Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Баганская средняя общеобразовательная школа №2

Конспект урока

по русскому языку 4 класс

Тема: обобщение знаний об имени прилагательном

Учитель: Лоось Л.А.

2015 г.

Тема учебного занятия: обобщение знаний об имени прилагательном

Уровень образования: начальное общее образование

Класс: 4 класс

Предмет: русский язык

Тип учебного занятия: обобщения и систематизации знаний

Форма учебного занятия : урок-путешествие по родному краю.

Принципы: коммуникативности, наглядности, сознательности, доступности, прочности, индивидуализации.

Формы обучения: • Коллективная • Индивидуальная • Парная • Групповая
Методы обучения : наглядный, практический
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, сигнальные карточки, словари Ожегова.

Цель: помочь учащимся научиться собирать воедино уже имеющиеся по данной теме знания, обосновывать их и систематизировать поступающие данные.

Задачи учебного занятия.

Формировать универсальные учебные действия:

  1. Через организацию пространства поиска, диалога, творчества;

  2. Через обмен содержанием субъективного опыта между учениками;

  3. Через общение с учениками на принципах сотрудничества;

  4. Через включенность каждого ученика в работу класса.

Универсальные учебные действия, формируемые у учащихся  на учебном занятии:

-познавательные УУД (дети формулируют познавательные цели,  анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям, проводят анализ информации, обобщают в виде правила);

личностные УУД  (устанавливают значимость познавательной деятельности, оценивают усвоение содержания материала);

коммуникативные УУД (сотрудничают в поиске и сборе информации, учатся учитывать позицию собеседника);

-регулятивные УУД (ставят учебные задачи, проводят контроль).

Ход учебного занятия

I. Актуализация знаний

Учитель: Как хорошо, что мы все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы и доброжелательны. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. Выдохните все обиды и огорчения.

(Слайд 2 )

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придёт успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей,

Пожелайте нам удачи,

И успешности в придачу!

Мы урок наш начинаем,

Что учили, повторяем!»

Я думаю, что это занятие принесет нам всем радость общения друг с другом, принесет много нового и интересного.
Нам понадобятся все ваши знания, полученные на уроках русского языка, выдержка, дисциплина, инициатива, активность, умение слушать своих товарищей.

II. Постановка учебной задачи.

  1. Постановка темы и цели урока.
    — С каким настроением вы пришли сегодня на урок?
    (С веселым, радостным, хорошим, бодрым, замечательным)
    Слова какой части речи вы употребили, когда отвечали на мой вопрос? (Имя прилагательное)
    — Почему оно так называется? (Это слово к чему-то прилагается, присоединяется).
    — Вы уже догадались, какая тема нашего урока? О чем будет разговор на уроке?

(Слайд 3) (Тема нашего урока – имя прилагательное)

Учитель: Давайте попробуем сформулировать цели нашего урока.

(Слайд 4


Запись числа в тетрадь (Слайд 5)

(слайд 6)

Учитель: Название месяца февраль латинское по происхождению. Февраль в древнем Риме заканчивал год, поэтому в конце месяца древние римляне устраивали большой праздник, на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебрусу. Отсюда и название месяца – февраль

Древнерусское название февраля – «лютый». В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.

Учитель:

Сегодня мы с вами, обобщая свои знания об имени прилагательном, закрепим умение правильно их писать и употреблять в своей речи, закрепим лексико – грамматические признаки прилагательных.

Предлагаю игру « Крестики-нолики» ( Слайд 7 )

Х О Х Х Х О О О ( Проверка игра «Молчанка»)

— Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по родному краю и постараемся получить самые яркие впечатления от той красоты, что нас окружает.

(Слайды 8 – 15 )

Стихотворение З.Александровой «Родина» (Читает ученик)

Если скажут слово «родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Учитель: А как называется страна, где мы живем?

На уроках окружающего мира мы изучали природные зоны нашей необъятной страны. (Слайды 16 – 24)

Велика наша Родина. Если сесть в самолёт и пролететь
над её территорией, то можно увидеть белоснежную Арктику.

Учитель:

А теперь вспомните и назовите словосочетания имя прилагательное + существительное, которые вы прочитали на увиденных слайдах) (белоснежная Арктика, холодная тундра, зеленые леса,

вольные степи, огромные поля, знойные пустыни, высокие горы, могучие реки, великолепные храмы.

А как называется наша область?

— Родина. Как вы понимаете значение этого слова?
(Работа по словарю Ожегова)

lll.Первичное закрепление

Словарная работа.
— Я предлагаю найти этимологию слова Родина. Этимология – это происхождение.

  1. Этимология слова Родина.
    Слово Родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из них – потомок какого – либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени Россов назывался Родень (родня). Он был назван в честь бога Рода.

