работу сегодня на уроке?
Над чем нужно ещё поработать?