Урок русского языка во 2 классе
Учитель начальных классов МАОУ Ильинской СОШ
Домодедовского района
Белозёрова Т.В.
Тема «Сочинение по картине А.С.Степанова «Лоси»
Цель урока:
— познакомить учащихся с жизнью и творчеством художника А. С. Степанова.
Задачи:
— совершенствование навыка описания картины; формирование умения строить текст в определенной последовательности; определять основную мысль сочинения;
— развитие способности правильного употребления слов в устной и письменной речи; развитие чувства прекрасного;
— воспитание интереса к живописи; привитие любви к природе и животным; эстетическое восприятие искусства.
Оборудование: репродукция картины А. С. Степанова «Лоси», портрет художника.
Ход урока:
Учитель.
Ребята, сегодня мы будем описывать животного, чтобы понять о ком мы будем говорить, вам нужно отгадать загадку:
Не голос – громкая труба,
Большая верхняя губа,
На нем — громадные рога,
Ему природа дорога.
В лесу крупнее зверя не нашлось
Раз он – сохатый, значит …
Описывать мы будем лося, вернее картину А.С.Степанова «Лоси».
Сведения об авторе.
А. С. Степанов родился 24 апреля 1858 года в семье военного, бывшего участника Севастопольской обороны. Алексей Степанович рано остался сиротой. Несмотря на явные способности к изобразительному искусству, Степанов по настоянию опекуна поступает в Межевой институт, который заканчивает в 1879 году со званием землемера. Однако влечение к искусству побеждает: он определяется вольнослушателем в Московское училище живописи. В 1905 году за заслуги в изобразительном искусстве Степанова избирают членом Академии художеств.
Степанов пользовался любовью своих коллег. Это был деликатный, добрый человек.
В жизни А. С. Степанов был на удивление скромным человеком. В нашей памяти художник останется своими лирическими пейзажами, с населяющими их людьми, зверьем и дающими представление о жизни российской глубинки рубежа 19-20 веков.
Незадолго до смерти Алексей Степанович Степанов уничтожил свой архив. Зато весь он – в своих картинах.
Учитель.
Сегодня мы с вами познакомимся с его картиной, которая называется «Лоси». Посмотрите на картину.
— Что изображено на ней? (ответы детей).
— Опишите, какими изобразил лосей художник? (ответы детей).
— Какое время года изображено на картине? (ответы детей).
— Что мы видим на заднем плане картины? (ответы детей).
— Какое общее впечатление от картины А. С. Степанова? (ответы детей).
— Почему? (ответы детей).
— Почему картина называется «Лоси»? (ответы детей).
— Из каких частей будет состоять план нашего сочинения? Назовите их. (ответы детей).
— О чем мы будем говорить во вступлении? (ответы детей).
— Что будет включать основная часть сочинения? (ответы детей).
— А что мы напишем в заключении? (ответы детей).
— Давайте составим примерный план.
План
1.Вступление.
Художник А. С. Степанов и его картина.
2.Основная часть.
а) время года, изображенное на картине. Приметы зимы.
б) предметы, изображенные на заднем плане картины.
в) описание лосей:
г) краски, использованные художником.
3. Заключительная часть.
— какие чувства вызвала у вас картина «Лоси»?
— на какую мысль наводит нас эта картина?
Слова для справок:
1. Художник: знаменитый, талантливый, великий, известный; художник, живописец; картина, полотно
2.Основная часть.
— зимний пейзаж.
Описание лосей:
— размеры
— шерсть
— голова, рога
— ноги, копыта
Краски, использованные художником.
Зима; голые деревья; сугробы снега; низкое небо; пасмурный зимний день.
Большие, могучие, высокие, гордые;
Грубая шерсть, короткая, коричневого цвета.
Большая, с вытянутой мордой; широкие, плоские, ветвистые, красивые
Высокие, стройные, длинные, светло-серые; сильные, крепкие, широкие
Коричневые, серые, мрачные, скучные, темные
3. Заключительная часть (чувства, впечатления) Грустное, тоскливое, скучное, печальное, жалостливое.
— Какое вступление нам бы подошло? (ответы детей).
— А какое заключение вы бы использовали в своих сочинениях? (ответы детей).
Написание сочинения ребятами.
Примеры детских сочинений. Текст не редактировала.
-
А.С. Степанов – талантливый художник. Картина «Лоси» вызывает грусть. Художник использовал в картине тёмные серые краски.
Деревья и кустарники без листьев и покрыты снегом. Небо серое и пасмурное. В середине картины мы видим стог сена. Лосиная семья нашла его. Лоси стали есть сено. Мама вытянула шею и кушает. У папы огромные ветвистые рога и сильные крепкие ноги. У лосей жёсткая и тёмная шерсть. Один лосёнок спрятался за маму.
(Иванова Полина, 2 класс)
-
А.С. Степанов- знаменитый русский художник. Он написал картину «Лоси».
На картине небо хмурое. Деревья стоят без листьев. Посередине стоит стог сена. Возле него семья лосей. Большой лось — папа, у него красивые рога. Поменьше – мама-лосиха. Она протянула голову к сену. А два маленьких лосёнка тоже едят сено. Маленький лосёнок спрятался за маму, потому что ему холодно.
Картина вызывает грустное настроение. Хочется лосям помочь.
( Радзивилюк Роман, 2 класс)
-
А.С. Степанов – талантливый русский художник. Он использует серый и коричневый цвета. На картине «Лоси» время года – зима. Небо серое и тёмное. Вдали тёмный сосновый лес. В середине стог сена. Около сена семья лосей. Большой лось-папа, поменьше — мама. Один из лосят прячется за маму. У папы красивые рога, у него очень толстая шкура. Мама подняла голову и начала есть сено.
Картина вызывает грустное настроение.
( Буров Денис, 2 класс)
-
А.С.Степанов писал картины о русской природе и животных. Он использовал в картине «Лоси» мрачные цвета.
На картине художник изобразил время года зима. Все деревья голые. На заднем плане сосновый лес. В середине картины стоит стог сена. Лоси нашли его. Папа-лось услышал шорох и прислушался. Но на опушке никого не было. Мама тянет голову к сену. А маленькие лосята ели сено. Один лосёнок спрятался за маму.
Настроение у картины хмурое. Когда смотришь на эту картину, хочется помочь лосям.
(Китова Марина, 2 класс)
-
А.С. Степанов – известный русский художник. Он писал картины про животных и русскую природу. Мы на картине «Лоси» видим, что художник использовал серые краски.
Небо серое, а деревья стоят без листьев, в снегу. Из зимнего леса пришла семья лосей. Они увидели стог сена. Лоси стали есть его. Большой лось смотрел по сторонам, чтобы не было опасности. У него ветвистые рога, они красивые. Это папа. Мама вытянула голову к сену и ела. Один лосёнок спрятался за маму, а второй ел сено.
Эта картина вызывает грусть. Хочется помочь этим лосям.
( Кохтенко Ира, 2 класс)
Источники:
http :// www . artlib . ru / objects / gallery _32/ artlib _ gallery -16145- b . jpg — картина
http :// www . moi — detki . ru / detyam / detskie _ zagadki / zagadki _ pro _ zhivotnyh /347- zagadki _ pro _ losya . html — загадка
http :// alexey — stepanov . ru / image / stepanov _ main . jpg — портрет