Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33
с углубленным изучением предметов гуманитарного и технического профилей Дзержинского района города Волгограда
Внеклассное мероприятие по русскому языку для
10 – 11 классов
«Лингвистический калейдоскоп»
(С использованием олимпийской тематики)
Составитель:
Горбенко Нина Иосифовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Волгоград – 2011г.
КВН по русскому языку для 10 — 11классов
«Лингвистический калейдоскоп».
Обучающая цель – умение применять полученные на уроках знания в нестандартной ситуации.
Развивающая цель – развитие умения работать в группе.
Воспитательная цель – интерес к родному языку.
Слово учителя:
Сегодня две команды сразятся за право быть лучшей. Мы собрались, чтобы показать свои знания по русскому языку и как мы умеем их использовать в другой ситуации, а не на уроке. Мы назовем наше мероприятие «Лингвистический калейдоскоп», в котором, как в детской, всем известной игрушке, будут меняться вопросы, один интересней другого, отражая все грани вашего таланта: умение составить оду, эпиграмму, умение воссоздать художественный образ, блеснуть поэтическим мастерством, используя разные стили речи и жанры.
Итак, приготовились к старту!
Награды победителям уже ждут Вас!
-
Приветствие команд (название, эмблема, девиз).
-
Инсценировка домашнего задания.
Нужно было подготовить инсценировку отрывков из художественных произведений. Одной команде предлагалось инсценировать отрывок из произведения М.Ю Лермонтова «Беглец», а другой «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Беглец.
Гарун бежал быстрее лани,
Быстрей, чем заяц от орла;
Бежал он в страхе с поля брани,
Где кровь черкесская текла;
Отец и два родные брата
За честь и вольность там легли,
И под пятой у супостата
Лежат их головы в пыли.
Их кровь течет и просит мщенья,
Гарун забыл свой долг и стыд;
Он растерял в пылу сраженья
Винтовку, шашку – и бежит!
Усталый, жаждою томимый,
С лица стирая кровь и пот,
Гарун меж искал аул родимый
При лунном свете узнает;
Подкрался он никем не зримый…
Кругом молчанье и покой,
С кровавой битвы невредимый
Лишь он один пришел домой.
Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника
и удалого купца Калашникова.
За прилавкою сидит молодой купец,
Статный молодец Степан Парамонович,
По прозванию Калашников;
Шелковые товары раскладывает,
Речью ласковой гостей он заманивает,
Злато, серебро пересчитывает.
Да недобрый день задался ему:
Ходят мимо баре богатые,
В его лавочку не заглядывают.
Отзвонили вечерню во святых церквях;
За Кремлем горит заря туманная;
Набегают тучки на небо,-
Гонит их метелица распеваючи;
Опустел широкий гостиный двор.
Запирает Степан Парамонович
Свою лавочку дверью дубовою
Да замком немецким со пружиною;
Злого пса-ворчуна зубастого
На железную цепь привязывает,
И пошел он домой, призадумавшись,
К молодой хозяйке за Москву-реку.
3. Выбрать правильный ответ (Команды отвечают по очереди).
1) Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова грецкий – греческий?
а) омонимы
б) паронимы
в) синонимы
г) антонимы
2) Какое лингвистическое явление иллюстрируют слова контуры – очертания?
А) омонимы
Б) паронимы
В) антонимы
Г) синонимы
3) Какое лингвистическое явление иллюстрируют выделенные слова в стихотворении М. Цветаевой?
«Все перемелется, будет мукой!»
Люди утешены этой наукой.
Станет мукою, что было тоской?
Нет, лучше мукой!
А) синонимы
Б) паронимы
В) омонимы
Г) антонимы
4) В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?
А) зал полон
Б) зал аплодирует стоя
В) тонкие пальцы
Г) Крутой берег
5) В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?
А) крутой кипяток
Б) крутой подъем
В) тяжелая поклажа
Г) шелковая ткань
6) В каком примере выделенное слово используется в переносном значении?
А) шелковая рубашка
Б) горячий кофе
В) шелковые волосы
Г) золотые часы
7) В каком примере выделенное слово употреблено в прямом значении?
А) Часы идут
Б) Дождь прошел
В) Человек прошел
Г) Век прошел
8) В каком примере слово «КЛЮЧ» употреблено в прямом значении?
А) ключ к шифру
Б) гаечный ключ
В) в оптимистическом ключе
Г) действовать в едином ключе
ОТВЕТЫ: 1-Б; 2-Г; 3-В; 4-Б; 5-А; 6-В; 7-В; 8-Б.
4. Задание «Монолог» (Задания лежат в конвертах на столе).
