Конспект урока русского языка в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения»

Автор учитель русского языка и литературы МОУ СОШ с. Родничок Емельянова Наталья Анатольевна.

 

Цель урока:
Обобщение и систематизация знаний учащихся о синтаксисе сложноподчиненного предложения.

Задачи урока:

Обучающие задачи:

— закрепить полученные знания о СПП;

— тренировать учащихся в расстановке знаков препинания в сложноподчиненном предложении;

— обучать школьников лингвистическому анализу текста.

Развивающие задачи: — формировать умения выделять общие и существенные признаки, делать обобщающие выводы;

— развивать умения анализировать и оценивать собственную деятельность;

— развивать навыки исследовательской деятельности.

Воспитательные задачи: — воспитывать положительное отношение к знаниям вообще и изучению русского языка;

— воспитывать толерантное и уважительное отношение к мнению других людей;

— воспитывать такие нравственные качества, как преданность, патриотизм, доброта, человеколюбие.

Тип урока — комбинированный (обобщение и систематизация, творческое применение знаний, контроль знаний).

Форма проведения урока – урок-практикум ( с элементами лабораторной работы исследовательского характера)

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Постановка темы и цели урока:

Слово учителя:

Сегодня мы должны повторить всё, что знаем о сложноподчинённом предложении. Задача сегодняшнего урока: «Сравнивать, углублять, закреплять». Мы с вами поработаем со сложноподчиненными предложениями и проведем исследовательскую работу, которая позволит не только получить хорошие оценки, но и проверить, насколько прочно вы усвоили материал последних уроков.

А поможет нам повторить эту тему творчество В. Высоцкого. Почему именно Высоцкого. Потому что, ребята 25 января, этому замечательному барду исполнилось бы 71 год

3. Повторение изученного:

а) Теоретическое: Определение сложноподчиненного предложения, привести пример.

Сложноподчинённым предложением называется такое сложное предложение, части которого связаны между собой подчинительными союзами (или союзными словами) и находятся в отношениях формального неравноправия.

Пример: 1.Человек должен быть наделен фантазией, 2.чтобы творить.

Первая часть – главная, а вторая – зависимая (называемая придаточной частью). Зависимость второй от первой части формально обнаруживается в самой возможности логического вопроса отглавной к зависимой. Связаны части с помощью подчинительного союза чтобы. (слайд)

б) Практическое:
Задание 1. Цифровой диктант
Дается установка: «Вашему вниманию предлагаются утверждения, которые могут быть правильными или ошибочными. Если вы согласны со сказанным, ставьте цифру «1» в буклете, если нет — «0». Затем проверьте свои ответы и разберитесь в ошибках».

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где  подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос 
чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение 
себя не имеет именительного падежа?
5. Союз 
однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении 
Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который…). – схема сложноподчиненного предложения.

После выполнения задания у учеников должен получиться следующий ответ:

«101 100 101».

Задание 2. Заполните «слепую» схему.

Определительные

?

обстоятельственные

?

Падежные вопросы

?

Помня о необходимости развития монологической речи детей, можно дополнить задание: «Прочтите слепую схему. Расскажите о строении сложных предложений».

Задание 3. 
Соедините стрелками придаточные предложения сглавными. Определите вид придаточных.

Запишите в тетради только СПП с придаточными определительными и составьте их схемы:.

Каждая песня Высоцкого-это моноспектакль, в котором Высоцкий был и драматургом, и режиссером, и исполнителем.

Я не люблю любое время года, когда веселых песен не пою.

В песне «Я не люблю» чувствуется необычайная искренность поэта, его ненависть к лживой лести, непримиримость к бездарности, нечестности, желание быть с людьми, невозможность компромисса со злом, ложью, насилием, которое так глубоко коренится в окружающей действительности.

Давайте назовем основные виды СПП по значению и союзам? Для этого мы с вами отгадаем кроссворд. (Даны примеры предложений для анализа, учащиеся должны определить вид придаточного, а термин записать в кроссворд).

Примеры предложений:

Вчера мы до того были утомлены, что даже не осмотрелись как следует.

Когда рассвело, море окрасилось в фиолетово-розовый цвет.

В туманном небе на головокружительной высоте стояла одинокая луна, вокруг которой переливался жёлтый круг.

