Марусина Наталья Геннадьевна
учитель начальных классов
МБОУ АСОШ № 2, п.г.т Алексеевское РТ
Тема: «Еже ли Вы вежливы….»
Краткая аннотация работы
Урок разработан по программе «Школа России» УМК «Планета Знаний» 2класс.
Разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС.
Данный урок является 3-им уроком по разделу «Язык, речь и общение »
Тип урока: урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления.
Цели урока: 1.Систематизировать имеющиеся у детей знания о правилах (словах, жестах) русского этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности, прощения.
2.Формировать умения постигать смысл народной мудрости, заключающейся в пословице и желание следовать народному совету жизни.
3.Побуждать обращаться за информацией к словарям, обогащать словарный запас детей.
4.Вырабатывать навыки произносительной и письменной культуры речи.
Применяемые инновационные методы: использование ИКТ, деятельностный подход к учебному процессу.
Применение деятельностного подхода в обучении обучения позволяет учащимся продвинуться еще на один шаг в овладении учебной деятельностью, т.е.
научиться учиться («умею учить себя»);
развивать познавательные интересы («люблю учиться, все интересно»);
поддерживать внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»);
совершенствовать элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам оцениваю свою деятельность»).
Основные методы обучения: словесный и наглядный. Содержание заданий носит яркий воспитательный характер.
Урок построен с учетом психологических «пристрастий» младших школьников:
личностнозначимое содержание учебного материала (никто из учащихся не остался в стороне: кто-то выступал со стихами, сценкой, кто-то готовил вопросы; все писали стихи или рисовали сюжетные картинки);
особенности познания окружающего мира – сенсорное восприятие.
Применение слайдового оформления учебного материала с краткими выводами
Усиливает привлекательность, эмоционально окрашивает восприятие. Этот
методический прием важен и с другой стороны – учит обобщать услышанное,
увиденное, прочитанное, выделяя главное.
Урок связан с жизненным опытом учащихся (примеры из собственного опыта
детей), направлен на обогащение словарного запаса и развитие связной речи.
Цели:
1.Систематизировать имеющиеся у детей знания о правилах (словах, жестах) русского этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности, прощения.
2.Формировать умения постигать смысл народной мудрости, заключающейся в пословице и желание следовать народному совету жизни.
3.Побуждать обращаться за информацией к словарям, обогащать словарный запас детей.
4.Вырабатывать навыки произносительной и письменной культуры речи.
Ход урока:
-
Организационный момент.
Учитель: Посмотрите, друг на друга, пожмите друг другу руки, скажите ласковое слово.
-
Сообщение темы и целей урока
1.Мозговой штурм.
Учитель: Прочтите и исследуйте слова: Доброе утро, здравствуйте, до свидания, прощайте. Что общего у этих слов?
Ученик: Вежливые слова.
Учитель: На какие группы можно разделить эти слова?
Ученик: (дети предлагают разные варианты) выделяем: Приветствие и прощание.
Учитель: Как, вы, думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
Ученик: О вежливости.
Учитель: Тема нашего урока: «Еже ли Вы вежливы»… (запись на доске слайд №1.), а говорить мы будем о правилах русского этикета, ведь у каждого народа есть свои правила этикета. Сегодня на уроке русского языка мы даже писать будем меньше чем обычно, а больше будем говорить, потому что этот урок относится к разделу «Культура речи».
Вспомним, как нужно приветствовать кого-либо, прощаться, просить,
благодарить. Выявим в этимологическом словаре значение устаревших слов
по данной теме.
Учитель: Итогом нашей работы будет являться книга«Еже ли Вы вежливы».Итак, начнём составление книги.
111.Работа над новой темой.
1.Учитель: Работа с пословицами.
Учитель: Чему учит нас народ в пословицах?
Ученики: Народной мудрости, краткому и меткому высказыванию своих
суждений о жизни.
Учитель: Слова перепутались, помогите составить из них пословицы.
(На интерактивной доске слова слайд №2.)
ничто дорого Не дорого вежество.
слово Ласковое солнышко что.
Ученики: Не дорого ничто, дорого вежество.
Ласковое слово, что солнышко.
Учитель: Прочтите первую пословицу, что значит слово вежество? Найдите
его значение в этимологическом словаре.
Ученик: Вежество — (устаревшее слово) — вежливость.
Учитель: Прочтите вторую пословицу. Объясните её смысл.
Учитель: Прочтите пословицу, объясните правописание изученных
орфограмм, запишите по памяти.
( повторное чтение, запись по памяти).
Учитель: Ребята, когда и где мы употребляем вежливые слова?
