Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с. Хохотуй Петровск-Забайкальского района Забайкальского края
тел. 8(30236)47-1-07.МОУ СОШ с.Хохотуй
Урок- турнир по русскому языку в 5 классе.
Учитель русского языка : Нагаева Т.К.
2014 г.
Урок- турнир по русскому языку в 5 классе.
Цели: Углубить знания о русском языке, развитие орфографического навыка, развитие навыка выразительного чтения стихотворений о русском языке. Воспитывать бережное отношение к своему языку.
Оборудование: презентация со слайдами.
Ход урока.
Мы сегодня будем проводить урок – турнир о великом русском языке, который пройдет по этапам.
Этапы
1.Поэтический
2.Грамотеи
3.Путешествие в сказку
4.Дружба с морфемами
5.Грамматический забег
6.Загадочный
Урок начнем с представления команд.
Приветствие команд
1 команда.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет.
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
2 команда
И пусть острей кипит борьба
Сильней соревнование
Успех решает не судьба,
А только ваши знания.
Ребята, что вы ожидаете от сегодняшнего урока? Какие цели поставите перед собой?
Ну что ж, начнемте наше состязание.
1 тур Поэтический тур. (Каждая команда читает стихи о русском языке, которые они готовили заранее. Учитывается выразительность прочтения.)
« Грамматика, грамматика –
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!
Не составить телеграмму
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С днем рожденья не поздравить!
Отправляя поздравленья,
Помни правило склоненья.
Род, число и падежи
Крепко в памяти держи!
А приставки и частицы –
Вроде хитреньких зверьков!
Им охота порезвиться,
Обмануть учеников!
Люблю тебя, грамматика!
Ты умная и строгая.
Тебя моя грамматика
Осилю понемногу я!
Ученик 1.
Щедрое народное наследство
-Я люблю красивый наш язык
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.
Ученик 2.
Жизнь идет, словарь опережая.
(Сколько новых дел, событий, чувств!)
Мысль свою на русском,выражая,
Я у предков многому учусь.
Ученик 3
Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и душу каждого народа
На правах духовного родства.
Ученик 4.
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.
Ученик 5.
Я умею говорить по-русски,
Потому беседовать могу
С братом негром,
С докером французским,
С другом на кубинском берегу.
Ученик 6.
Наш язык — язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык
Чтец (читает стихотворение А.Яшина «Русский язык»):
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.
На совете за круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
2 тур « Грамотеи»
-
Великий писатель М.Горький считал язык тонким инструментом, хорошее знание которого необходимо.(запись на слайде) Язык, на котором мы говорим, красив и богат. (Дайте характеристику предложению, составьте схему к нему , какое это предложение матрёшки или гуси? )
-
(Вставить пропущенную букву, подобрать проверочное слово.)
Прим. рять соседей, прим…рять платье, разв. вается флаг, разв…вать ребенка, зал…зать раны, зал…зать на дерево, отв.рить дверь, отв…рить картофель, зап…вать в хоре, зап…вать молоком, ув..дать вдали, ув…дать без влаги.
3 .конкурс «Отгадай слова»
Его корень в слове снежинка,
Приставка в слове подъехал,
Суффикс — в слове лесник,
Окончание в слове ученик. (Подснежник)
Его корень в слове вязать,
Приставка в слове замолчать,
Суффикс — в слове книжка,
Окончание в слове вода. (Завязка).
Его корень в слове писать,
Приставка в слове рассказать,
Суффикс — в слове книжка,
Окончание в слове виола. (Расписка).
3 Этап «Путешествие в королевство Пунктуации»
Учитель. Давайте вспомним случай, когда от запятой зависела жизнь человека. Вспомните знаменитую фразу «Казнить нельзя, помиловать!».
(Учащиеся разыгрывают сцену «В королевстве Пунктуации»).
Придворный. Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперед идет напролом.
Королева. Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться. (Входит Федя).
Федя. Какие деревья странные. А там, кажется, кто-то сидит. Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?
Королева. (Поправляет корону) Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя. Федя.
Королева. Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь – жив будешь, неправильно – умрешь.
Федя. Давайте ваше предложение и запятую. Вот так: Казнить, нельзя помиловать.
Королева. Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.
Федя. Ой, подождите, подумать – то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.
Королева. Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя. Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева. Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя. Не надо. Мне домой, если можно.
Королева. Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении: Не надо мне домой если можно?
Федя (ставит запятые). Не надо, мне домой, если можно.
