Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шегарская средняя общеобразовательная школа №2»
Этикет. Приглашение и прием гостей
Урок технологии в 5 классе
Автор: Шинкаренко Светлана Анатольевна
учитель технологии
МОУ «Шегарская средняя общеобразовательная школа №2»
Мельниково 2013
Урок предназначен для учащихся 5-х классов.
Все мы живем среди людей, и от нашего поведения во многом зависит и наш успех, и отношение окружающих к нам. Потому, как человек ведет себя в гостях, умеет ли он принять гостя, как ведет себя за столом, всегда можно судить о степени его воспитанности. Знание правил этикета позволит детям уверенно чувствовать себя в различных ситуациях.
Цель урока: Ознакомить с некоторыми правилами этикета. Научить изготавливать подарочную упаковку (кулек).
Задачи: Определение понятия «этикет». Привитие эстетического вкуса и творческого воображения при выполнении практической работы. Воспитание аккуратности в работе. Повышение интереса к учебному предмету «Технология».
Ожидаемый результат – формирование навыков культурного общения в повседневной жизни.
Результат практической работы – изготовленная подарочная упаковка (кулек), мини-выставка работ учащихся.
Данная тема урока рассматривается в разделе «Кулинария», на которую отводится 2часа.
Оснащение урока: компьютер, экран, проектор, слайдовая презентация, распечатки текста, инструкционные карты, образец подарочной упаковки (кулек), все необходимое для выполнения практической работы, сервированный стол для инсценировки, выставка книг по этикету.
Методические приемы.
Ожидаемые результаты | |
«Мозговой штурм» | Активизация учащихся; умение кратко и четко выражать свои мысли |
Создание ситуативных моментов; театрализация | Освоение учащимися знаний в форме деятельности |
Работа с текстом, используя пометки INSERT | Развитие внимания, познавательной активности |
Самостоятельная деятельность: выполнение практической работы | Развитие творческого воображения |
Контроль и самоконтроль: игровой момент «Найди правильный ответ», самооценка своей работы, мини-выставка | Обобщение и систематизация полученных знаний, рефлексивность |
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Вступительное слово учителя.
В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы хорошо, чтобы никто не чувствовал себя неловко (слайд №1). Сложившиеся правила поведения позволяют избежать ненужных конфликтов, помогают людям понять друг друга. Эти правила называют правилами этикета.
А кто же все — таки придумал этикет?
В Древнем Китае, например, насчитывали около тридцати тысяч церемоний (наводим курсор на тему урока на 1слайде и щелчком переходим на слайд №2). Как постучаться в дом, как встать, сесть, взять чашку с чаем – все это было строго определено и расписано. Не один год уходил у детей феодалов и богачей на то, чтобы выучить эти правила. Да и для выполнения их требовалось столько времени, что позволить себе церемониться мог лишь не обремененный работой и заботами человек. Усложненный этикет возводил прямо – таки «китайскую стену» между бедными и богатыми, между тружениками и бездельниками. И так было не только в Китае. Во всех странах и во все времена правящий класс старался отгородиться, обособиться, выделиться при помощи самых разных средств, манерами, нормами поведения.
Но многие правила специально никто не сочинял, не придумывал. Они возникали в глубокой древности как очень удобные и разумные формы общения. Один из самых распространенных в мире способов приветствия – рукопожатие – дошел до нас из таинственной дали тысячелетий. Тогда это было разумной мерой предосторожности – взаимного ощупывания рук, чтобы убедиться в отсутствии дурных намерений [2].
Нужно ли в наше современное время обладать хорошими манерами? (проблема). Учащиеся выдвигают идеи по проблеме (мозговой штурм). Обсудить и обобщить.
Образованный и хорошо воспитанный человек всегда был и будет в почете. Тем более в наше время, время глобальных перемен, время, где техника на грани фантастики, время, когда все больше и больше появляется богатых людей, работа которых связанна с банкетами, церемониями, заключением договоров. Может и вы в, дальнейшем, окажитесь в их числе? Кто знает?
И. Кант немецкий философ, говорил: «Тот, кто не приобрел культурных навыков, — груб».
Поэтому сегодняшнее занятие мы посвятим теме: «Этикет. Приглашение и прием гостей» (запись в тетрадях) (щелчком на стрелку-гиперссылку переходим на слайд №1). Постановка цели и задач урока.
III. Cообщение познавательных сведений.
Этикет – французское слово, которое обозначает установленный порядок поведения где-либо (на слайде №1 наводим курсор на стрелку-гиперссылку и переходим на слайд № 3). А вот еще одно определение этикета. Этикет – это молчаливый язык, с помощью которого можно многое сказать и многое понять, если уметь видеть[3].
