Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Пятницкая средняя общеобразовательная школа
Волоконовского района Белгородской области»
Урок
русского языка во 2 классе
«Главные члены предложения»
Подготовила
Фёдорова Валентина Анатольевна
учитель начальных классов
высшей категории
МОУ «Пятницкая средняя общеобразовательная школа
Волоконовского района Белгородского района»
2010г.
Тема урока: Главные члены предложения.
Цель урока: создать условия для знакомства с существенными признаками главных членов предложения, способствовать развитию умения определять главные члены в предложении, развитию памяти, внимания, мышления, устной и письменной речи, формированию навыков грамотного письма, привитию аккуратности, любви к природе.
Оборудование: картины «В лесной школе», «На лесной полянке», картинка «Медвежонок ест мед» и предложение из отдельных слов; буквы из магнитной азбуки — м, е, д, в, е, д, ь, наборное полотно со словарными словами. Буквы, которые надо запомнить, закрыты грибками, учебник Русского языка 2 класс. В 2 ч. Ч. 1/ А. В. Полякова. – 5-е изд.- М. Просвещение, 2009.
Ход урока:
1. Оргмомент.
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ли на месте, все ли в порядке:
Книги, ручки и тетрадки?
II. Сообщение цели урока.
— Ребята! Сегодня почтальон принес нам необычное письмо. Послушайте, я его прочитаю.
Дорогие ребята! Я приглашаю вас в лесную школу. Помогите мне объяснить зверятам новую тему. Я самый сильный в лесу, а потому и главный. А они-то, почему главные? С уважением….
— К сожалению, третий листочек разлетелся на мелкие кусочки. Чтобы его собрать, мы должны ответить на вопросы.
III. Актуализация знаний о предложении.
-
Что такое предложение?( Предложенме-единица речи, выражающая законченную мысль)
-
Как в устной речи одно предложение отделяется от другого? ( В устной речи одно предложение от другого отделяет пауза)
-
А как в письменной речи? (В письменной речи предложения отделяются знаками препинания.)
-
Когда в конце предложения ставится точка? ( Точка ставится, когда предложение сообщает о чём-то.)
-
Когда в конце предложения ставится вопросительный знак? (Вопросительный знак – когда содержит вопрос.)
-
Когда в конце предложения ставится восклицательный знак?( Восклицательный знак ставится, когда предложение произносится с особым чувством)
-
Что такое подлежащее и сказуемое? ( Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения.)
(После каждого ответа появляется буква)
— Посмотрите, что у нас получилось
— Кто учитель в лесной школе? (Учитель — медведь)
— А кто же ученики? Давайте отгадаем.
| Рыжая плутовка Хитрая да ловкая, В сарай попала, Кур пересчитала, И горлана петуха Унесла с собой в леса. (лисица) | |
По чаще идет Таежный хозяин Валежник ломает, Пчел разоряет Что за зверь? Кто угадает? (медведь) |
| Непоседа пестрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. (сорока)
|
-
Словарная работа.
(слова на наборном полотне, буквы закрыты грибками)
Учитель, медведь, ученики, заяц, лисица, сорока, медведица.
Мишка косолапый
В школу к нам пришел.
Объяснить зверятам
Тему просит он.
-
А тема урока такая: Главные члены предложения
— А почему же они главные?
— Давайте разберемся сами и поможем разобраться ученикам лесной школы. (Открывается картина «В лесной школе».)
Вот так чудо из чудес
Мы попали с вами в лес.
У зверят идет урок
Медведь учитель очень строг.
— Ребята, вспомните, почему медведя назвали медведь? (Он мёдом ведает.).
— Посмотрите на картинку. Кого вы видите? (медвежонка).
— Что он делает?
— Составьте предложение.
Медвежонок ест мед.
— А теперь представьте, что из предложения выпало первое слово. (Убираю). Что получилось? (Ест мед). Это предложение? Про кого мы не узнали? (Про того, кто ест).
— А теперь из предложения выпало второе слово. Что получилось? (Медведь мед). Это предложение? (Нет). О чем мы не узнали? (О том, что делает медведь).
— Из предложения выпадает третье слово? Что получилось? (Медведь ест).
— Можно назвать это предложением? (Да)
— Верно, это предложение.
— Из чего оно состоит? (Из главных членов предложения).
— Без них, как вы убедились, предложение не получается.
— Вот мы и добрались до сути. Давайте объясним медведю, что главные члены предложения потому и главные, что без них смысл предложения непонятен.
— Ребята, медведь и ученики лесной школы очень рады, что поняли новую тему. И мы с вами тоже очень довольны.
Отдохнем.
Физминутка. Танец «Мишка с куклой».
Три медведя шли домой:
Папа был большой-большой
Мама с ним, поменьше ростом,
А сынок — малютка просто.
Очень маленький он был,
С погремушками ходил
Дзинь-дзинь, дзынь-дзынь.
VI. Творческая работа.
— Мы с вами отдохнули. А теперь давайте посмотрим, как отдыхают зверята. (Рассматривают картину «На лесной полянке») Составим предложения.
Медвежата кувыркаются. Ежи носят грибы. Медведь несет корзину малины.
— Давайте запишем эти предложения и выделим в каждом главные члены. (Выполнение работы.)
— Скажите, ребята, а в какое время года это все происходило? Докажите. (Летом, потому что в лесу есть малина и грибы; ранней осенью, потому что малина и грибы бывают и ранней осенью.)
— Поэтому письмо немножко запоздало.
— А какое время года по календарю сейчас? А в природе? (Еще поздняя осень). А какие изменения происходят в жизни животных поздней осенью? (Они впадают в спячку.)
VII. Выборочный диктант.
— А теперь послушайте стихотворение.
Собрались и полетели
утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
— Давайте выделим в каждом предложении только главные члены.
Утки собрались и полетели.
— Что интересного заметили в этом предложении. (Подлежащее — 1, а сказуемых — 2).
Медведь мастерит.
Заяц оделся. Белка носит.
— Зачем медведь мастерит себе берлогу? (Он будет в ней зимовать.)
— Послушайте стихотворение.
Бродит мишка у берлоги
В желтых листьях вязнут ноги.
-
Ты чего вздыхаешь, мишка?-
Прошуршала тихо мышка.
Отвечает косолапый,
Промокнув глазенки лапой:
-
Матушка медведица
На меня все сердится…
Я прошу: «Дай, мама, меда!»
А она: «Поспи полгода!»
— Что же делает медведь зимой? (Впадает в спячку.)
VIII. Письмо по памяти.
На дворе мороз трещит.
А в берлоге мишка спит.
— Запишите и подчеркните главные члены предложения.
В лесной школе закончились занятия. Медведь крепко спит в берлоге. Пора и нам подвести итог урока.
IX. Рефлексия
— Какую цель ставили в начале урока? Достигли?
— Что нового вы узнали на этом уроке о главных членах предложения?
— Почему они главные? (Они указывают, о ком или о чём говорится в предложении и, что говорится. Без них смысл предложения непонятен.)
— Спасибо! Молодцы! Вы и сами это поняли и смогли объяснить ученикам лесной школы.
Прозвени-ка дружок!
Голосистый звонок.
Перемену ждут ребята
Поиграть, попрыгать надо.