Урок технологии во 2 классе.

Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 8» г.о. Саранск

Тема: Филимоновская народная игрушка

Тип урока: Изложение нового материала с элементами комбинированного урока.

Цель урока: познакомить детей с Филимоновской народной игрушкой;

Планируемые результаты:

  • Учащиеся познакомятся с особенностями филимоновской игрушки;

  • будут совершенствовать знания о декоративном искусстве в жизни общества;

  • будут учиться лепить игрушки;

  • познакомятся с элементами росписи филимоновской игрушки;

  • закрепят приёмы лепки: сжимание, вытягивание, прищипывание, сглаживание.

  • будут учиться работать по плану;

  • слушать и слышать друг друга

  • развивать наблюдательность, внимание, аккуратность, фантазию, воображение;

  • развивать мелкую моторику рук;

  • развивать умение сравнивать, сопоставлять;

  • развивать навыки самооценки и самоконтроля.

Формы и методы, используемые на уроке: рассказ, беседа, компьютерное обеспечение – презентация по теме, метод наглядности.

Оборудование для учителя: образцы игрушек, технологические карты, наглядные пособия, компьютерная презентация, народная инструментальная музыка лирического и хороводного характера.

Оборудование для детей: пластилин, индивидуальные доски, стеки, тряпочка, вода, толстая нить, вазелин, картон.

Структура урока:

  1. Организационный момент. – 1 мин.

  2. Сообщение темы. Объяснение нового материала – 8 мин.

  3. Анализ и демонстрация изделия – 5 мин.

  4. Планирование предстоящей практической работы – 2 мин.

  5. Практическая часть – 25 мин.

  6. Подведение итогов – 2 мин.

  7. Уборка рабочих мест – 2 мин.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

(Учитель говорит, а дети выполняют)

Начинать занятие надо обязательно.

Но сначала повернуться

И друг другу улыбнуться.

Пальчики размять.

Глазки всем поднять,

И тогда нам всем, конечно,

Можно начинать.

2. Сообщение темы. Объяснение нового материала.

Играет русская народная музыка. Сегодня на уроке мы поговорим с вами о… Впрочем, тему нашего разговора вы назовёте мне сами, после небольшой подсказки.

Первая подсказка – это музыка, она сегодня будет звучать на протяжении всего урока (звучит музыка, дети называют её характер).

Вторая подсказка спрятана вот в этой шкатулке. Вот её мы сейчас и откроем (в шкатулке – игрушки, их демонстрация на фоне музыки).

-Ну, кто мне скажет, о чем сегодня пойдет речь?

Совершенно верно!

Вы любите играть? И у вас у каждого есть, наверное, любимая игрушка. А как вы думаете, когда появилась первая игрушка?

Очень давно! Ещё в первобытном обществе, о котором вы уже знаете из уроков истории, земледельцы делали из глины фигурку женщины, украшали её зёрнами пшеницы, рисовали на них узоры и бросали в огонь. Это был магический обряд, который должен был принести плодородие полям, а когда фигурки остывали, их отдавали детям для игры. Так появились первые игрушки. В древнем Египте, четыре тысячи лет назад, куклы вырезали из тоненьких дощечек и расписывали геометрическим узором. Своими игрушками из глины и дерева славились Греция и Рим. Фигурки из глины археологи находят на месте славянских поселений – там, где жили наши предки. В России игрушки делали повсеместно. Создавались они не забавы ради, им приписывали особую силу – охранять, оберегать людей от всякого зла. В каждой местности птицы, кони, барыни приобретали свой особый вид. Вот и появились такие игрушки – вроде бы одинаковые, а в то же время — разные.

Итак, сегодня мы с вами познакомимся с Филимоновской игрушкой, и для этого я предлагаю нам посмотреть презентацию по этой теме (приложение)

3. Анализ и демонстрация изделия.

Давайте подведем итоги по просмотру:

-Какую форму имеет филимоновская игрушка?

— Давайте теперь посмотрим: как украшена игрушка?

— Какие цвета преобладают в филимоновской игрушке?

-А какие элементы росписи вы видите на игрушке?

— Что же они означали? Что же хотели изобразить мастера на своих игрушках?

-Кто скажет, что мог обозначать круг?

-Что могла обозначать волнистая или ломаная линия?