Если театр, как говорят, начинается с вешалки, то любой праздник начинается с приглашения гостей. Уметь принять гостей – большое искусство. Говоря об умении хорошо принимать гостей, мы говорим о гостеприимстве – это национальная черта многих народов. А умеете ли вы хорошо принять гостя? Мы узнаем при помощи теста (прилож.1). Не огорчайтесь, если результаты теста оказались неутешительными. Я думаю, что сегодня на уроке вы приобретете определенные знания и умения в такой не совсем уж и сложной науке, как гостеприимство. И так вперед за знаниями!
1. Приглашение гостей.
Чем многолюдней прием вы собираетесь сделать, тем раньше следует приглашать на него гостей: за десять дней или за неделю. В любом случае назвать точное время и причину. Известный нам с детства герой мультфильма Винни-Пух поет в своей песенке: «Кто ходит в гости по утрам…». Но он, скорее всего не знал правил этикета. Обычно гостей приглашают на вторую половину дня, чаще на ужин.
Современный этикет рекомендует ходить в гости по приглашению, ведь бывает, что «На незваного гостя не припасена и ложка». Приглашать гостей можно по телефону, письменно или лично. В третий раз не стоит приглашать человека, дважды не принявшего вашего приглашения[1].
Разобрать ситуации №1 и №2(слайд №4).
Театр – экспромт «К вам пришли гости». (Три девочки – гости, одна девочка – хозяйка. Остальные девочки смотрят и выявляют ошибки). Обобщить увиденное.
-
Каждого гостя вы встречаете…(сами).
-
При этом необходимо приветливо…(улыбнуться).
-
Хозяева должны вновь пришедшего с остальными гостями…(познакомить) (слайд №5).
2. В гостях.
Работа с текстом (прилож.2). Текст раздается каждому. Задание: проработать текст, используя определенные условные знаки. «+» — я это знал до прочтения текста; «V» — это новая для меня информация; «?» — об этом я хочу узнать больше (чтение с пометками INSERT) (слайд № 6). Учащиеся читают текст, делая пометки на полях. Затем устно комментируют.
В основном мы ходим в гости на какие – то торжества: дни рождения, юбилеи. Как в прошлом, так и в наше время, подарку отводится большое значение. Правильно оформить подарок – чрезвычайно важное дело. Оригинальная упаковка способна усилить эффект от роскошного презента или превратить вручение простенького сувенира в незабываемое событие (слайд №7).
IV. Практическая работа.
-
Объяснение практического задания (демонстрация образца подарочной упаковки – кулька) (слайд №8), последовательность изготовления (слайд № 9,№10, №11, №12, №13)
-
Вводный инструктаж по технике безопасности (правила пользования ножницами)
-
Изучение инструкционных карт учащимися (прилож.3)
-
Самостоятельная работа учащихся (текущий инструктаж)
V. Анализ выполненной практической работы.
Демонстрация, обсуждение, самоконтроль, оценка работы учащихся.
VI. Повторение материала.
1. Из предложенных вариантов ответов нужно выбрать правильный (слайд №14, №15, №16).
Установленный порядок поведения где – либо:
-
этикет
-
правило
-
закон
Национальная черта многих народов:
-
радушие
-
вежливость
-
гостеприимство
На незваного гостя не припасена и..:
-
тарелка
-
ложка
-
салфетка
2. Инсценировка. Заранее заготовленная сценка демонстрируется перед учащимися (прилож.4). Задание: необходимо найти ошибки и выход из сложившейся ситуации.
VII. Заключительная часть урока. Рефлексия.
Краткие выводы об уроке в целом. Домашнее задание: разработать эскиз подарочной упаковки к какому – нибудь празднику (слайд №17). Уборка рабочих мест.
Приложение 1
Тест.
1. Приглашаешь к себе гостей.
а) За час до начала празднования своего дня рождения ты бросаешься к телефону и начинаешь названивать друзьям, приглашая их в гости.
10 баллов
б) До дня рождения остается несколько дней. Ты извещаешь все своих знакомых, что хочешь их видеть у себя такого – то числа в такое – то время по такому – то поводу.
3балла
2. Звенит звонок – пришел первый гость.
а) На тебе домашний халат и тапочки. «Переоденусь потом», — произносишь ты и спешишь открыть дверь.
8 баллов
б) Последний мимолетный взгляд в зеркало. Кажется все в порядке! Одежда нарядная, но в тоже время достаточно скромная, чтобы не выделяться среди гостей. Поправляешь волосы и открываешь дверь.
1 балл
3. Дверь открыта.
а) На пороге стоит сияющий гость. «Поздравляю!», — выпаливает он.
«Проходи!», — говоришь ты и спешишь на кухню, чтобы вытащить из духовки подгорающий пирог.
5 баллов
б) На твоем лице искренняя улыбка. «Добро пожаловать!», — говоришь ты, стараясь смотреть в глаза гостю, а не на его руки. Ведь гость не должен считать, что тебя слишком волнует вопрос о том, чем он тебя порадует, кроме добрых пожеланий.
2 балла
4. Проходи!..