Командам предлагается составить монолог от лица доски «Исповедь обиженной доски», а другой команде от лица стула «Монолог стула».
Примеры ответов учащихся:
Команда «Префиксы»:
Исповедь обиженной доски.
«Я, бедная деревянная доска из сосны, покрыта зеленой краской, на мне пишут мелом , они давят слишком сильно, мел иногда скрипит и издает режущие мой слух звуки. Они пишут нехорошие слова, когда нет учителя. Злые ученики натирают меня воском и мылом, кладут учителю ластик вместо мела, и учитель не может писать на мне. Они хлопают моими створками. Они редко моют меня. Помогите мне! Помогите мне, пожалуйста!»
Команда «Аффиксы»:
Монолог стула.
«Я стою здесь уже три года. За это время я видел довольно всего, но в основном это были спины сидящих людей. Я весь залепленный жвачкой! На мне качаются, все мои суставы скрипят от этого. Они неуважительно встают, ногами пачкают меня! Однажды на меня пролили сок. Виноградный, кажется, и лишь небрежно протерли тряпкой. Я исправно служил им всем! Никому не отказывал в услуге подставить сиденье. За что же они со мной так?!
5. Текст. Вставить пропущенные слова.
Город Олимпия был расположен в северо-западной части Пелопаннеса,среди живописной природы, у слияния рек Алфей и Кладей. Здесь находился край богини Геры, жены Зевса. А позднее в честь побед над персами, греки построили храм Зевсу, ставший вскоре главным сооружением ансамбля Олимпии. Он был украшен статуями, изображавшими подвиги Геракла.
Неподалеку находился гипподром, предназначенный для спортивных соревнований.
В долине реки Алфей, среди священных холмов Алтиса, находился олимпийский стадион. В древних играх могли участвовать свободные эллины, а рабы и женщины не допускались.
На первых играх проводились соревнования по борьбе и метанию диска.
Объясните значение слова Гипподром. Из какого языка оно заимствовано?
Другой команде объяснить значение слова Эллины.
Гипподром (др.-греч. ἱππόδρομος, от ἵππος — лошадь и δρόμος — бег, площадь для состязаний в беге) — у древних греков и римлян — место, специально предназначенное для проведения конных состязаний, гонок колесниц.
Э́ллины (от греч. Έλληνες) — самоназвание греков. В современном русском языке обычно используется для обозначения жителей Древней Греции.
6. Ответы на вопросы. Команды по очереди отвечают на вопросы с олимпийской тематикой (1ответ -1 балл).
-Где будут расположены объекты для проведения Зимних олимпийских игр? (Красная поляна)
-Где будут находиться ледовые дворцы? (Адлер)
-Откуда в город прибудет Олимпийский огонь? (Греция)
-Что символизирует пять колец на олимпийском флаге? (Континенты)
-Какие награды получат победители? (медали)
-Как называется место, где стоят победители для получения наград? (Пьедестал)
-Как называется место, где будут жить спортсмены? (Олимпийская деревня)
-Вспомните, какие города являлись претендентами на проведение Зимних олимпийских игр? (Зальцбург, Пхенчхан)
7. Интервью с места соревнований. Командам предлагается взять интервью у гимнастки, другой команде — у хоккеиста.
8. Командам предлагается сочинить оду и эпиграмму.
Ода — греч. «песня», жанр лирической поэзии и музыки; торжественное патетическое прославляющее произведение.
Эпиграмма — короткое сатирическое стихотворение.
Примеры ответов учащихся:
Команда «Префиксы»:
«Ода девочкам»
Пленяет свет твоих очей,
Пленяет блеск твоих речей.
Любое мудрое задание
Покажет твою мудрость, знания.
Ты вызываешь только радость,
И украшает тебя слабость.
В твоей душе есть удивление,
И восхищение, и сомнение.
О, одноклассницы любимые!
Ведь с вами рядом мы счастливые,
Вы в нас вдохнули вдохновение
И нас объемлет упоение!
Команда «Аффиксы»:
Эпиграмма (Тема: «Школьная столовая»).
Надежды юношей питают,
Когда к вратам твоим идут.
Котлы давно уж закипают,
По школе запах издают.
Запахло булками и кашей.
Кто с поваром сравнится нашим?
Наутро еле встал с постели
Как эти булки надоели!
9. Задание «Рассказ»
По 3 человека от команды выходят, чтобы за 7 мин. составить рассказ, в котором все слова начинаются на одну букву.
-Когда Катя….
