Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20 с углубленным изучением отдельных предметов»
Внеклассное мероприятие
по русскому языку
в 3 классе.
Учитель:
Клейменова Любовь
Алексеевна.
Старый Оскол 2011
Тема: «В гостях у слова».
( Внеклассное мероприятие по русскому языку.)
Цели: обогащение словарного запаса;
развитие интереса к предмету, познавательной активности
учащихся;
воспитание нравственных качеств учащихся.
Оборудование: аудиозаписи; конверт с карточками-словами;
шары; толковые словари.
Ведущий -Здравствуйте, дорогие гости, уважаемые коллеги.
Приветствую вас, милые дамы и наши юные рыцари.
Я рада встрече с вами в нашем уютном любимом зале.
Меня зовут Любовь Алексеевна.
— Внимание! Внимание! Его Величество Русский язык приглашает
всех жителей королевства Грамматики на праздник!
Повернитесь друг к дружке, улыбнитесь, скажите своему
товарищу добрые ободряющие слова, комплименты перед
началом нашего праздника.
Вот я вижу, что у вас хорошее настроение, и если вы готовы
Принять участие в нашем празднике, раскройте свои ладошки.
Песня «Грамматика».
Ученик Сегодня праздник слова!
Вы все приглашены!
Из города, деревни,
из любой страны.
Сегодня праздник творчества
Вас приглашаю я.
Собирайтесь дружно вы,
И в гости к нам, друзья!
Спешите фантазировать,
Спешите все узнать.
Ведь праздник скоро кончится,
И можно опоздать!
Ведущий А теперь пора и начинать, но мне необходимо посмотреть, прибыли
ли гости. (Смотрит.) – Нет, еще не все прибыли. Что-то опаздывают.
(Входят:Грамматика, Словарь,Почемучка, Напоминайка).
Грамматика Простите нас за опоздание.
Напоминайкин Вот шофер какой чудак!
Он поесть не мог никак.
Потому что спозаранку,
Он крутил-вертел баранку.
Ученик А зачем крутил-вертел?
Лучше б взял бы , да и съел.
Почемучкин Как же он мог ее съесть?
Ведущий Это наверное руль ты имеешь в виду. А ребята не поняли.
— Ребята, многие слова русского языка могут иметь не одно, а два, три и больше значений. Вот сегодня на нашем празднике будет слово и его многозначность.
В многозначных словах одно значение выступает, как основное, а другие, как второстепенные.
Ученик В одной стране,
В чудной стране,
Где не бывать тебе и мне.
Ботинок черным язычком
С утра лакает молочко.
И целый день в окошко
Глазком глядит картошка.
Бутылка горлышком поет,
Концерты вечером дает.
А стул на гнутых ножках
Танцует под гармошку.
В одной стране,
В чудной стране…
Ты почему не веришь мне?
Ведущий Что обозначает слово язычок? Горлышко? Ножка?
-Слова, имеющие не одно, а несколько значений называют многозначными. Они могут обозначать не только предметы, но и признаки, и действия предметов.
Сценка.
Выстирала мама рубашку и говорит Мише:
— Неси, сынок, повесь на солнце, пусть сохнет.
Ушел Миша и тотчас вернулся с рубашкой в руках.
— Почему ты не повесил?- спросила мама.
— Не достал до солнца.
Ведущий — Где должен был повесить Миша рубашку?
Грамматика — А теперь, ребята, я предлагаю вам поиграть со мной в игру
«Конверт с заданиями».
(Дети вынимают по очереди из конверта карточки-слова и
объясняют значение).
ручка нос
стрела колокольчик
шишка морж
Грамматика -Молодцы! А еще, ребята, я хотела бы узнать насколько вы были внимательны. Кто из вас заметил какие орфограммы встретились в словах?
Ученик —А сейчас, Грамматика, дети хотели бы тебя порадовать веселым
танцем.
Танец с буквами. ( «Так держать!» )
Ведущий -Ребята, что хотят сказать этими словами наши артисты?
— А какое значение еще имеет слово «держать»?
— Ребята, какое у вас настроение? Если хорошее, то поднимите ладошку, если очень хорошее – две ладошки.
