Урок русского языка в 5 классе
«Спряжение глагола. Лицо и число»
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.; под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Вид деятельности: коллективная, групповая.
Цели:
— сформировать умение определять спряжение глаголов;
— научить изменять по лицам и числам разноспрягаемые глаголы;
— научить правильно и уместно употреблять спрягаемые формы глаголов в речи;
— знать перечень окончаний глаголов 1 и 2 спряжения;
— знать алгоритм определения спряжения глаголов;
— понимать, что проблемы в правописании возникают в основном при передаче безударных личных окончаний;
— развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
— воспитывать любовь к русскому языку, стремление к совершенствованию своей речевой практики.
Универсальные учебные действия (УУД):
Личностные: оценивают поступки (в том числе неоднозначные) как «хорошие» или «плохие», разрешая моральные противоречия на основе общечеловеческих ценностей, важности образования.
Регулятивные: работая по составленному плану, используют наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, словари).
Познавательные: выполняют универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям).
Коммуникативные: доносят свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи.
Деятельность обучающихся | УУД | |
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне |
| |
Организация рабочей обстановки. Приветствие. Психологический настрой. | Демонстрируют своё настроение. | Самоопределение, смыслообразование (Л) Целеполагание (П) Планирование учебного сотрудничества (К) |
II. Актуализация знаний Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося |
| |
1. Проверка домашнего задания. Беседа о времени глагола. — Какие времена имеет глагол? — На примере любого глагола докажите, что слова этой части речи изменяются по временам. — Глаголы какого наклонения могут иметь формы времени? — Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? в прошедшем времени? 2. Словарный диктант. Знакомиться, здравствуй, чувствовать, воображение, непреодолимый, ненавидеть, недоразумение, прийти вовремя, Россия, помощник, гуманизм, просвещение, знаменитый. |
Отвечают на вопросы учителя.
Записывают словарный диктант в парах. При проверке оценивают друг друга. | Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П) Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р) Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) |
III. Проблемное объяснение нового знания Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления. |
| |
1. Повторение сведений о спряжении глаголов, окончаниях 1 и 2 спряжения. 1) Работа с материалом в рубрике «Вспомните!» на стр. 229. 2) Понятие о разноспрягаемых глаголах. Работа с рубрикой «Возьмите на заметку!» — Какие глаголы называются разноспрягаемыми? 3) Определение спряжения глаголов. Нести, сидеть. 4) Спряжение глаголов бежать, хотеть. | Работают с рубрикой «Вспомните!» в парах. Работают с таблицей, определяют, глаголам какого спряжения принадлежат окончания каждой группы. Определяют лицо и число.
Работают с рубрикой «Возьмите на заметку!» в парах.
Устно спрягают глаголы нести, сидеть.
Спрягают глаголы бежать, хотеть. Сопоставляют их окончания с окончаниями глаголов 1 и 2 спряжения. Делают выводы. | Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
IV. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию |
| |
1. Работа с учебником. Выполнение тренировочных упражнений. 1) Определение спряжения глаголов. Упр. 647. 2) Составление словосочетаний. Упр. 649, 650. 2. Проверочная работа. — Прочитайте. Подумайте, чему учит этот рассказ. Саша-дразнилка. Саша очень любил дразнить свою сестренку. Ляля обижалась и плакала. — О чем ты плачешь, Лялечка? – спросил папа. — Меня Саша дразнит. — А ты не дразнись. Один раз Ляля попробовала, и вот что из этого вышло. Ребята сидели за столом и завтракали. — Вот я сейчас поем, — начал Саша, — и твою куклу за ноги к люстре подвешу. — Ну что ж, — засмеялась Ляля, — это будет очень весело! Саша даже поперхнулся от удивления. — У тебя насморк, — сказал он, подумав. – Тебя завтра в кино не возьмут. — А я завтра и не хочу идти в кино. Я пойду послезавтра. Саша посмотрел кругом и крикнул: — У меня апельсин больше, чем у тебя! — Ешь на здоровье, — сказала Ляля, — поправляйся. Тут Саша не выдержал и заплакал. — О чем ты плачешь, Сашенька? – спросила мама. — Меня Лялька обижает! – ответил Саша, всхлипывая. – Я ее дразню, а она не дразнится! (По Н. Артуховой) — Выпишите разноспрягаемые глаголы, запишите к каждому из них два-три однокоренных глагола (с другими приставками) в формах 2-го и 3-го лица единственного и множественного числа. — Выпишите 3 глагола 1 спряжения и 3 глагола 2 спряжения.
| Выполняют тренировочные упражнения учебника. Определяют спряжение глаголов в парах.
Составляют словосочетания.
Выполняют проверочную работу. Анализируют текст на раздаточных листах в парах.
Выписывают разноспрягаемые глаголы, подбирают к ним однокоренные.
Выписывают глаголы 1 и 2 спряжения. При проверке оценивают друг друга.
| Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование (П) Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К) Оценивание усваемого содержания (Л) Контроль, коррекция, оценка (Р) |
V.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса |
| |
— Приведите примеры глаголов 1 и 2 спряжения и докажите их принадлежность к данной группе. — Какие глаголы относятся к разноспрягаемым? — Оцените свою работу на уроке. Работу класса
— Домашнее задание: § 82, упр. 651 (записать предложения, заменяя глагол идти синонимом или словосочетанием). | Приводят примеры глаголов 1 и 2 спряжения, доказывают их принадлежность.
Анализируют работу на уроке через самооценку Записывают домашнее задание | Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |