Урок русского языка в 6 классе

«Н и НН в прилагательных, образованных от существительных»

Виноградова Наталья Николаевна,

учитель русского языка

МБОУ лицей № 6, г. Иваново

Цель: научиться правильно писать Н или НН в прилагательных, образованных от существительных.

Задачи (компетентностные):

1) интерпретация толкования результатов обработки данных, таблиц;

2) реконструкция правил написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование:презентация по русскому языку «Н и НН в прилагательных».

План урока

  1. Мотивационный этап. (7 мин.)

1.1. Организационный момент. (2 мин.)

1.2. Мотивация. (5мин.)

1. 2.1. Вопросы.

1. 2.2. Формулирование проблемы.

1. 2.3. Формулирование цели урока.

1. 2.4. Формулирование задач урока.

2. Операционный этап. (33 мин.)

2.1. Формирование учебных действий.

2.1.1.Заполнение таблицы на основе исследуемого материала. Групповая работа. (20 мин.)

2.1.2. Применение мыслетехники для выведения правила учащимися (метод гипотез). (7 мин.)

2.1.3. Формирование самостоятельности учащихся. (5 мин.)

3. Аналитический этап. (5 мин.)

3.1.Выполнение целей и задач урока (рефлексия), решение проблемы.

3.2. Формирование оценки и самоконтроля.

3.3. Комментирование домашнего задания и подведение итогов.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Мотивационный этап

Слайд № 1

1.1. Организационный момент.

Приветствие. Выявление отсутствующих. Сообщение темы урока

Приветствуют учителя. Внимательно слушают. Записывают тему урока в тетрадь

2.1. Мотивация.

Опора на предыдущие знания, при обращении к теме урока

Внимательно слушают, проявляют интерес к теме урока

1.2.1. Вопросы.

— О чем пойдет речь на уроке?

— Можете ли вы дать определение прилагательного?

— О каких прилагательных пойдет сегодня речь?

Выявление дефицита знаний

Отвечают на вопросы учителя, выявляют дефицит знаний

Слайд № 2

1.2.2. Формулирование проблемы.

Помогает учащимся формулировать проблему:

«Какими знаниями необходимо воспользоваться, чтобы научиться писать Н или НН в прилагательных правильно?»

Совместно с учителем или самостоятельно формулируют проблему урока:

«Какими знаниями необходимо воспользоваться, чтобы научиться писать Н или НН в прилагательных правильно?» (Записывают в тетради сформулированную проблему)

Слайд № 3

1.2.3. Формулирование цели урока.

Помогает учащимся сформулировать цель урока

Совместно с учителем или самостоятельно формулируют цель урока

1.2.4.Формулирование компетентностных задач урока.

Помогает учащимся формулировать компетентностные задачи

Совместно с учителем или самостоятельно формулируют компетентностные задачи

2. Операционный этап

Слайды № 4, 5

2.1. Формирование учебных действий

2.1.1.Заполнение таблицы на основе исследуемого материала.

Предлагает учащимся (по группам) проанализировать лингвистический материал (для анализа берутся прилагательные без слов-исключений).

Приложение 1.doc

Проверка результатов исследовательской групповой работы, заполненной таблицы.

Приложение 2.doc

В группах анализируют лингвистический материал, сравнивают, обобщают, делают выводы о написании Н и НН в прилагательных, образованных от существительных.

Самостоятельно формулируют правила, заполняют таблицу

2.1.2. Применение мыслетехники для выведения правила учащимися (метод гипотез).

Учитель предлагает для анализа словосочетания, включающие слова-исключения.

Приложение 3.doc

Учитель высказывает противоположную точку зрения, т. е. создает ситуацию столкновения разных точек зрения на примерах, включающих слова-исключения.

Кто же прав?

Может вы допустили ошибку при формулировке правила?

Приводит к абсурду на основе построения абсурдных следствий.

Создает эффект незаконченного действия. Помогает учащимся достраивать знания на уроке

Анализируют слова-исключения, фиксируют недостатки своей точки зрения о правилах написания Н и НН в прилагательных, образованных от существительных.

Возникновение новых мнений.

Рефлексия. Вывод: мы не учли этот момент, не доработали.

Выдвигают новое правило, включают в таблицу

Слайды № 8, 9

2.1.3.Формирование самостоятельности учащихся.

Предлагает новый материал для отработки навыков и на рефлексию пробелов.

Приложение 4.doc

Фиксация знаний (проверка)

Самостоятельно в тетради выполняют задание-тест (по вариантам).

Совместно с учителем выявляют ошибки и исправляют, оценивают свою работу

3. Аналитический этап

3.1.Выполнение целей и задач урока (рефлексия), решение проблемы.

Инверсия.

Отвечают на вопросы учителя. Рефлексия (выполнение – не выполнение)

3.2.Формирование оценки и самоконтроля.

Были ли на уроке моменты, когда ты почувствовал желание высказать свое мнение? Когда?

Были ли на уроке моменты, когда ты мог выбирать, что делать, каким способом, самостоятельно или вместе с кем-либо? Когда?

Какие моменты урока потребовали от тебя наибольшего внимания, умственных и волевых усилий? Почему?