Королева. Ну, теперь ясно. Беги, Федя. (Федя уходит).
4 тур «Дружба с морфемами»
Игра «Куча мала». На слайде разные морфемы. Составить из них слова и записать на доске.
Приставки — по, пере. Суффиксы-к, ик, н, и, ок, чик. .Окончания — ть, ит, а. Корни – сад, воз.
5 тур «Грамматический забег» (Совмещается с зарядкой)
Жюри оценивает качество выполнения как физических, так и языковых заданий. Большее количество баллов присуждается той команде, чей участник правильно выполнил морфологическое упражнение и быстрее прибежал к команде. За неправильное выполнение физического упражнения, а также за ошибки и недочеты в заданиях конкурса жюри вправе снять очки.
ФИЗКУЛЬТУРНАЯ РАЗМИНКА. (Физическое упражнение : пробежать от линии старта до доски на одной ноге.)
Задание у доски: за 2 минуты с корнем –вод- (-ход- для второй команды) образовать как можно больше однокоренных слов (существительных, прилагательных, глаголов, наречий и т.д.). При оценивании учитывается разнообразие.
6 тур «Загадочный».
Команды по очереди отвечают на вопросы.
1 команда:
• В каком слове сорок а? (сорока)
• Как называют звуки, состоящие только из голоса? (гласные)
• Как можно превратить слово мел в мелкое место, а угол – в топливо, шест – в число? (сделать мягким конечный согласный).
• Как каплю превратить в цаплю? (поменять первую букву)
• В названии какого дня недели есть удвоенная согласная? ( суббота)
2 команда.
• Имена девочек состоят из двух букв а и удвоенных согласных. Как зовут девочек? (Алла, Анна)
• Что надо сделать со звуком в слове кость, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
• Как можно превратить слово семя в слово семья?
• В каком глаголе нет слышится сто раз? (стонет)
• Сколько слогов в слове да? (1)
• Какую часть слова можно в земле найти? (корень)
• Сколько существует степеней сравнения? (две)
• Называем слова, в которых несколько одинаковых гласных букв. Например, 3 буквы о. (долото, молоко, хорошо, золото)
• [ж] звонкий или глухой? (звонкий)
• В начале слова буква ё обозначает? (два звука)
• Гласных букв 10, а гласных звуков (6)
• Назовите первую букву алфавита (а)
• Чем кончается день и ночь? (ь)
1. Русской речи государь
По прозванию… (СЛОВАРЬ)
2. Всему название дано-
И зверю, и предмету,
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!
И все, что может видеть глаз,-
Над нами и под нами,-
И все, что в памяти у нас,-
Означено…
(СЛОВАМИ)
3. На снежном склоне
Черные кони.
Стоят в ряд,
С нами говорят.
(БУКВЫ)
4. В речи очень много нас!
ЗА, У, ДО, НЕ, БЕС, ПО, РАС!
И другие тоже есть,
Всех нас трудно перечесть!
Твердо помните, друзья,-
В языке без нас нельзя!
(ПРИСТАВКИ)
5. Все, что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
У него к тому же три склоненья есть,
Падежей различных сразу целых шесть.
(ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ)
6. НА дороге пес сидит,
ЗА дорогой столб стоит.
ДО дороги добегу,
ПОД дорогой пробегу.
Там подземный переход.
ОТ дороги — кот идет,
У дороги – поворот.
НАД дорогой – облака.
Шел К дороге пешеход
Полчаса издалека.
Едем С классом НА попутке,
Мы В дороге будем сутки.
Нам С дорогой повезло,
В дождь ее не развезло.
Нам В рассказе О дороге
Очень помогли…
(ПРЕДЛОГИ)
7. О КОМ все думают, О ЧЕМ мечтают,-
Свои секреты мне лишь открывают.
Мне без предлогов белый свет не мил,
Без них, родных, и дня б я не прожил.
Мое вам имя отгадать не сложно,
Коль я с предлогами то я — падеж…
(ПРЕДЛОЖНЫЙ)
Седьмой тур «Скороговорочный».
Задание: каждая команда произносит скороговорку.
1 команда: Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон — как в капюшоне он смешон.
Подведение итогов.(СЛОВО ЖЮРИ)
РЕФЛЕКСИЯ.
Что вам понравилось на этом уроке- турнире?
Что нового для себя взяли?
Как вы оценили бы себя и ваших товарищей из другой группы?
Выставление оценок.