Марусина Наталья Геннадьевна

учитель начальных классов

МБОУ АСОШ № 2, п.г.т Алексеевское РТ

Тема: «Еже ли Вы вежливы….»

Краткая аннотация работы

Урок разработан по программе «Школа России» УМК «Планета Знаний» 2класс.

Разработка урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Данный урок является  3-им уроком по разделу «Язык, речь и общение »

Тип урока: урок овладения новыми знаниями, накопления фактического материала, его осмысления.

Цели урока: 1.Систематизировать имеющиеся у детей знания о правилах (словах, жестах) русского этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности, прощения.

2.Формировать умения постигать смысл народной мудрости, заключающейся в пословице и желание следовать народному совету жизни.

3.Побуждать обращаться за информацией к словарям, обогащать словарный запас детей.

4.Вырабатывать навыки произносительной и письменной культуры речи.

Применяемые инновационные методы: использование ИКТ, деятельностный подход к учебному процессу.

Применение деятельностного подхода в обучении обучения позволяет учащимся продвинуться еще на один шаг в овладении учебной деятельностью, т.е.

        научиться учиться («умею учить себя»);

        развивать познавательные интересы («люблю учиться, все интересно»);

        поддерживать внутреннюю мотивацию («понимаю, зачем учусь»);

        совершенствовать элементарные рефлексивные качества («умею принять оценку учителя и сам оцениваю свою деятельность»).

Основные методы обучения: словесный и наглядный. Содержание заданий носит яркий воспитательный характер.

Урок построен с учетом психологических  «пристрастий» младших школьников:

        личностнозначимое содержание учебного материала (никто из учащихся не остался в стороне: кто-то выступал со стихами, сценкой, кто-то готовил вопросы; все писали стихи или рисовали сюжетные картинки);

        особенности познания окружающего мира – сенсорное восприятие.

Применение слайдового оформления учебного материала с краткими выводами

Усиливает привлекательность, эмоционально окрашивает восприятие. Этот

методический прием важен и с другой стороны – учит обобщать услышанное,

увиденное, прочитанное, выделяя главное.

Урок связан с жизненным опытом учащихся (примеры из собственного опыта

детей), направлен на обогащение словарного запаса и развитие связной речи.

Цели:

1.Систематизировать имеющиеся у детей знания о правилах (словах, жестах) русского этикета в ситуациях приветствия, прощания, просьбы, благодарности, прощения.

2.Формировать умения постигать смысл народной мудрости, заключающейся в пословице и желание следовать народному совету жизни.

3.Побуждать обращаться за информацией к словарям, обогащать словарный запас детей.

4.Вырабатывать навыки произносительной и письменной культуры речи.

Ход урока:

      1. Организационный момент.

Учитель: Посмотрите, друг на друга, пожмите друг другу руки, скажите ласковое слово.

      1. Сообщение темы и целей урока

1.Мозговой штурм.

Учитель: Прочтите и исследуйте слова: Доброе утро, здравствуйте, до свидания, прощайте. Что общего у этих слов?

Ученик: Вежливые слова.

Учитель: На какие группы можно разделить эти слова?

Ученик: (дети предлагают разные варианты) выделяем: Приветствие и прощание.

Учитель: Как, вы, думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Ученик: О вежливости.

Учитель: Тема нашего урока: «Еже ли Вы вежливы»… (запись на доске слайд №1.), а говорить мы будем о правилах русского этикета, ведь у каждого народа есть свои правила этикета. Сегодня на уроке русского языка мы даже писать будем меньше чем обычно, а больше будем говорить, потому что этот урок относится к разделу «Культура речи».

Вспомним, как нужно приветствовать кого-либо, прощаться, просить,

благодарить. Выявим в этимологическом словаре значение устаревших слов

по данной теме.

Учитель: Итогом нашей работы будет являться книга«Еже ли Вы вежливы».Итак, начнём составление книги.

111.Работа над новой темой.

1.Учитель: Работа с пословицами.

Учитель: Чему учит нас народ в пословицах?

Ученики: Народной мудрости, краткому и меткому высказыванию своих

суждений о жизни.

Учитель: Слова перепутались, помогите составить из них пословицы.

(На интерактивной доске слова слайд №2.)

ничто дорого Не дорого вежество.

слово Ласковое солнышко что.

Ученики: Не дорого ничто, дорого вежество.

Ласковое слово, что солнышко.

Учитель: Прочтите первую пословицу, что значит слово вежество? Найдите

его значение в этимологическом словаре.

Ученик: Вежество — (устаревшее слово) — вежливость.

Учитель: Прочтите вторую пословицу. Объясните её смысл.

Учитель: Прочтите пословицу, объясните правописание изученных

орфограмм, запишите по памяти.

( повторное чтение, запись по памяти).

