Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Шегарская средняя общеобразовательная школа №2»

Этикет. Приглашение и прием гостей

Урок технологии в 5 классе

Автор: Шинкаренко Светлана Анатольевна

учитель технологии

МОУ «Шегарская средняя общеобразовательная школа №2»

Мельниково 2013

Урок предназначен для учащихся 5-х классов.

Все мы живем среди людей, и от нашего поведения во многом зависит и наш успех, и отношение окружающих к нам. Потому, как человек ведет себя в гостях, умеет ли он принять гостя, как ведет себя за столом, всегда можно судить о степени его воспитанности. Знание правил этикета позволит детям уверенно чувствовать себя в различных ситуациях.

Цель урока: Ознакомить с некоторыми правилами этикета. Научить изготавливать подарочную упаковку (кулек).

Задачи: Определение понятия «этикет». Привитие эстетического вкуса и творческого воображения при выполнении практической работы. Воспитание аккуратности в работе. Повышение интереса к учебному предмету «Технология».

Ожидаемый результат – формирование навыков культурного общения в повседневной жизни.

Результат практической работы – изготовленная подарочная упаковка (кулек), мини-выставка работ учащихся.

Данная тема урока рассматривается в разделе «Кулинария», на которую отводится 2часа.

Оснащение урока: компьютер, экран, проектор, слайдовая презентация, распечатки текста, инструкционные карты, образец подарочной упаковки (кулек), все необходимое для выполнения практической работы, сервированный стол для инсценировки, выставка книг по этикету.

Методические приемы.

Методический прием

Ожидаемые результаты

«Мозговой штурм»

Активизация учащихся; умение кратко и четко выражать свои мысли

Создание ситуативных моментов; театрализация

Освоение учащимися знаний в форме деятельности

Работа с текстом, используя пометки INSERT

Развитие внимания, познавательной активности

Самостоятельная деятельность: выполнение практической работы

Развитие творческого воображения

Контроль и самоконтроль: игровой момент «Найди правильный ответ», самооценка своей работы, мини-выставка

Обобщение и систематизация полученных знаний, рефлексивность

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Вступительное слово учителя.

В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы хорошо, чтобы никто не чувствовал себя неловко (слайд №1). Сложившиеся правила поведения позволяют избежать ненужных конфликтов, помогают людям понять друг друга. Эти правила называют правилами этикета.

А кто же все — таки придумал этикет?

В Древнем Китае, например, насчитывали около тридцати тысяч церемоний (наводим курсор на тему урока на 1слайде и щелчком переходим на слайд №2). Как постучаться в дом, как встать, сесть, взять чашку с чаем – все это было строго определено и расписано. Не один год уходил у детей феодалов и богачей на то, чтобы выучить эти правила. Да и для выполнения их требовалось столько времени, что позволить себе церемониться мог лишь не обремененный работой и заботами человек. Усложненный этикет возводил прямо – таки «китайскую стену» между бедными и богатыми, между тружениками и бездельниками. И так было не только в Китае. Во всех странах и во все времена правящий класс старался отгородиться, обособиться, выделиться при помощи самых разных средств, манерами, нормами поведения.

Но многие правила специально никто не сочинял, не придумывал. Они возникали в глубокой древности как очень удобные и разумные формы общения. Один из самых распространенных в мире способов приветствия – рукопожатие – дошел до нас из таинственной дали тысячелетий. Тогда это было разумной мерой предосторожности – взаимного ощупывания рук, чтобы убедиться в отсутствии дурных намерений [2].

Нужно ли в наше современное время обладать хорошими манерами? (проблема). Учащиеся выдвигают идеи по проблеме (мозговой штурм). Обсудить и обобщить.

Образованный и хорошо воспитанный человек всегда был и будет в почете. Тем более в наше время, время глобальных перемен, время, где техника на грани фантастики, время, когда все больше и больше появляется богатых людей, работа которых связанна с банкетами, церемониями, заключением договоров. Может и вы в, дальнейшем, окажитесь в их числе? Кто знает?

И. Кант немецкий философ, говорил: «Тот, кто не приобрел культурных навыков, — груб».

