05.03.2013 (3 часа)
Тема: « Выполнение отделки салфетки »
Цели: формирование навыков выполнения отделки салфетки.
Образовательные:
-
закрепить знания учащихся о салфетке;
-
закрепить навыки выполнения вышивки ручными отделочными стежками;
-
формировать умения и навыки учащихся при выполнении отделки салфетки вышивкой;
Коррекционно-развивающие:
-
развивать внимание, наблюдательность через включение в урок заданий практического характера;
-
развивать умение выполнять самоанализ своей деятельности, деятельности других учащихся;
-
развивать связную устную речь учащихся;
-
развивать мелкую моторику кистей рук.
Воспитательные:
-
воспитывать положительную мотивацию к выполнению практической работы;
-
воспитывать стремление к аккуратному выполнению ручных работ.
Оборудование: карточки с заданиями, листы оценки практической работы, образцы ручных отделочных стежков, готовые салфетки с отделкой, слайды, ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Инструменты, приспособление и принадлежности: игла, ножницы, наперсток, утюг.
Материалы для работы: салфетка, рисунки для вышивки, копировальная бумага, швейные нитки, нитки мулине или ирис.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1 | Организационный момент | Проверяет готовность учащихся к уроку | Готовятся к уроку (тетради, ручки, салфетки, спецодежда) |
2
| Актуализация опорных знаний учащихся Слайд № 1
Слайд № 2
Слайд № 3
Салфетки Слайд № 4
Физминутка Слайд № 5
Слайд № 6
Слайд № 7
Карточки
Слайд № 8
| — Начнем наш урок. И начнем его с игры: необходимо составить из букв слово. — Какое слово получилось? — Скажите, а почему я выбрала это слово? — Правильно, молодцы!
— Я вам уже рассказывала, что прообразом современной салфетки стали листки фигового дерева, которыми ещё 3500 лет назад рабы вытирали губы хозяевам после сытной трапезы. А «изобретателями» столовых салфеток считают древних римлян. Правда, их делали из… асбестовых волокон (которые используются сейчас при производстве шифера). Асбестовые салфетки стоили очень дорого – позволить их себе могли только представители знати, а позднее – монархи Ближнего Востока. Для очистки после применения их бросали в огонь. Первые же полотняные салфетки появились в том же Древнем Риме, после трапезы в салфетки заворачивали остатки еды. Пётр I, прорубивший «окно в Европу», привез в Россию и обычай вытираться после обеда салфеткой.
— Скажите, а сейчас как используются салфетки?
— Хочу предложить сейчас вам выполнить складывание салфетки для сервировки стола. Это вам пригодится в жизни, когда будете сервировать стол к празднику. Способ складывания называется «Лилия».
— Вот уже и весна наступила, скоро лето, давайте помечтаем о лете и сделаем веселую физминутку для глаз.
— А теперь вспомним, какие ткани применяются при пошиве салфетки. Для этого вы должны выбрать из предложенных образцов те, которые необходимы.
— Молодцы! Итак, мы вспомнили, что салфетки шьют из льняной ткани и хлопчатобумажной. — А теперь, пожалуйста, вспомните, какие швы применяются при пошиве салфетки? — На экране даются схемы машинных швов. Необходимо выбрать из них тот, которым обрабатываются срезы салфетки.
— Вспомнили, каким швом обрабатывали срезы салфетки – краевым швом-швом вподгибку с закрытым срезом. — А уголки салфетки как обрабатываются?
— Чтобы изготовить любое изделие, необходим план работы. Сейчас я хочу проверить, насколько хорошо вы запомнили последовательность изготовления салфетки. — Посмотрите на экран, вы видите опорные слова, необходимо расположить их в правильной последовательности.
(Раздаются карточки) — А теперь, опираясь на схему изготовления салфетки, расположите пункты плана в правильном порядке.
— Посмотрите на экран и сравните с правильным ответом.
— Скажите, какие пункты плана мы уже с вами выполнили?
— А что нам осталось выполнить?
| Составляют слово.
— Салфетка. — Потому что мы шьем салфетку.
— В наше время салфетку применяют при сервировке стола, во время еды кладут на колени, ими украшают жилище, на них ставят посуду, вазы. Учащиеся и гости принимают участие в выполнении складывания салфетки «Лилия»
Выполняют физминутку.
Ученицы из предложенных образцов выбирают подходящие для пошива ткани. Объясняют свой выбор.
Учащиеся выбирают шов №1 и называют все швы, которые даются на экране.
— Уголки обрабатываются косыми стежками.
Учащиеся располагают слова в правильной последовательности.
Учащиеся располагают карточки в правильном порядке.
Индивидуальное задание: расставить цифры в правильном порядке.
Учащиеся исправляют ошибки.
— 1.Сняли мерки. — Осталось выполнить отделку.
|
3 | Сообщение темы урока Слайд № 9
Динамическая пауза | — Вот мы и подошли к теме нашего урока «Выполнение отделки салфетки». — Запишите число, тему урока. — Сегодня мы продолжим нашу практическую работу по выполнению отделки салфетки. — Каким образом вы выполняете отделку салфетки? — Какие стежки используете в работе над вышивкой? — Когда будете выполнять практическую работу, делайте ее аккуратно, качественно. Ваши салфетки будут участвовать в школьной выставке на празднике «Фестиваль талантов».
Гриша шел-шел-шел, |
Работа учащихся в тетрадях.
— Мы отделываем салфетку вышивкой.
— Мы используем ручные отделочные стежки: тамбурные, стебельчатые, петельные. |
4 | Инструктаж по ТБ Слайд № 10 | — Перед началом практической работы повторим правила техники безопасности: Продолжите предложения: Иглу нельзя………….;
Ножницы подавать……….;
Во время работы на швейной машине нельзя наклоняться близко к…………..;
Во время вдевания нитки в иглу швейной машины, необходимо убрать……….;
Включать утюг………….; После окончания влажно-тепловой обработки утюг…………; |
…брать в рот и вкалывать в одежду. …кольцами вперед.
…движущимся частям швейной машины.
…ноги с педали.
…сухими руками.
…выключить из розетки.
|
5 | Практическая работа | — Приступаем к практической работе. Контролирует выполнение практической работы, помогает некоторым учащимся.
Индивидуальное задание: Отутюжить готовое изделие. Работа по карточкам «найди 10 отличий»
| Выполняют практическую работу под руководством учителя.
|
6 | Анализ выполнения практической работы | — Учитель предлагает учащимся проанализировать работу по критерию: ручные отделочные стежки выполнены точно по контуру рисунка самостоятельно, друг у друга. Выставляет оценки за практическую работу, отмечая аккуратность, соблюдение технологических требований, правил ТБ ученицами. | — Учащиеся оценивают свою работу по листам оценки, обмениваются работами, объясняют, почему поставили себе такую оценку. |
12 | Итог урока | Подведение итогов урока: — Чему вы учились на уроке? — Что вам было легко выполнять, а где испытывали трудности? — Что запомнилось на уроке больше всего? — Какой праздник нас ждет впереди? — И мы приготовили для наших гостей небольшие подарки. |
Отвечают на вопросы учителя.
— Праздник 8 Марта.
Учащиеся преподносят гостям салфетки в подарок. |