Урок русского языка в 3 «б» классе

(система Эльконина –Давыдова. УМК под редакцией В.В.Репкина)

Учитель Чечулина Галина Арефьевна

Раздел: Нефонемное написание падежных окончаний.

Тема: Проверка орфограмм – нарушителей в падежных окончаниях слов предметов и признаков.

Цель: Создание условий для разработки критериев и модели контрольно – оценочного листа

( КОЛ) при проверки орфограмм нарушителей закона русского письма.

Задачи:

— актуализировать знания и умения учащихся по правописанию падежных окончаний слов — предметов и слов — признаков

— сконструировать модель КОЛ при проверки слов с нарушителями падежных окончаний

— закрепить умение соотносить собственный опыт с образцом через самооценку

— организовать взаимодействие учащихся в группе по выработке критериев КОЛ

— содействовать формированию культуроведческой компетентности средствами коммуникативных (предметных) заданий об А.П.Чехове.

Этап урока

Содержание этапа

Ожидаемый результат

  1. Оргмомент

  1. Актуализация знаний

  1. Целеполагание

  1. Выполнение задания с доски

  1. Выработка критериев и моделей КОЛ

  1. Обсуждение критериев КОЛ

  1. Самоконтроль

  1. Вычленение ошибок при выполнении способа

  1. Рефлексия

  1. Д/з

Приветствие учащихся, положительный настрой на работу.

Текст с «дырками» в падежных окончаниях слов предметов и признаков (не по закону письма)

Слово учителя:

29 января 2014года мы отмечали 154- летие со дня рождения А.П.Чехова.Чехов – драматург, его пьесы поставлены на многих мировых сценах, произведения переведены на множество языков. Чехов был в Перми дважы:в апреле 1890 года по пути на остров Сахалин и летом 1902 года по приглашению Савы Морозова на торжественное открытие школы имени Чехова во Всеволодо- Вильве. Оба раза он приезжал в Пермь по Каме, от которой у него сложились исключающие друг друга впечатления.

В первый приезд у Чехова пробыл в Перми несколько часов, свои впечатления мрачные, безрадостные. Вызваны скорее плохой погодой. Вот его письмо « Кама — прескучайшая река. Берега голые земля бурая, тянутся полосы снега, а ветер такой, что сам черт не сумеет дуть так резко и противно. Камские города серы; кажется, в них жители занимаются приготовлением скуки, заборов и уличной грязи.

Совсем другое настроение у Чехова во время его путешествия по Каме летом 1902 года. Чудесная погода. Изумительные по красоте камские виды, интересный спутник(Чехов ехал в обществе Савы Морозова, который был натурой художественно одаренной)- все это способствовало прекрасному настроению. Вот строки письма О.Книппер « Кама – чудесная река. Надо бы нам как – нибудь нанять для всего семейства пароходик и поехать неспеша в Пермь и потом обратно, и это была бы дачная жизнь самая настоящая, какая нам и не снилась…»

Мы в 4 классе будем изучать рассказы Чехова « Ванька», «Мальчики», «Каштанка» Познакомимся ближе с творчеством А.П.Чехова.

Учитель:

— Посмотрите на высказывания, записанные на доске.

Это был неугомон… добр… человек. Он помогал школам, заведовал больниц…й, работал врач…м. В своем путешестви… на остров, Чехов рассказывает о населении… Сахалина. Антон Павлович оставил огромн… след в драматурги… . Русск…. писателя знают и сегодня в Германи… , Франци…, Англи… .

Учитель :

1. Что представляют собой эти высказывания?

2.Какими признаками отличается связный текст?

3. О каких качествах личности Чехова идет речь в тексте?

Учитель:

В какой значимой части слова вы видите орфограмму? ( в падежных окончаниях слов – предметов и слов-признаков)

Учитель:

Какая это орфограмма? (орфограмма слабых позиций в окончании слов – предметов и слов- признаков, которые нарушают закон русского письма )

При написании контрольной работы что небходимо знать для правильного написания слов в диктанте? (знать правила, уметь их применять, уметь себя контролировать. Определять границу своих знаний и незнаний )

Что для этого необходимо составить? (Лист самоконтроля)

Учитель: Значит чем мы будем заниматься на уроке? (Составлять лист самоконтроля).