Поэтому сегодняшнее занятие мы посвятим теме: «Этикет. Приглашение и прием гостей» (запись в тетрадях) (щелчком на стрелку-гиперссылку переходим на слайд №1). Постановка цели и задач урока.

III. Cообщение познавательных сведений.

Этикет – французское слово, которое обозначает установленный порядок поведения где-либо (на слайде №1 наводим курсор на стрелку-гиперссылку и переходим на слайд № 3). А вот еще одно определение этикета. Этикет – это молчаливый язык, с помощью которого можно многое сказать и многое понять, если уметь видеть[3].

Если театр, как говорят, начинается с вешалки, то любой праздник начинается с приглашения гостей. Уметь принять гостей – большое искусство. Говоря об умении хорошо принимать гостей, мы говорим о гостеприимстве – это национальная черта многих народов. А умеете ли вы хорошо принять гостя? Мы узнаем при помощи теста (прилож.1). Не огорчайтесь, если результаты теста оказались неутешительными. Я думаю, что сегодня на уроке вы приобретете определенные знания и умения в такой не совсем уж и сложной науке, как гостеприимство. И так вперед за знаниями!

1. Приглашение гостей.

Чем многолюдней прием вы собираетесь сделать, тем раньше следует приглашать на него гостей: за десять дней или за неделю. В любом случае назвать точное время и причину. Известный нам с детства герой мультфильма Винни-Пух поет в своей песенке: «Кто ходит в гости по утрам…». Но он, скорее всего не знал правил этикета. Обычно гостей приглашают на вторую половину дня, чаще на ужин.

Современный этикет рекомендует ходить в гости по приглашению, ведь бывает, что «На незваного гостя не припасена и ложка». Приглашать гостей можно по телефону, письменно или лично. В третий раз не стоит приглашать человека, дважды не принявшего вашего приглашения[1].

Разобрать ситуации №1 и №2(слайд №4).

Театр – экспромт «К вам пришли гости». (Три девочки – гости, одна девочка – хозяйка. Остальные девочки смотрят и выявляют ошибки). Обобщить увиденное.

  • Каждого гостя вы встречаете…(сами).

  • При этом необходимо приветливо…(улыбнуться).

  • Хозяева должны вновь пришедшего с остальными гостями…(познакомить) (слайд №5).

2. В гостях.

Работа с текстом (прилож.2). Текст раздается каждому. Задание: проработать текст, используя определенные условные знаки. «+» — я это знал до прочтения текста; «V» — это новая для меня информация; «?» — об этом я хочу узнать больше (чтение с пометками INSERT) (слайд № 6). Учащиеся читают текст, делая пометки на полях. Затем устно комментируют.

В основном мы ходим в гости на какие – то торжества: дни рождения, юбилеи. Как в прошлом, так и в наше время, подарку отводится большое значение. Правильно оформить подарок – чрезвычайно важное дело. Оригинальная упаковка способна усилить эффект от роскошного презента или превратить вручение простенького сувенира в незабываемое событие (слайд №7).

IV. Практическая работа.

  • Объяснение практического задания (демонстрация образца подарочной упаковки – кулька) (слайд №8), последовательность изготовления (слайд № 9,№10, №11, №12, №13)

  • Вводный инструктаж по технике безопасности (правила пользования ножницами)

  • Изучение инструкционных карт учащимися (прилож.3)

  • Самостоятельная работа учащихся (текущий инструктаж)

V. Анализ выполненной практической работы.

Демонстрация, обсуждение, самоконтроль, оценка работы учащихся.

VI. Повторение материала.

1. Из предложенных вариантов ответов нужно выбрать правильный (слайд №14, №15, №16).

Установленный порядок поведения где – либо:

  • этикет

  • правило

  • закон

Национальная черта многих народов:

  • радушие

  • вежливость

  • гостеприимство

На незваного гостя не припасена и..:

  • тарелка

  • ложка

  • салфетка

2. Инсценировка. Заранее заготовленная сценка демонстрируется перед учащимися (прилож.4). Задание: необходимо найти ошибки и выход из сложившейся ситуации.