-Однажды осенью……(Команде, в рассказе которой будет больше слов — 5 баллов)
10. Дайте объяснение следующих фразеологических оборотов:
Проходить красной нитью или ……; пожинать лавры или ……; оказаться первой ласточкой или…..; дойти до геркулесовых столпов или…….; стать в тупик или ……; ручаться головой или…..; класть под сукно или……;
перейти Рубикон или …….; сжечь свои корабли или……; дамоклов меч или …..; стоять грудью или…..; согласиться скрепя сердце или…..; лежать под сукном или…..
ОТВЕТЫ:
-Проходить красной нитью или насквозь пронизывать что- либо
— пожинать лавры или пользоваться плодами успеха
— оказаться первой ласточкой или быть самым первым, за которым следуют другие
— дойти до геркулесовых столпов или достичь предела, высшей точки чего-либо
— стать в тупик или приходить в состояние крайнего замешательства, затруднения
— ручаться головой или нести полную ответственность за кого-либо, за что- либо
— класть под сукно или оставлять без внимания
— перейти Рубикон или достичь чего-либо
— сжечь свои корабли или решительно порывать с прошлым
-дамоклов меч или постоянно угрожающая опасность
— стоять грудью или отстаивать упорно
— согласиться скрепя сердце или согласиться с большой неохотой, вопреки желанию делать что-либо
— лежать под сукном или оставлять без внимания, без продвижения
11. Прочитайте текст. Передайте содержание этого текста в жанре былины, сказки, воззвания.
«Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни… И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека. Степень его психологической уравновешенности.
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая и изучая.
Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна».
12. Назвать глагол, в котором нет корня (вынуть)
Назвать корень, который состоит из одной буквы (шла)
Какие глаголы не изменяются по лицам?
Употребите слова с эпитетом: юмор, ирония, сарказм.
13. Передать «по телефону» пословицу или поговорку.
Одна команда поговорку «В одно ухо вошло, в другое вышло», другая «Как волка ни корми — он все в лес смотрит».
14. Загадки-шутки:
Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не 2 ноги, а больше?(бежать со всех ног)
Есть ли ноги у газеты, книги? (вверх ногами)
В каком фразеологизме даже враги именуются друзьями? (Друг друга они ненавидели)
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело (нос)
15. Подберите пословицы или поговорки с краткими прилагательными
—Болтовня и красна, и пестра, да тупа
-кто аккуратен, тот людям приятен.
16. Письмо спортсмену (пишут обе команды: 1-я команда – хоккеисту, 2-я команда – легкоатлету).
Образец письма / Валерию Борчину, чемпиону мира по лёгкой атлетике в спортивной ходьбе на 20 км./
Уважаемый Валерий Викторович!
Пишет Вам ученик 10 «И» класса Попов Андрей.
С давних пор Вы являетесь моим кумиром, и я пристально слежу за Вашими успехами в спорте. Вот и на этот раз Вы стали победителем. Разрешите поздравить Вас с «золотом» чемпионата мира по легкой атлетике. Герой Олимпиады — 2008, в южнокорейском Тэгу Вы стали двукратным чемпионом мира в ходьбе на 20 км. Добиться такого результата Вам помогли прекрасная спортивная подготовка, огромная воля к победе и, конечно, наставничество опытных тренеров. Вместе с Владимиром Канайкиным, завоевавшим на этой дистанции серебряную медаль, Вы подтвердили высокий уровень отечественной школы лёгкой атлетики.
Я тоже хочу добиться таких же результатов в спорте, как Вы, поэтому усиленно тренируюсь, вырабатываю в себе бойцовский характер.
Здоровья Вам, удачи и новых достижений.
17. «Давайте говорить друг другу комплименты!»
Слово учителя:
Есть два подхода к людям: взглянуть на них критическим взглядом – и это справедливо, но сурово. Другой соткан из нежности и юмора, так давайте даже на недостатки смотреть с нежностью и юмором! Давайте говорить друг другу комплименты! (Команды по очереди говорят друг другу комплименты, приятные слова, отмечая достойные черты своих соперников).
18. Подведение итогов. Награждение.
Список использованной литературы:
-
Сценарии школьных праздников/ автор – составитель Н.Н. Романова – М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2005. – 400с.
-
Игры на уроках русского языка: Учеб. нагляд. пособие / А. А. Акишина, Т. Л. Жаркова, Т. Е. Акишина, — М. Рус. яз. 1988.
-
Русский язык в задачах и играх. Тетрадь для творческих работ. 9 класс / Н. Н. Соловьева, Издательство «Материк-Альфа», 2005 г.
-
В. Барвинский, С. Вилинский «Рождено Олипиадой», Москва 1985.
-
Ю. Шанин «От эллинов до наших дней», Москва 1975.
-
Выписки INTERNET EXPLORER.