Слайд №10

3.3. Комментирование домашнего задания и подведение итогов.

Задает домашнее задание, комментирует. По выбору учащихся:

  1. Параграф 17. Упр.171(2) или

  2. Творческое задание: напишите мини-сочинение на тему «Зимний день», включив в него 6 – 10 слов на изученную орфограмму.

Выставление отметок

Запись в дневник

Оценивают ответы учащихся и выставляют отметки

Приложение № 1

1 вариант. 1 группа

1. Обозначьте суффиксы имен прилагательных. Запишите эти суффиксы. Сколько букв Н пишется в данных суффиксах?

глиняный журавлиный

серебряный осиный

кожаный лебединый

Какое значение имеет суффикс в словах первого столбика? В словах второго столбика? Какой из двух суффиксов всегда ударный?

2. Учитывая значения суффиксов, приведите по три примера слов с суффиксами – ин- и – ан- (-ян-).

3. Сформулируйте и запишите правила употребления Н или НН в данных суффиксах в таблицу, приведите свои три примера-иллюстрации.

2 вариант. 1 группа

1.Обозначьте суффиксы имен прилагательных. Запишите эти суффиксы. Сколько букв Н пишется в данных суффиксах?

конституционный хозяйственный

экскурсионный отечественный

дискуссионный клятвенный

2. Учитывая значения суффиксов, приведите по три примера слов с суффиксами – -онн- (-енн-).

3. Сформулируйте и запишите правила употребления Н или НН в данных суффиксах в таблицу, приведите свои три примера-иллюстрации.

3 вариант. 1 группа

  1. Определите, от каких слов и с помощью какой морфемы образовались данные прилагательные:

длинный багряный

туманный пряный

ураганный юный

  1. Сделайте вывод, почему в прилагательных первого столбика пишется НН, а в словах второго – Н?

  2. Сформулируйте правило употребления НН в данных прилагательных, запишите его в таблицу, приведите свои три примера-иллюстрации.

1 вариант. 2 группа

  1. Обозначьте суффиксы, с помощью которых образованы имена прилагательные. Запишите эти суффиксы. Сколько букв Н пишется в данных суффиксах?

платяной комариный

земляной совиный

дровяной лошадиный

Какое значение имеет суффикс в словах первого столбика? В словах второго столбика? Какой из двух суффиксов всегда ударный?

2. Учитывая значения суффиксов, приведите по три примера слов с суффиксами – -ин- и -ан- (-ян-).

3. Сформулируйте и запишите правила употребления Н или НН в данных суффиксах в таблицу, приведите свои три примера-иллюстрации.

2 вариант. 2 группа

1. Обозначьте суффиксы, с помощью которых образованы имена прилагательные. Запишите эти суффиксы. Сколько букв Н пишется в данных суффиксах:

агитационный чувственный

авиационный жизненный

оккупационный искусственный

2. Учитывая значения суффиксов, приведите по три примера слов с суффиксами – -енн- (-онн-).

3. Сформулируйте и запишите правила употребления Н или НН в данных суффиксах в таблицу, приведите свои три примера-иллюстрации.

3 вариант 2 группа.

1. Определите, от каких слов и с помощью какой морфемы образовались данные прилагательные:

старинный юный

ценный зеленый

карманный рьяный

2. Сделайте вывод, почему в прилагательных первого столбика пишется НН, а в словах второго – Н?

3. Сформулируйте правило употребления НН в данных прилагательных, запишите его в таблицу, приведите свои три примера-иллюстрации.

Приложение № 2

Таблица

Написание Н и НН в прилагательных,

образованных от существительных

Н

НН

1.Пишется в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффикса _____ и ______,

например:

____________________________

____________________________

____________________________

1.Пишется в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов _____ и _____ ,

например:

____________________________

____________________________

____________________________

2. Пишется в прилагательных с суффиксом _____, например:

_________________________

__________________________

__________________________

2. Пишется в прилагательных, образованных от существительных с основой ______ с помощью суффикса ____, например:

_________________________

__________________________

3. Исключения:______________

__________________________

__________________________

3. Исключения:_______________

__________________________

Приложение № 3

1. Отгадайте загадку:

«Поля стеклянные, межи деревянные, ручки оловянные».

2. ветреная погода;

безветренный вечер.

Обозначьте суффиксы имен прилагательных в примерах 1 и 2. Сколько букв Н пишется в данных суффиксах?

Какое значение имеют суффиксы в словах первого задания? Сравните свои наблюдения с данными таблицы, которую вы заполняли. Сделайте вывод.

Что способствует двоякому написанию однокоренных слов второй группы?

Полученные выводы зафиксируйте в таблицу.

Приложение № 4

Выпишите номера словосочетаний:

1-й вариант: с Н в суффиксах прилагательных;

2-й вариант: с НН в суффиксах прилагательных.

Н

НН

№№ словосочетаний:

№№ словосочетаний:

1) кожа..ый портфель;

2) клюкве..ый сок;

3) ржа..ой хлеб;

4) льви..ая грива;

5) ко..ый плуг;

6) карма..ые часы;

7) оловя..ая ложка;

8) мыши..ый писк;

9) ветре..ый день;

10) овчи..ый тулуп.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here