Петухи дерутся, так что перья летят.

Там, где растут розы, растут и шипы.

Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку.

Пушки были ещё очень далеко, разрывы звучали глухо, словно картошку кто-то сыпал в подпол по деревянному лотку.

Мне грустно, потому что я тебя люблю.

Сова кричала, словно плакал маленький ребёнок.

Ох, лето красное, любил бы я тебя, когда б не пыль, да зной, да комары, да мухи!

Чтобы утром не проспать, ему приходилось заводить будильник.

6. Исследовательская работа по группам.

Класс делится на 2 группы.

Каждая группа анализирует текст на карточке.

Нужно определить тип речи, найти СПП, определить их вид, сделать вывод о том, в текстах каких стилей речи чаще всего используются СПП с придаточными определительными, изъяснительными, обстоятельственными, каких видов СПП больше и почему, составить схемы СПП.

(Даются тексты публицистического, художественного, научного, разговорного, официально-делового стилей).

Разговорный стиль

На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю.

 — Кто это? – спросил я.

 — Коростель, его ещё дергачём зовут, — ответил Пётр Иванович…

 — А какой же он с виду? – спросил я.

 — Да так, рыженький, бесхвостый. Ноги длинные. На цыпленка похож, когда тот из пуха в перо выходит… (Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы»).

Примерный ответ детей:

Перед нами отрывок из повести Г. Скребицкого «От первых проталин до первой грозы». Писатель оформил речь в виде диалога. Тип речи – описание предмета, в данном случае – описание птицы. Мы можем представить, какой коростель, потому что в тексте перечислены его внешние признаки. Он рыженький, бесхвостый, ноги длинные, на цыплёнка похож. Писатель использует прилагательные с конкретным значением, сравнение ( на цыплёнка похож ), слова в переносном значении ( из пуха в перо выходит – растёт ). Характерные особенности синтаксиса: неполные предложения, вопросительные, сложноподчиненное предложение с придаточным сравнения, сложноподчинённое предложение с придаточным времени.

СПП: На лугу кто – то надрывно кричал, будто раздирали на части туго натянутую материю (с придаточным сравнения).

Схема: […глаг…], (будто…).

СПП: На цыплёнка похож, когда тот из пуха в перо выходит. (СПП с придаточнымвремени).

Схема: […кр.прил…], (когда…).

Официально-деловой стиль

Директору управления

 Информационных

технологий Иванову А. И.

программиста Петрова В.В.

докладная записка.

         Довожу до Вашего сведения, что отдел программирования нуждается в приобретении современного оборудования для расширения возможностей использования новейших компьютерных программ, позволяющих оформлять документацию в соответствии с последними нормативами.

          Прошу разрешить приобретение лазерного принтера, сканера,мультимедийногокомпьютера.

 6 октября 1998 г.                       Петров. 

Научный стиль

Физика – основа естественных наук. Проникновение физики в химию, астрономию, биологию, геологию столь велико, что невозможно установить во многих случаях границу между этими науками и физикой. На стыке этих наук возникли в последние годы новые самостоятельные разделы:  физическая химия и химическая физика, астрофизика, биофизика, геофизика. Уже сами эти названия свидетельствуют о том, что физика является основным инструментом многих химических, астрономических, биологических и геологических исследований.

( Б. Б. Буховцев и др. Физика.).

Художественный стиль

Когда в солнечное утро летом пойдёшь в лес, то на полях, в траве видны алмазы. Все алмазы эти блестят и переливаются на солнце разными цветами – и жёлтым, и красным, и синим. Когда подойдёшь ближе и разглядишь, что это такое, то увидишь, что это капли росы собрались в треугольных листах травы и блестят на солнце. Листок этой травы внутри мохнат и пушист, как бархат. И капли катаются по листку и не мочат его…

(Л. Н. Толстой)

Публицистический стиль

«Нужны ли современному человеку стихи?»

(1)Один раз я стала спорить с человеком, который старше меня на двадцать лет.(2) Спор был такой: нужны человеку стихи или нет? (3) Он говорил, что современному человеку не нужна поэзия, сейчас век техники, а всё остальное сентиментальщина.(4) Я очень стесняюсь читать стихи вслух, хотя знаю много на память.(5) А тут переборола себя.(6)Тем более рядом были подружки и пересмеивались: вот, мол, взялась раздоказывать взрослому человеку. (7) Но я решила, что не отступлюсь.(8) И стала читать стихи, которые люблю.(9) Я стала говорить, что, если бы стихов не было, люди были бы бедней душой.