(Слайд 25 )
2. Работа над словарным словом.
(Дифференцированное задание)
1 уровень:
Запишите однокоренные слова к слову Родина. (родной, родители, род, родичи, родственники) 1 балл
2 уровень: Запишите синонимы к слову Родина
(Отечество, Отчизна, мать-земля, родной край, родная страна) 2 балла

Учитель: Чтобы правильно выполнить задание, нужно вспомнить какие слова называются однокоренными?

Что такое синонимы?
-Найдите среди этих слов имена прилагательные. Докажите.

Проверка задания ( Слайд 26)

Работа с листом самооценки.

lV. Самостоятельная работа с самопроверкой.

Задание №1 (Слайд 27)

Что является символом нашей Родины? (береза)

Подберите и запишите в тетради прилагательные к слову береза?
Береза (какая?) …. (белоствольная, стройная, белая, белокурая, цветущая, кудрявая, белесая, красивая…) работают индивидуально (за 1 записанное прилагательное – 1 балл)

Работа с листом самооценки. Какое умение оцениваем? ( Слайд 28)

Задание №2 (Слайд 29 )

Учитель:

Прочитать текст. Учащиеся читают текст.

Берёза обыкновенная

Произрастает берёза в лесной зоне европейской части России и в Сибири. Цветёт в апреле – мае. Берёза хорошо приспособилась к непростым условиям Сибири. Она никогда не вымерзает от сильных морозов и не гибнет от засухи. Так пусть же она вечно живёт на российской земле и приносит великую радость людям!

Кто попробует прочитать текст выразительно и эмоционально?

Из текста «Береза – символ Росси» выписать словосочетания прилагательное + существительное, определить число, род, падеж имен прилагательных.


Памятка «Как определить род, число, падеж имен прилагательных»

(Слайд 30)

Работа в группах. Правила работы в группах. Выбор консультантов. (слайд 31)

Проверка работы. Листы самооценки. Какое умение оцениваем? (слайд 32)

в лесной зоне — ед.ч., ж.р., П.п.

европейской части- ед.ч, ж.р., П.п.

непростым условия — мн. ч., Д.п.

сильных морозов – мн.ч., Р.п.

на российской земле — ед.ч., ж.р.,П.п.

великую радость — ед.ч., ж.р., В.п.

Учитель: «Слово о родном языке»

— Наша Родина – это Россия, страна в которой мы живем, учимся.

Свою любовь к родине народ издавна выражает в стихах, песнях, а также пословицах и поговорках. Народ очень часто сравнивает родину с матерью.

Родина как мать. Она может быть заботливой, ласковой, терпеливой. Она может быть требовательной, строгой, но справедливой.

(Составить пословицы, которые разрезаны на част. Работа в группах. Выполнение задания- соединение рук.

Человек без родины – соловей без песни.

Нет в мире краше Родины нашей.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.

Найдите прилагательные в пословицах.

Физминутка.

Учитель: Я буду называть слова, если вы услышите имена прилагательные женского рода – встают девочки, имена прилагательные мужского рода – мальчики.

Весёлый, быстрая, овальный, маленький, интересная, лесные, красивая, заботливый, смелый, трудолюбивая, мальчик, застенчивая, внимательные.

Учитель: А теперь я хочу проверить, как вы запомнили имена прилагательные, которые прозвучали. Назовите их.

V. Включение в систему знаний и повторения

Работа в группах. Задание №3 (Слайд № 33)

Учитель: У великого русского писателя И.Соколова-Микитова есть замечательные строки, которые выражают его любовь к Родине.

— У вас на столах лежат листочки с текстом. Прочитайте текст. Докажите мне, что это текст.(В данном тексте более двух предложений, предложения связаны по смыслу, данный текст можно озаглавить)

«Род.на! Это особенн… слово полно глубок… смысла. Я вижу необ.ятные её просторы, чувствую ласков…вет.рок. Х.р.ш. задушевн… песни её прекрасн… и мужественн… н.рода».

И. Соколов-Микитов

Озаглавьте данный текст.

Чему учит этот текст?
-Какова основная мысль текста?

Работа в группах. Задания для групп (Слайд 34)

1 группа – называет орфограммы

2группа — называет окончания имен прилагательных

3 группа – озвучивает род имен прилагательных

4 группа – озвучивает число имен прилагательных

5 группа – озвучивает падеж имен прилагательных

Проверка и оценивание : 0 ош.- 5б, 1-2 ош.-4б., 3ош. -3б, (Слайд №35, 36)

Более 4ош.- 0б.

Работа с предложением. ( Слайд 37)

Я вижу необъятные её просторы, чувствую ласковый ветерок.

(Индивидуальная работа на карточках). Работа консультантов.