Ученики: Вежливые слова мы употребляем и в школе, и дома, и в магазине,
и в библиотеке. При разговоре с родителями, друзьями, сверстниками…
Когда приветствуем, прощаемся, просим, благодарим.
2. Чтение стихотворения ученицей «Я и солнышко».
Учитель: Послушайте внимательно и скажите, какое вежливое слово вы
услышали.
Я и солнышко.
Солнышко ясное встало,
-
Доброе утро! — сказало.
-
Доброе утро!
Кричу я прохожим
На утро похожим.
Но если проснешься
И дождик в окно
Стучит, да стучит
И без солнца темно,
Доброе утро, друзья, все равно.
Придумано мудро,
Доброе утро!
Учитель: Какое же вежливое слово вы услышали в стихотворении?
Ученик: Доброе утро.
Учитель: Ребята, а что это значит — доброе утро?
Ученик: Пожелание друзьям, близким, чтобы их день был добрым,
светлым, ясным, чтобы ничто их не омрачало, то есть мы желаем добра.
Учитель: А если встретите учителя днём, что вы скажите?
Ученик: Добрый день.
Учитель: А вечером?
Ученик: Добрый вечер.
Учитель: А какое слово можно ещё употребить вместо этих слов?
Ученик: Здравствуйте,
Учитель: Как, вы, думаете, что означает слово здравствуйте? Найдите его
значение в этимологическом словаре.
Ученик: Здравия желаю, то есть — здоровья.
Учитель: Ребята, а как нужно говорить эти слова?
Ученик: Ласково, улыбаясь
Учитель: А как ещё, вы, приветствуете своих одноклассников друзей?
Ученик: Привет, салют.
Учитель: Можно ли так же сказать взрослому человеку?
Учитель: Ребята подготовили сценку, вы, внимательно послушайте и
посмотрите, и назовите вежливые слова, а так же дайте ответ на вопрос:
почему она так называется «Невежливая вежливость»?
Невежливая вежливость .
Я за вежливость возьмусь:
Буду всех благодарить,
Первым, здравствуй говорить,
Вот, мальчонка со стараньем
Выполняет обещанье.
Видит утром у сторожки
Дремлет сторож на порожке
На посту он ночь не спал,
Только-только задремал…
С добрым утром, дед Федот!
Дед ругнул его спросонок.
Убирайся пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Иринку
Да как дёрнет за косынку
Ты куда, Иринка, стой
Я здороваюсь с тобой!
Та отпрыгнула в сторонку
Как невежлива девчонка.
Нёс вожатый горку книг,
А Петро с ограды прыг
Чуть не сел ему на плечи
Извините, добрый вечер!
Ты, вожатый закричал
И невежда и нахал!
Петя очень удивлён –
Разве был невежлив он?
Учитель: Почему же стихотворение называется «Невежливая вежливость»?
Ученик: Стихотворение так называется потому, что Петя не правильно
употреблял вежливые слова, не к месту и не с той интонацией.
Учитель: Что можно посоветовать Пете?
Ученик: Быть более внимательным к людям…
Учитель: Какие вежливые слова вы услышали?
Ученик: Доброе утро, здравствуй, добрый вечер.
Учитель: Ребята, как можно одним словом назвать какие это слова? Что они
означают?
Ученик: Слова приветствия. (Запись в тетради, на интерактивной доске
слайд №.3)
Приветствие: доброе утро, добрый день, добрый вечер, здравствуйте.
Учитель: Ребята, а когда мы с кем-то прощаемся, что мы говорим?
Ученик: До свидания, спокойной ночи, прощайте.
Учитель: Что означает слово до свидания?
Ученик: Слово до свидания означает то, что ещё увидимся, свидимся.
(Запись в тетради и на доске слайд №.4.)
Прощание: до свидания, спокойной ночи, прощайте.
Учитель: Откройте учебник стр.64, найдите упражнение 4, прочтите
задание. Спишите просьбу Павлика.
Глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал: «Лена, дай мне одну
краску, пожалуйста».
(Запись в тетради и на доске слайд №.5.)
Просьба: пожалуйста, будьте любезны, будьте добры.
Учитель: Слово «пожалуйста» — вежливое, волшебное слово. Мы
произносим в ответ на спасибо и когда что-нибудь просим. Вежливый
человек произносит это слово раз 15 в день и не только в школе, но и в
библиотеке, на улице, в магазине, дома…
Учитель: Послушайте стихотворение и дайте ответ на вопрос. Почему мама
и бабушка перестали сердиться на папу?
(Стихотворение читает ученик.)
Папа разбил драгоценную вазу
Бабушка с мамой нахмурились сразу.
Но папа нашелся,
взглянул им в глаза
И робко, и тихо: «Простите», — сказал.