7. Комплексный анализ текста.
Текст на карточках у каждого учащегося.

(1)Так кем же он все-таки был?

(2) Владимир Высоцкий? (3) Кем он был больше всего? (4) Актером? (5) Поэтом? (6) Певцом? (7) Я не знаю.

(8) Знаю только, что он был личностью. (9) Явлением.

(10) Вместе с нашими кораблями песни Высоцкого уходят в плавания по морям и океанам нашей планеты. (11) Вместе с самолетами взмывают в небо. (12) А однажды даже из космоса донеслось:

                 Если друг оказался вдруг

                 И не друг и не враг, а так…

(13) Эту песню пел звездный дуэт космонавтов в составе В. Коваленкова и А. Иванченкова. (14) И надо сказать, что все здесь было на высоте. (15) И песня, и исполнение!

Р. Рождественский.

Слайд.

Задания:

1. Прочитайте отрывок из воспоминаний о В. Высоцком.

2.Составьте схему 8 предложения.

3.Объясните значение слова бард.

4. Выпишите частицы из предложения №12.

5. Из предложения №13 выпишите все словосочетания со связью согласование.

6. Составьте словарный диктант по тексту, выбирая слова и словосочетания, правописание которых вы считаете для себя полезным повторить.

8. Домашнее задание.

Написать сочинение – миниатюру на тему: «Сложноподчиненное предложение вокруг нас».

Решение кроссворда ( см. буклет)

9. Рефлексия.

«Давайте пошушукаемся».

 

Прошепчите соседу о том, как вы себя чувствуете.

Запишите ваши отзывы на карточке:

Я сегодня узнал(а), научился(ась)__________________________________

______________________________________________

· Что понравилось на уроке?______________

___________________________________________

· Что не понравилось ?____________________

___________________________________________

8. Итог урока.
1. В чём же своеобразие СПП?
2. Какие трудности испытывали при изучении этой темы?

Оценки учащимся за урок.

Дополнительные задания к уроку:

 

Задание №1

Вставьте подчинительные союзы и союзные слова. Расставьте недостающие знаки препинания

1. Человек должен быть наделен фантазией ________ творить. (В. Высоцкий. Монологи)

___________________________________________________________________________________

2. Я наблюдал свысока _______ волны головы ломают. (В. Высоцкий)

___________________________________________________________________________________

3. Живешь в заколдованном диком лесу __________ уйти невозможно. (В. Высоцкий)

___________________________________________________________________________________

4. Все равно я отсюда тебя заберу во дворец __________ играютсвирели. (В. Высоцкий, 1970г)

___________________________________________________________________________________

5. Соглашайся хотя бы на рай в шалаше _________ терем с дворцом кто-то занял. (В. Высоцкий, 1970г)

___________________________________________________________________________________

6. Мне теперь не понять_________же прав был из нас в наших спорах без сна и покоя (В. Высоцкий «Он не вернулся из боя»

___________________________________________________________________________________

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где  подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос 
чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение 
себя не имеет именительного падежа?
5. Союз 
однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении 
Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который…). – схема сложноподчиненного предложения.

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где  подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос 
чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение 
себя не имеет именительного падежа?
5. Союз 
однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении 
Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который…). – схема сложноподчиненного предложения.

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где  подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос 
чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение 
себя не имеет именительного падежа?
5. Союз 
однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении 
Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который…). – схема сложноподчиненного предложения.

Верно ли утверждение, что:

1. Союзы что, если, где  подчинительные?
2. Определение не отвечает на вопрос 
чей?
3. Предложение – это синтаксическая единица?
4. Местоимение 
себя не имеет именительного падежа?
5. Союз 
однако – подчинительный?
6. Двусоставное предложение может быть неопределенно-личным?
7. Придаточные изъяснительные предложения отвечают на вопросы косвенных падежей?
8. В предложении 
Сделано все, чтобы я мог жить спокойно первая часть – придаточное предложение?
9. [ ], (который…). – схема сложноподчиненного предложения.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here