1 группа – дает характеристику предложения

2 группа- называет грамматическую основу предложения

3 группа – называет части речи

4 группа – называет словосочетания из данного предложения

5 группа – представьте, что после слова ветерок стоит запятая и вам нужно продолжить предложение

(Слайд 38) Проверка теста

Задание 4. Тестирование. ( взаимопроверка, работа в парах)

1.Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает…

а) предмет

б) признак

в) действие

2.Найди строку, в которой даны только имена прилагательные.

а) медленный, вареное, синий

б) верность, желтый, белый.

В) медлительность, верный, белизна

3.Как изменяется имя прилагательное ?

а) по лицам

б) по числам

в) по падежам

4.У прилагательного нет следующего признака…

а) рода

б) времени

в) числа

5.В каком имени прилагательном нужно писать окончание –яя ?

а) домашн… животное

б) домашняя работа

в) домашн… режим

Критерии оценивания теста (Слайд 39)

Листы самооценки. (Слайд 40)

Vl. Итог учебного занятия

Учитель: Чем мы сегодня занимались на занятии?

(Сегодня на занятии мы повторили почти все, что знаем об имени прилагательном, получили новые знания, развивали свою речь.)

Сейчас я предлагаю вам составить кластер: «Имя прилагательное» (Учащиеся работают в группах)

Взаимопроверка между группами.

VI. Рефлексия.

Лист самооценки.

Тема: обобщение знаний об имени прилагательном.

Задание №1

Задание №2

Задание №3

Задание №4

Тест

Итого:

баллов

Оценка:

(Слайд 41)

Ребята, посчитайте свои баллы на своих листах самооценки. Оцените себя, как вы работали на уроке? Кто получил 14 — 12 баллов, ставьте себе на листах самооценки отметку 5. Кто получил 11 — 9 баллов, ставьте 4, а кто получил 8 — 6 баллов — 3, у кого меньше 6 баллов — ничего не ставит. Ребята, поднимите руки, кто получил оценку 3? Нам еще придется потрудиться.

— Я вас всех благодарю за урок. Молодцы, ребята! Мне тоже понравилось, как вы работали.

— На этой нотке мы и заканчиваем наше необычное путешествие.

— Вернемся к схеме: Обобщили мы свои знания об имени прилагательном?
Покажите свое настроение в конце урока?
Я рада, что у вас хорошее настроение.

(Слайд №42)

Учитель: Какое главное для каждого из нас слово, очень часто звучало на уроке? (Родина)

(Слайд 43)

Я предлагаю вам творческое задание. Используя задание придумать и записать имена прилагательные, характеризующие нашу Родину.

Творческий прием РКМ «Круги по воде»

Р – прилагательное ед. ч., И.П., ж.р.

О – прилагательное мн. числа

Д – прилагательное с окончанием –ая

И – прилагательное с окончанием –ое

Н – прилагательное ед.ч., И.п., м.р.

А – прилагательное, название самой холодной природной зоны России.

VIl. Рефлексия

(Слайд 44) Карта Баганского района

Учитель: Ребята перед вами фотография нашей малой Родины — села Багана, сделанная с высоты птичьего полета. Но она, какая грустная. Как вы думаете, чего на ней не хватает? (Солнышка)

Я предлагаю согреть наше село своими солнышками.

Учитель: Мы заканчиваем наше занятие, и я прощу вас оценить свою работу на занятии. Если вы считаете, что вам на занятии было все понятно и занятие вам понравилось, оцените солнышком « Я справился!» Если на занятии было не все понятно – оцените солнышком «Есть сомнения». Если вам нужна помощь учителя по теме «Имя прилагательное» — оцените солнышком «Нужно подумать».

(Дети выходят группами)

Vll. Домашнее задание

Учитель: Родина – это и русская березка, и лес, и узкая тропинка, и крик кукушки. Это место, где ты родился и вырос.

И для многих из вас вашей малой родиной является село Баган , которое расположено в …,(Новосибирской области).

Баган … Родное моё село. Что для меня и для каждого, живущего в нем, значат эти слова? Родная улица, родной дом, даже красивое дерево, мимо которого я хожу каждый день, дорого мне. Я люблю тебя моё родное село — ты частица моей души.

Ну, а сейчас для вас видеописьмо (видеоролик о Багане)

(Слайд 45)

Домашнее задание:

-написать мини-сочинение на тему: «Моя улица». Что вам в ней дорого, на что обращаете внимание каждый день.

Опорные слова: улица, дом, родное село. (отметка 5)

сочинить четверостишие о Багане (отметка 5)

— записать 4 пословицы о Родине ( отметка 4)

Учитель:

Я вас всех благодарю за урок. Молодцы, ребята! Мне тоже понравилось, как вы работали.

— На этой нотке мы и заканчиваем наше необычное путешествие.

18

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here