И мама молчит, улыбается даже
— Мы купим другую, есть лучше в продаже.
Простите! Казалось бы
Что в нём такого?
А вот ведь какое
Чудесное слово!
Учитель: Почему же мама и бабушка перестали сердиться на папу?
Ученик: Мама и бабушка перестали сердиться на папу потому, что он робко
попросил прошения.
(Запись в тетради и на доске слайд №.6.)
Прощение: простите, извините.
Учитель: Послушайте рассказ и подумайте, что сказал мальчик.
( Рассказ читает учитель)
Однажды по улице шёл старичок, опираясь на большую суховатую палку.
Он был очень стар, и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под
ноги. Навстречу ему, подняв глаза к верху и, что-то рассматривая в небе,
шёл мальчик. Мальчик наскочил на старичка и сильно его толкнул.
Старичок очень рассердился на мальчика, но вот мальчик, что-то сказал
старичку и тот сразу подобрел.
Что же мальчик такое сказал? От чего дедушка сразу перестал сердиться?
Ученик: Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста.
Учитель: Ребята, а когда вам кто-то, что-то дал или что-то сделал для вас,
вы в ответ, что говорите?
Ученик: Спасибо, благодарю.
Учитель: Что означает, слово благодарю? Найдите его значение в
этимологическом словаре.
Ученик: Благодарю, то есть благо дарю, что-то хорошее, доброе дарю.
(Запись в тетради, на интерактивной доске слайд №.7.)
Благодарность: спасибо, благодарю.
Учитель: Вы все сочиняли стихи на тему: «Вежливые слова» и рисовали на
тему: «Еже ли Вы вежливы»… Давайте сделаем книжку наших стихов и
рисунков.
Некоторые свои стихотворения ребята сейчас прочтут.
Всему же классу задание:
— Запомнить, какие вежливые слова, вы, услышите в стихотворении и к какой
группе отнесёте данное слово.
Стихи учащихся
Гилъманов Ринат.
Волшебное слово «спасибо»
Мы его всегда и везде говорим,
Этим словом мы благодарим.
Спасибо! Спасибо! — мы говорим.
Спасибо- родителям,
Спасибо — учителям,
За то, что добры и заботливы к нам.
Ученик: Вежливое слово «спасибо», относится к группе благодарность.
Круглое Женя.
Мама приготовила обед:
Нам нажарила котлет.
С аппетитом всё сжевали
И «спасибо» ей сказали.
Ученик: Вежливое слово «спасибо», относится к группе благодарность.
Зигаишииа Чулпан.
Доброе утро, тётя Таня.
Вот и начался наш день.
Помогать я буду маме,
Ты уйди подальше лень.
Веник в руки я возьму,
Подмету и пыль протру.
Мама с работы придёт
Увидит, ко мне подойдёт
Меня поцелует, и скажет:
«Спасибо, родная моя
Милая дочка, люблю тебя я».
Ученик: Вежливое слово «доброе утро», относится к группе приветствие;
«спасибо» к группе благодарность.
Учитель: Молодцы, ребята очень хорошие стихотворения у вас получились.
-
Ребята, а какими жестами принято сопровождать слова приветствия,
-
прощания? Покажите друг другу.
(Работа в парах.)
Учитель: Послушайте загадку. О каком жесте она напоминает?
Знакомого встречу — соскочу, привечу.
Ученик: Улыбка.
Учитель: Что означает слово привечу? Найдите ответ в этимологическом
словаре.
Ученик: Приветить — приветствовать, ветить — говорить.
Учитель: А какие жесты, позы, выражения лица не следует использовать
при общении?
Ученик: Показывать на кого-то пальцем, показывать язык, размахивать
кулаками и т. д.
Учитель: Давайте немного поиграем. (Класс делится на 3 команды.) Я буду
рассказывать, а вы добавляйте волшебные слова:
Для 1-й команды
-
Однажды Вова Володин поехал в театр. В автобусе он сел около окна и
рассматривал улицы, вдруг в автобус вошла женщина с маленьким
мальчиком. Вова встал и сказал…
1-я к.: Садитесь, пожалуйста.
Для 2-й команды.
-
Женщина обрадовалась и очень вежливо сказала…
2-я к.: Спасибо.
Для 3-й команды.
-
Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно
толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова тот час
же сказал…
3-я к.: Извините меня, пожалуйста.
1V. Итог. — С чем познакомились на уроке?
-
Что нового узнали на уроке?
-
Какие сделали для себя выводы?
-
Чем тебя привлек урок?
Докончи предложения:
-
Мне показалось важным…
-
Я понял…
V.Дом. задание. Стр.65, упр.8. Каким будет твоё письмо (к бабушке, другу)?
Подумай и напиши.