Учитель: Ребята, когда и где мы употребляем вежливые слова?

Ученики: Вежливые слова мы употребляем и в школе, и дома, и в магазине,

и в библиотеке. При разговоре с родителями, друзьями, сверстниками…

Когда приветствуем, прощаемся, просим, благодарим.

2. Чтение стихотворения ученицей «Я и солнышко».

Учитель: Послушайте внимательно и скажите, какое вежливое слово вы

услышали.

Я и солнышко.

Солнышко ясное встало,

  • Доброе утро! — сказало.

  • Доброе утро!

Кричу я прохожим

На утро похожим.

Но если проснешься

И дождик в окно

Стучит, да стучит

И без солнца темно,

Доброе утро, друзья, все равно.

Придумано мудро,

Доброе утро!

Учитель: Какое же вежливое слово вы услышали в стихотворении?

Ученик: Доброе утро.

Учитель: Ребята, а что это значит — доброе утро?

Ученик: Пожелание друзьям, близким, чтобы их день был добрым,

светлым, ясным, чтобы ничто их не омрачало, то есть мы желаем добра.

Учитель: А если встретите учителя днём, что вы скажите?

Ученик: Добрый день.

Учитель: А вечером?

Ученик: Добрый вечер.

Учитель: А какое слово можно ещё употребить вместо этих слов?

Ученик: Здравствуйте,

Учитель: Как, вы, думаете, что означает слово здравствуйте? Найдите его

значение в этимологическом словаре.

Ученик: Здравия желаю, то есть — здоровья.

Учитель: Ребята, а как нужно говорить эти слова?

Ученик: Ласково, улыбаясь

Учитель: А как ещё, вы, приветствуете своих одноклассников друзей?

Ученик: Привет, салют.

Учитель: Можно ли так же сказать взрослому человеку?

Учитель: Ребята подготовили сценку, вы, внимательно послушайте и

посмотрите, и назовите вежливые слова, а так же дайте ответ на вопрос:

почему она так называется «Невежливая вежливость»?

Невежливая вежливость .

Я за вежливость возьмусь:

Буду всех благодарить,

Первым, здравствуй говорить,

Вот, мальчонка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке

На посту он ночь не спал,

Только-только задремал…

С добрым утром, дед Федот!

Дед ругнул его спросонок.

Убирайся пострелёнок!

Вот Петрусь догнал Иринку

Да как дёрнет за косынку

Ты куда, Иринка, стой

Я здороваюсь с тобой!

Та отпрыгнула в сторонку

Как невежлива девчонка.

Нёс вожатый горку книг,

А Петро с ограды прыг

Чуть не сел ему на плечи

Извините, добрый вечер!

Ты, вожатый закричал

И невежда и нахал!

Петя очень удивлён –

Разве был невежлив он?

Учитель: Почему же стихотворение называется «Невежливая вежливость»?

Ученик: Стихотворение так называется потому, что Петя не правильно

употреблял вежливые слова, не к месту и не с той интонацией.

Учитель: Что можно посоветовать Пете?

Ученик: Быть более внимательным к людям…

Учитель: Какие вежливые слова вы услышали?

Ученик: Доброе утро, здравствуй, добрый вечер.

Учитель: Ребята, как можно одним словом назвать какие это слова? Что они

означают?

Ученик: Слова приветствия. (Запись в тетради, на интерактивной доске

слайд №.3)

Приветствие: доброе утро, добрый день, добрый вечер, здравствуйте.

Учитель: Ребята, а когда мы с кем-то прощаемся, что мы говорим?

Ученик: До свидания, спокойной ночи, прощайте.

Учитель: Что означает слово до свидания?

Ученик: Слово до свидания означает то, что ещё увидимся, свидимся.

(Запись в тетради и на доске слайд №.4.)

Прощание: до свидания, спокойной ночи, прощайте.

Учитель: Откройте учебник стр.64, найдите упражнение 4, прочтите

задание. Спишите просьбу Павлика.

Глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал: «Лена, дай мне одну

краску, пожалуйста».

(Запись в тетради и на доске слайд №.5.)

Просьба: пожалуйста, будьте любезны, будьте добры.

Учитель: Слово «пожалуйста» — вежливое, волшебное слово. Мы

произносим в ответ на спасибо и когда что-нибудь просим. Вежливый

человек произносит это слово раз 15 в день и не только в школе, но и в

библиотеке, на улице, в магазине, дома…

Учитель: Послушайте стихотворение и дайте ответ на вопрос. Почему мама

и бабушка перестали сердиться на папу?

(Стихотворение читает ученик.)

Папа разбил драгоценную вазу

Бабушка с мамой нахмурились сразу.

Но папа нашелся,

взглянул им в глаза

И робко, и тихо: «Простите», — сказал.

