Тема: «В. Крупин. Первый букварь»
Педагогическая цель
Создать условия для ознакомления учащихся с произведением, совершенствования навыков выразительного чтения, развития устной речи и логического мышления
Планируемые результаты (предметные)
Осознанно и выразительно читают познавательный текст; осуществляют поиск информации в тексте Личностные результаты
Выражают положительное отношение к процессу познания: проявляют внимание, удивление, желание больше знать
Универсальные учебные действия (метапредметные)
Регулятивные: учитывают правило в планировании и контроле способа решения.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в тексте и иллюстрации; логические – осуществляют сравнение названий русских букв и старинных.
Коммуникативные: учатся формулировать собственное мнение и позицию
план урока
Деятельность учителя | ||
I. Организация начала урока. Проверка готовности класса и оборудования; эмоциональный настрой на урок | Приветствие учащихся. – Мы будем на уроке думать? – А может, будем спать? – Мы будем рассуждать? (Да.) – А в облаках летать? (Нет.) | |
– Друг другу будем помогать? – Проверим готовность к уроку | ||
II. Актуализация опорных знаний. 1. Игра «Угадай слово» | На доске написаны буквы: о, у, е, б, ч, н, и, е а, о, е, г, р, м, т на страницах книги. – Соедините последовательно гласные и согласные и отгадайте название урока | |
2. Азбука и алфавит. Беседа | – Как называется ваша первая учебная книга? – Попробуйте объяснить, почему её так назвали – «азбука»? – Прочитайте, как назывались буквы А и Б. – Из этих названий и получилось слово «азбука». – А, вот слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит». Так и живут у нас слова- близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и | |
то же; все буквы расположены в установленном порядке. Каждая буква имеет свое постоянное место и название | ||
III. Постановка учебной задачи | – Сегодня мы узнаем, каким был первый букварь и кто его написал и напечатал | |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. 1. Чтение рассказа В. Крупина «Первый букварь» учителем. Работа с иллюстрацией (учебник, с. 90–91) | – Кто написал и напечатал первый букварь? – Как называют Ивана Федорова? – Чем заканчивался первый букварь? – О чем говорит первая заповедь из букваря? | |
2. Чтение текста учениками («цепочкой») (учебник, с. 90–91) | – Прочитайте рассказ «цепочкой» | |
V. Закрепление знаний и способов действий. 1. Буквы современного и древнерусского алфавита (учебник, с. 90–91) | – Рассмотрите страницу старинной Азбуки. Сравните буквы современного и древнерусского алфавита | |
2. Что читали ваши предки и прабабушки в своих букварях | – Прочитайте запись на доске. «Не будь ленив, но со всяким прилежанием читай, внимай, слушай и твори». – Как вы понимаете эти слова? – Попробуйте это пожелание перевести на современный русский язык | |
3. Творческая работа. Создание собственной Азбуки | – Создайте свою азбуку. Придумайте слова, которые помогут запомнить название старинных букв русского алфавита. – Придумайте рассказ о своей азбуке (кто её автор, в каком издательстве издана, какие рассказы читали, о чем интересном узнали) | |
VI. Рефлексивно-оценочный | – Что нового узнали на уроке? – Что особенно запомнилось – Спасибо за урок |