— Хотите еще поиграть? Сейчас мы узнаем кто из вас самый быстрый
и сообразительный. У нас две команды. Каждая может совещаться и кто-то выходит дописывает подходящее по смыслу слово, обозначающее предмет, чтобы получилось
словосочетание. ( Учитывается орфографическая правильность написания слов.)
мягкий острый
________ _________
_________ _________
Ведущий — Молодцы! ( Итог игры.)
— Ребята, многозначность слов свидетельствует о богатстве, яркости
и выразительности русской речи. В тексте слова могут использовать в прямом и переносном значении.
— Ребята, помогите разрешить недоразумение, которое возникло с героями из-за непонимания разных значений слов.
Сценка.
— Отчего ты плачешь, друг?- спрашивает внука дедушка.
— По письму,- ответил внук,- тройку получил.
— Ты нажми, не будь же плаксой!
-Нажимал я … сделал кляксу!
Ведущий — Друзья, а знаете, иногда про зверей даже интереснее рассказывать и слушать, чем про детей. Мне хочется предложить вам одну интересную историю.
Сценка.
Автор Бежал заяц. На опушке встретил поросенка.
Поросенок —Куда спешишь?
Заяц -В зоопарк. Медвежонок на день рождения пригласил.
Поросенок И меня тоже.
Заяц Значит вместе пойдем. Только быстрее надо, а то опоздаем.
Поросенок А давай на автобусе поедем. Быстро и хорошо.
Заяц Давай.
Автор Подбежали к остановке. Шмыгнули в дверцу. Притаились в уголке
под сиденьем. Поехали. На одной остановке вошел контролер.
Контролер —Предъявите билеты!
-Кто здесь едет зайцем, признавайтесь!
Заяц Пропал я, придется сознаваться.
(вылезая) – Я зайцем.
Контролер Почему?
Заяц Денег нет. А меня медвежонок на день рожденья пригласил. Боюсь
опоздаю.
Контролер Так! А кто там еще прячется?
Поросенок Я!
Контролер Ты тоже в зоопарк7
Поросенок Тоже.
Контролер И тоже без билета?
Поросенок (гордо) Нет! У меня пятачок есть!
Контролер (смеясь) Ну ладно. Поезжайте оба за пятачок.
Ведущий Вот видите, ребята, какие могут происходить ситуации из-за
Многозначности слов.
— А теперь я предлагаю вам подвигаться, поиграть в веселую игру.
(Игра с шарами.)
— Перед вами 6 шаров, в одном из них есть слово-загадка.
Сейчас несколько участников должны хлопнуть шары, садясь на них.
Кто больше лопнет шариков? Кто ловкий? У кого окажется слово-за-
гадка?
(Слово «грамота». Объяснить значение.)
Ведущий Ребята, а сейчас вы должны хорошенько поразмыслить и найти разгадку к этим загадочным шифровкам.
( Показываю слова, где буквы поменяли местами. Дети должны составить слово и сказать какие значения оно имеет, на какое правило в них есть
орфограммы.
Ялобок, доря, итьск, рпбоак, мшанаи.
Словарь Дорогие ребята, мы сегодня проникли в мир слова, его значения.
Но не всегда можно легко определить все значения слов. В этом случае к вам на помощь приходят словари. В них вы можете узнать толкование многих слов.( Показ толковых словарей.)
Ведущий -Наш праздник подходит к концу.
Дорогие друзья, благодарю вас за активное участие и прошу высказать свое мнение о нашей встрече продолжив такие фразы:
«Сегодня на празднике я чувствовал себя…»
«Самым интересным было, когда…»
«Я для себя сегодня открыл…»
«В дорогу знаний я для себя возьму…»
— Спасибо всем!
Песня «Чтоб выучиться грамоте…»
Чтоб выучиться грамоте
Имеем мы терпение.
И чтоб урок не зря у нас прошел,
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны,
Должны учиться в школе
Только хорошо!
Возьмем свои тетрадки мы
Слова запишем правильно,
Чтоб каждый помнить мог.
Должны мы быть старательны,
Послушны и внимательны,
И дома каждый день учить урок!