-Что обозначала клетка?

Каждый символ передавал образ природы, которая окружала человека.

-А что же означала женская фигурка в игрушке?

— Форма каждой игрушки, цвет, узор росписи придают игрушке неповторимую прелесть, своеобразие, делают её непохожей на другие.

— Кто лепил игрушки?

А из чего лепили игрушки?

А что потом делали с вылепленными игрушками? Сразу ли их раскрашивали?

-А как называлось приспособление для обжига, что оно вообще из себя представляло?

-Почему игрушка называется народной?

Сейчас я предлагаю вам стать мастерами игрушечных дел. Сегодня мы тоже будем лепить игрушки, а на следующем уроке распишем их красивыми яркими красками. Сегодня мы будем лепить филимоновскую птичку.

Ребята, каких птиц вы знаете?

— Чем отличается птица от других животных?

— Какие части тела есть у птицы?

— Какая форма тела у птицы? Форма головы? Шеи? Какая форма хвоста? Какие бывают клювы?

— Посмотрите, как выглядят птицы, которых вылепили филимоновские мастера.

— Какая форма тела у птиц?

— Какого размера эти игрушки?

— Какие цвета использованы в росписи птиц?

— Из какого материала сделаны птички?

— Что объединяет этих птиц?

— Обратите, внимание, что все птицы стоят на подставке. Какой формы подставка?

Посмотрите на схему последовательности лепки птицы. Сколько кусочков пластилина нам нужно приготовить? Что будем лепить из первого куска? Что из второго? Одинаковые ли куски по размеру?

Итак, птичка лепится из целого куска с оттягиванием шеи, головы, хвостика. Этот кусок пластилина будет большим. Из кусочка меньшего размера будем лепить подставку.

Вы можете вылепить любую птичку, какую захотите. Это может быть и петушок, уточка, курочка, павлин, и даже жар-птица. Только вам нужно будет сделать её такой, чтобы сохранить традиции филимоновских мастеров.

  1. Планирование предстоящей практической деятельности.

Итак, принимаемся за работу.

Но сначала вспомним основные этапы работы с пластилином.

1. С каким материалом работаем.

2. Какие инструменты нужны для работы

4. С какими дополнительными материалами еще приходится работать.

— А теперь вспомним, как надо работать на уроке.

Чтобы что-то сотворить

И здоровье сохранить

Технику и правила

Нужно повторить.

(Дети вспоминают правила работы со стеками или ножом)

Повторяем технику выполнения изделия по инструкционным картам.

(Инструкционные карты вывешены на доске)

Физкультминутка. Речевая разминка и одновременные упражнения

На Руси умельцы жили

Очень много мастерили

Расписные петушки,

золотые гребешки

Для здоровья, для порядку

Все мы делаем зарядку.

Раз — присели,

Два — присели.

За работу тихо сели.

  1. Практическая часть.

Учащиеся приступают к практической деятельности: слегка смазывают ладони вазелином, выбирают брусок пластилина, разминают его, сжимают в комочек и, используя нужные приёмы, выполняют задание самостоятельно.

При необходимости учитель оказывает учащимся соответствующую помощь.

6. Подведение итогов.

Работы выставляются на отдельном столике. Весь класс анализирует работы, дети делятся мнениями, какие птички понравились и почему. (Надо учителю всё организовать так, чтобы не было детей, которые бы вышли с урока расстроенными из-за того, что у них не все получилось Нужно отметить и выделить работы почти всех учеников, найти в каждой работе свою изюминку, но и корректно указать на недостатки)

Работа оценивается за правильность, аккуратность и оригинальность её выполнения.

— Все сегодня молодцы! Хорошо потрудились! Домашнее задание таково: покрыть ваши изделия клеем ПВА, а после высыхания клея покрыть белой гуашью. На следующий урок принести цветную гуашь. Мы будем расписывать наши игрушки.

7. Уборка рабочего места.

8. Рефлексия.

— Какое задание было интересным?

— Что для вас было трудным?

— оцените своё изделие

— над изделием ещё надо потрудиться

— изделие сделано хорошо;

— изделие сделано отлично.

Завершение урока речевой разминкой.

Занятие окончено

Вот звонок опять.

Все, что надо сделано.

Можно отдыхать.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here