Урок русского языка в 3 «б» классе
(система Эльконина –Давыдова. УМК под редакцией В.В.Репкина)
Учитель Чечулина Галина Арефьевна
Раздел: Нефонемное написание падежных окончаний.
Тема: Проверка орфограмм – нарушителей в падежных окончаниях слов предметов и признаков.
Цель: Создание условий для разработки критериев и модели контрольно – оценочного листа
( КОЛ) при проверки орфограмм нарушителей закона русского письма.
Задачи:
— актуализировать знания и умения учащихся по правописанию падежных окончаний слов — предметов и слов — признаков
— сконструировать модель КОЛ при проверки слов с нарушителями падежных окончаний
— закрепить умение соотносить собственный опыт с образцом через самооценку
— организовать взаимодействие учащихся в группе по выработке критериев КОЛ
— содействовать формированию культуроведческой компетентности средствами коммуникативных (предметных) заданий об А.П.Чехове.
Содержание этапа | Ожидаемый результат | |
| Приветствие учащихся, положительный настрой на работу. Текст с «дырками» в падежных окончаниях слов предметов и признаков (не по закону письма) Слово учителя: 29 января 2014года мы отмечали 154- летие со дня рождения А.П.Чехова.Чехов – драматург, его пьесы поставлены на многих мировых сценах, произведения переведены на множество языков. Чехов был в Перми дважы:в апреле 1890 года по пути на остров Сахалин и летом 1902 года по приглашению Савы Морозова на торжественное открытие школы имени Чехова во Всеволодо- Вильве. Оба раза он приезжал в Пермь по Каме, от которой у него сложились исключающие друг друга впечатления. В первый приезд у Чехова пробыл в Перми несколько часов, свои впечатления мрачные, безрадостные. Вызваны скорее плохой погодой. Вот его письмо « Кама — прескучайшая река. Берега голые земля бурая, тянутся полосы снега, а ветер такой, что сам черт не сумеет дуть так резко и противно. Камские города серы; кажется, в них жители занимаются приготовлением скуки, заборов и уличной грязи. Совсем другое настроение у Чехова во время его путешествия по Каме летом 1902 года. Чудесная погода. Изумительные по красоте камские виды, интересный спутник(Чехов ехал в обществе Савы Морозова, который был натурой художественно одаренной)- все это способствовало прекрасному настроению. Вот строки письма О.Книппер « Кама – чудесная река. Надо бы нам как – нибудь нанять для всего семейства пароходик и поехать неспеша в Пермь и потом обратно, и это была бы дачная жизнь самая настоящая, какая нам и не снилась…» Мы в 4 классе будем изучать рассказы Чехова « Ванька», «Мальчики», «Каштанка» Познакомимся ближе с творчеством А.П.Чехова.
Учитель: — Посмотрите на высказывания, записанные на доске. Это был неугомон… добр… человек. Он помогал школам, заведовал больниц…й, работал врач…м. В своем путешестви… на остров, Чехов рассказывает о населении… Сахалина. Антон Павлович оставил огромн… след в драматурги… . Русск…. писателя знают и сегодня в Германи… , Франци…, Англи… . Учитель : 1. Что представляют собой эти высказывания? 2.Какими признаками отличается связный текст? 3. О каких качествах личности Чехова идет речь в тексте? Учитель: В какой значимой части слова вы видите орфограмму? ( в падежных окончаниях слов – предметов и слов-признаков) Учитель: Какая это орфограмма? (орфограмма слабых позиций в окончании слов – предметов и слов- признаков, которые нарушают закон русского письма ) При написании контрольной работы что небходимо знать для правильного написания слов в диктанте? (знать правила, уметь их применять, уметь себя контролировать. Определять границу своих знаний и незнаний ) Что для этого необходимо составить? (Лист самоконтроля) Учитель: Значит чем мы будем заниматься на уроке? (Составлять лист самоконтроля).
Составить лист самоконтроля ( КОЛ)
Запись текста с «дырками» в тетрадь с выделением орфограмм- нарушителей Учитель: Запишите текст с доски, проверив пропущенные орфограммы – нарушители в падежных окончаниях. Выделите окончания.
Взаимопроверка работ учениками (на полях прописывают шкалы знаний и умений)
Работа в группах по выработке критериев Учитель: В группах составим КОЛ (контрольно-оценочный лист), в котором запишем критерии умений и знаний, чтобы правильно писать контрольную работу. (Ученики составляют КОЛ, используя модели) Критерии:
(Проверка работы по КОЛ) Учитель: По контрольно – оценочному листу оцените свою работу, выполненную в тетради.
(Ученики получают задание на листах) Учитель: Прочитайте. Найдите, кто из детей (Маша, Петя, Алеша ) выполнил работу правильно. Оцените их работу и объясните ошибки. Исправьте ошибки в словах. Маша – зимней стужой, с раннего утра, заниматься в в студии, заботиться о Марии, учиться в гимназии, говорить с врачём, встретиться с очевидцом. Петя — зимней стужей, с раннева утра, заниматься в студие, заботиться о Марие, учиться в гимназие, говорить с врачом, встретиться с очевидцем. Алеша – зимней стужей, с раннего утра, заниматься в студии, заботиться о Марии, учиться в гимназии, говорить с врачом, встретиться с очевидцем. Учитель: — Кто выполнил работу правильно? Какие ошибки допустили ? Оцените по КОЛ, что не знают ученики. (учащиеся оценивают работу по КОЛ)
Итог урока. Учитель: — Что необходимо для грамотного письма? (Контролировать себя,применять знания ) — Чем на уроке занимались? (Создали лист контроля для проверки орфограмм – нарушителей при написании слов) — Вложите этот дист в днесник «Мои успехи»
Учитель: — Предлагается задание на выбро: 1) Упр.203, стр. 38 2 ) упр. 207, стр. 43, написать сообщение для Коли из другого класса,обучающего по другой программе, как себя контролировать при написании слов с орфограммами – закона русского письма в падежных окончаниях 3) составить задание на карточках для своего товарища по парте: — написать 5 высказываний с «дырками» в словах с нарушителями закона письма .
|
Подвести детей к целеполаганию
Проверка знаний по данной теме
Продукт – КОЛ
Фиксация в КОЛ
Фиксация в КОЛ |
Контрольно – оценочный лист
(Проверка падежных окончаний слов- предметов и слов-признаков. Нарушающих закон письма)
Маша | Петя | Алеша | Я | Способ оценивания | |
Уметь различать слова-предметы и слова-признаки
|
|
|
|
|
Высокий |
Уметь выделять основу слова на – ий
|
|
|
|
| |
Уметь выделять основу слова на шипящую и —ц.
|
|
|
|
|
+ Выше среднего |
Уметь определять позицию фонемы в слове.
|
|
|
|
| |
Знать, что в словах-признаках множественного рода пишется окончание – ый (ий),вместо – ой
|
|
|
|
|
_
Низкий |
Знать, что в словах предметах с основой на – ия, — ие,- ий в предложном падеже пишется буква и вместо е, при обозначении фонемы <э>
|
|
|
|
| |
Знать. что в словах – предметах и словах – признаках после шипящей и — ц в безударных окончаниях вместо о пишется буква — е
|
|
|
|
|
|
Знать, что в словах – признаках пишется буква – г вместо в в окончаниях — ого, — его |
|
|
|
|