Составить лист самоконтроля ( КОЛ)

Запись текста с «дырками» в тетрадь с выделением орфограмм- нарушителей

Учитель:

Запишите текст с доски, проверив пропущенные орфограммы – нарушители в падежных окончаниях. Выделите окончания.

Взаимопроверка работ учениками (на полях прописывают шкалы знаний и умений)

Работа в группах по выработке критериев

Учитель:

В группах составим КОЛ (контрольно-оценочный лист), в котором запишем критерии умений и знаний, чтобы правильно писать контрольную работу. (Ученики составляют КОЛ, используя модели)

Критерии:

  1. Уметь различать слова-предметы и слова-признаки.

  2. Уметь выделять основу слова на – ий

  3. Уметь выделять основу слова на шипящую и ц.

  4. Уметь определять позицию фонемы в слове.

  5. Знать, что в словах-признаках множественного рода пишется окончание – ый (ий),вместо – ой

  6. Знать, что в словах предметах с основой на – ия, — ие,- ий в предложном падеже пишется буква и вместо е, при обозначении фонемы <э>

  7. Знать.что в словах – предметах и словах – признаках после шипящей и — ц в безударных окончаниях вместо о пишется буква – е

  1. Знать, что в словах – признаках пишется буква – г вместо в в окончаниях — ого, — его.

(Проверка работы по КОЛ)

Учитель:

По контрольно – оценочному листу оцените свою работу, выполненную в тетради.

(Ученики получают задание на листах)

Учитель:

Прочитайте. Найдите, кто из детей (Маша, Петя, Алеша ) выполнил работу правильно. Оцените их работу и объясните ошибки. Исправьте ошибки в словах.

Маша – зимней стужой, с раннего утра, заниматься в в студии, заботиться о Марии, учиться в гимназии, говорить с врачём, встретиться с очевидцом.

Петя — зимней стужей, с раннева утра, заниматься в студие, заботиться о Марие, учиться в гимназие, говорить с врачом, встретиться с очевидцем.

Алеша – зимней стужей, с раннего утра, заниматься в студии, заботиться о Марии, учиться в гимназии, говорить с врачом, встретиться с очевидцем.

Учитель:

— Кто выполнил работу правильно? Какие ошибки допустили ?

Оцените по КОЛ, что не знают ученики. (учащиеся оценивают работу по КОЛ)

Итог урока.

Учитель:

— Что необходимо для грамотного письма? (Контролировать себя,применять знания )

— Чем на уроке занимались? (Создали лист контроля для проверки орфограмм – нарушителей при написании слов)

— Вложите этот дист в днесник «Мои успехи»

Учитель:

— Предлагается задание на выбро:

1) Упр.203, стр. 38

2 ) упр. 207, стр. 43, написать сообщение для Коли из другого класса,обучающего по другой программе, как себя контролировать при написании слов с орфограммами – закона русского письма в падежных окончаниях

3) составить задание на карточках для своего товарища по парте:

— написать 5 высказываний с «дырками» в словах с нарушителями закона письма .

Подвести детей к целеполаганию

Проверка знаний по данной теме

Продукт – КОЛ

Фиксация в КОЛ

Фиксация в КОЛ

Контрольно – оценочный лист

(Проверка падежных окончаний слов- предметов и слов-признаков. Нарушающих закон письма)

Критерии умений и знаний

Маша

Петя

Алеша

Я

Способ

оценивания

Уметь различать слова-предметы и слова-признаки

Высокий

Уметь выделять основу слова на – ий

Уметь выделять основу слова на шипящую и —ц.

+

Выше среднего

Уметь определять позицию фонемы в слове.

Знать, что в словах-признаках множественного рода пишется окончание – ый (ий),вместо – ой

_

Низкий

Знать, что в словах предметах с основой на – ия, — ие,- ий в предложном падеже пишется буква и вместо е, при обозначении фонемы <э>

Знать. что в словах – предметах и словах – признаках после шипящей и — ц в безударных окончаниях вместо о пишется буква — е

Знать, что в словах – признаках пишется буква – г вместо в в окончаниях — ого, — его

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here