а) Приняв гостя в прихожей, вы идете в комнату. Ты входишь в комнату первой. Там уже есть ребята, которые видят твоего гостя в первый раз. «Познакомьтесь, это Лена!», — говоришь ты и садишься в кресло.
13 баллов
б) Помогаешь гостю раздеться и, пропустив его вперед, направляешься к комнате. «Проходи, пожалуйста!» — говоришь ты гостю: ведь он должен войти в комнату первым. Собравшиеся вопросительно смотрят на вошедшего, как бы спрашивая тебя: «Кто это?». «Познакомьтесь, это Лена!», — говоришь ты. Ты придвигаешь Лене свободный стул, а потом садишься сама.
4 балла
5. Застолье.
а) Сидящий рядом с тобой гость потянулся за тортом и опрокинул чашку с горячим чаем. Огромное пятно моментально образовалось на белоснежной скатерти. «Мог бы и поаккуратнее!», — произносишь ты, берешь салфетку и стараешься убрать следы от чая.
9 баллов
б) Твой друг передавал кусок торта соседке и…уронил его прямо к тебе на колени. «Хорошо, что не весь торт!», — шутишь ты, и все смеются. В том числе и твой неловкий друг.
2 балла
ИТОГИ:
Если ты наберешь 16 баллов, то тебе не придется претендовать на звание академика гостеприимства.
Приложение 2
Текст «Правила поведения в гостях».
Задание: проработать текст, используя определенные условные знаки («+»— я это знал до прочтения текста; «V» — это новая для меня информация; «?» — об этом хочу узнать больше ).
Находясь в гостях, некрасиво все время посматривать в ближайшее зеркало, оценивающе разглядывать квартиру, особенно делать критические замечания. Наоборот, следует сказать о доме что – нибудь приятное. Не выпытывать, что сколько стоило и где куплено, не снимать с полочек украшения для того, чтобы их рассмотреть со всех сторон.
Если в гостях вам случится что– нибудь разбить или испортить, не предлагайте денег. Лучше купить такую же вещь взамен или компенсировать другой, в какой– то мере равноценной.
Если вы приходите в дом и застаете телевизор не включенным, неприлично предлагать его включить. Можно вскользь заметить, что именно в это время предполагается интересная передача, но если хозяева не проявили готовности ее посмотреть, настаивать не следует.
Если гостю необходимо уйти досрочно, вежливость обязывает его, прощаясь с хозяйкой, кратко назвать причину ухода. Если общество многочисленно, можно ни с кем, кроме хозяев, не прощаться. Когда вы уходите, прежде всего следует попрощаться, а только потом одеться. Уходя, гость благодарит за приятный вечер.
Приложение 3
Инструкционная карта.
Изготовление подарочной упаковки (кулек).
Последовательность операций | Материалы, инструменты | |
1. | Порвать цветную бумагу на кусочки разного размера и обклеить им кулек, начиная снизу.
| Заготовленный кулек (конус из картона или плотной бумаги), цветная бумага, клей ПВА. |
2. | Придумать и изготовить из цветной бумаги мотивы для украшения кулька или использовать готовые украшения. | Цветная бумага, клей ПВА, различные готовые украшения (бусины, стразы, тесьма и тд.). |
3. | Приклеить украшения на кулек, согласно задуманной идеи.
| Кулек, украшения, клей ПВА. |
4. | Сложить край креповой бумаги с верхним краем кулька, заложить ее складками вокруг кулька, закрепляя при этом каждую складку степлером. Края бумаги сложить внахлест и закрепить. | Кулек, креповая бумага, степлер. |
5. | Отвернуть креповую бумагу вверх, связать декоративным шнуром или лентой и тд.
| Кулек, декоративный шнур, лента, тесьма и тд. |
Приложение 4
Сценка.
Две подруги сидят за сервированным к чаю столом. Чаепитие подходит к концу и гостья говорит:
— Ну, ладно, мне пора уже домой! Спасибо за вечер! Он был просто замечательным! Уже столько раз бывала у вас в гостях и не перестаю удивляться вашему гостеприимству. А какие вкусные пирожки из слоеного теста ты умеешь готовить! Ну, просто пальчики оближешь!
— Ой! Ну, что ты! Это тебе спасибо, что пришла в гости!
— Да, еще хотела у тебя спросить. Где ты покупала такой красивый чайный сервиз и сколько он стоит?
— Ты знаешь, мне подарил его муж, поэтому я не могу тебе ответить.
— Я бы пригласила тебя к себе в гости, ведь ты еще не была у меня в гостях. Но у нас такая маленькая квартирка, да, еще с мужем затеяли ремонт, который, я думаю, затянется на долго.
Список используемой литературы:
1. Журнал «Школа и производство», №2 1994.
2. Н.В. Чудакова «Этикет от А до Я», М: «АСТ», 1997.
3. http: // uchitel56.rusedu.net/gallery/1409/28.