И мама молчит, улыбается даже

— Мы купим другую, есть лучше в продаже.

Простите! Казалось бы

Что в нём такого?

А вот ведь какое

Чудесное слово!

Учитель: Почему же мама и бабушка перестали сердиться на папу?

Ученик: Мама и бабушка перестали сердиться на папу потому, что он робко

попросил прошения.

(Запись в тетради и на доске слайд №.6.)

Прощение: простите, извините.

Учитель: Послушайте рассказ и подумайте, что сказал мальчик.

( Рассказ читает учитель)

Однажды по улице шёл старичок, опираясь на большую суховатую палку.

Он был очень стар, и от старости согнулся, поэтому шёл, глядя себе под

ноги. Навстречу ему, подняв глаза к верху и, что-то рассматривая в небе,

шёл мальчик. Мальчик наскочил на старичка и сильно его толкнул.

Старичок очень рассердился на мальчика, но вот мальчик, что-то сказал

старичку и тот сразу подобрел.

Что же мальчик такое сказал? От чего дедушка сразу перестал сердиться?

Ученик: Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста.

Учитель: Ребята, а когда вам кто-то, что-то дал или что-то сделал для вас,

вы в ответ, что говорите?

Ученик: Спасибо, благодарю.

Учитель: Что означает, слово благодарю? Найдите его значение в

этимологическом словаре.

Ученик: Благодарю, то есть благо дарю, что-то хорошее, доброе дарю.

(Запись в тетради, на интерактивной доске слайд №.7.)

Благодарность: спасибо, благодарю.

Учитель: Вы все сочиняли стихи на тему: «Вежливые слова» и рисовали на

тему: «Еже ли Вы вежливы»… Давайте сделаем книжку наших стихов и

рисунков.

Некоторые свои стихотворения ребята сейчас прочтут.

Всему же классу задание:

— Запомнить, какие вежливые слова, вы, услышите в стихотворении и к какой

группе отнесёте данное слово.

Стихи учащихся

Гилъманов Ринат.

Волшебное слово «спасибо»

Мы его всегда и везде говорим,

Этим словом мы благодарим.

Спасибо! Спасибо! — мы говорим.

Спасибо- родителям,

Спасибо — учителям,

За то, что добры и заботливы к нам.

Ученик: Вежливое слово «спасибо», относится к группе благодарность.

Круглое Женя.

Мама приготовила обед:

Нам нажарила котлет.

С аппетитом всё сжевали

И «спасибо» ей сказали.

Ученик: Вежливое слово «спасибо», относится к группе благодарность.

Зигаишииа Чулпан.

Доброе утро, тётя Таня.

Вот и начался наш день.

Помогать я буду маме,

Ты уйди подальше лень.

Веник в руки я возьму,

Подмету и пыль протру.

Мама с работы придёт

Увидит, ко мне подойдёт

Меня поцелует, и скажет:

«Спасибо, родная моя

Милая дочка, люблю тебя я».

Ученик: Вежливое слово «доброе утро», относится к группе приветствие;

«спасибо» к группе благодарность.

Учитель: Молодцы, ребята очень хорошие стихотворения у вас получились.

  • Ребята, а какими жестами принято сопровождать слова приветствия,

  • прощания? Покажите друг другу.

(Работа в парах.)

Учитель: Послушайте загадку. О каком жесте она напоминает?

Знакомого встречу — соскочу, привечу.

Ученик: Улыбка.

Учитель: Что означает слово привечу? Найдите ответ в этимологическом

словаре.

Ученик: Приветить — приветствовать, ветить — говорить.

Учитель: А какие жесты, позы, выражения лица не следует использовать

при общении?

Ученик: Показывать на кого-то пальцем, показывать язык, размахивать

кулаками и т. д.

Учитель: Давайте немного поиграем. (Класс делится на 3 команды.) Я буду

рассказывать, а вы добавляйте волшебные слова:

Для 1-й команды

  • Однажды Вова Володин поехал в театр. В автобусе он сел около окна и

рассматривал улицы, вдруг в автобус вошла женщина с маленьким

мальчиком. Вова встал и сказал…

1-я к.: Садитесь, пожалуйста.

Для 2-й команды.

  • Женщина обрадовалась и очень вежливо сказала…

2-я к.: Спасибо.

Для 3-й команды.

  • Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно

толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова тот час

же сказал…

3-я к.: Извините меня, пожалуйста.

1V. Итог. — С чем познакомились на уроке?

  • Что нового узнали на уроке?

  • Какие сделали для себя выводы?

  • Чем тебя привлек урок?

Докончи предложения:

  • Мне показалось важным…

  • Я понял…

V.Дом. задание. Стр.65, упр.8. Каким будет твоё письмо (к бабушке, другу)?

Подумай и напиши.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here