VII. Заключительная часть урока. Рефлексия.

Краткие выводы об уроке в целом. Домашнее задание: разработать эскиз подарочной упаковки к какому – нибудь празднику (слайд №17). Уборка рабочих мест.

Приложение 1

Тест.

1. Приглашаешь к себе гостей.

а) За час до начала празднования своего дня рождения ты бросаешься к телефону и начинаешь названивать друзьям, приглашая их в гости.

10 баллов

б) До дня рождения остается несколько дней. Ты извещаешь все своих знакомых, что хочешь их видеть у себя такого – то числа в такое – то время по такому – то поводу.

3балла

2. Звенит звонок – пришел первый гость.

а) На тебе домашний халат и тапочки. «Переоденусь потом», — произносишь ты и спешишь открыть дверь.

8 баллов

б) Последний мимолетный взгляд в зеркало. Кажется все в порядке! Одежда нарядная, но в тоже время достаточно скромная, чтобы не выделяться среди гостей. Поправляешь волосы и открываешь дверь.

1 балл

3. Дверь открыта.

а) На пороге стоит сияющий гость. «Поздравляю!», — выпаливает он.

«Проходи!», — говоришь ты и спешишь на кухню, чтобы вытащить из духовки подгорающий пирог.

5 баллов

б) На твоем лице искренняя улыбка. «Добро пожаловать!», — говоришь ты, стараясь смотреть в глаза гостю, а не на его руки. Ведь гость не должен считать, что тебя слишком волнует вопрос о том, чем он тебя порадует, кроме добрых пожеланий.

2 балла

4. Проходи!..

а) Приняв гостя в прихожей, вы идете в комнату. Ты входишь в комнату первой. Там уже есть ребята, которые видят твоего гостя в первый раз. «Познакомьтесь, это Лена!», — говоришь ты и садишься в кресло.

13 баллов

б) Помогаешь гостю раздеться и, пропустив его вперед, направляешься к комнате. «Проходи, пожалуйста!» — говоришь ты гостю: ведь он должен войти в комнату первым. Собравшиеся вопросительно смотрят на вошедшего, как бы спрашивая тебя: «Кто это?». «Познакомьтесь, это Лена!», — говоришь ты. Ты придвигаешь Лене свободный стул, а потом садишься сама.

4 балла

5. Застолье.

а) Сидящий рядом с тобой гость потянулся за тортом и опрокинул чашку с горячим чаем. Огромное пятно моментально образовалось на белоснежной скатерти. «Мог бы и поаккуратнее!», — произносишь ты, берешь салфетку и стараешься убрать следы от чая.

9 баллов

б) Твой друг передавал кусок торта соседке и…уронил его прямо к тебе на колени. «Хорошо, что не весь торт!», — шутишь ты, и все смеются. В том числе и твой неловкий друг.

2 балла

ИТОГИ:

Если ты наберешь 16 баллов, то тебе не придется претендовать на звание академика гостеприимства.

Приложение 2

Текст «Правила поведения в гостях».

Задание: проработать текст, используя определенные условные знаки («+»— я это знал до прочтения текста; «V» — это новая для меня информация; «?» — об этом хочу узнать больше ).

Находясь в гостях, некрасиво все время посматривать в ближайшее зеркало, оценивающе разглядывать квартиру, особенно делать критические замечания. Наоборот, следует сказать о доме что – нибудь приятное. Не выпытывать, что сколько стоило и где куплено, не снимать с полочек украшения для того, чтобы их рассмотреть со всех сторон.

Если в гостях вам случится что– нибудь разбить или испортить, не предлагайте денег. Лучше купить такую же вещь взамен или компенсировать другой, в какой– то мере равноценной.

Если вы приходите в дом и застаете телевизор не включенным, неприлично предлагать его включить. Можно вскользь заметить, что именно в это время предполагается интересная передача, но если хозяева не проявили готовности ее посмотреть, настаивать не следует.

Если гостю необходимо уйти досрочно, вежливость обязывает его, прощаясь с хозяйкой, кратко назвать причину ухода. Если общество многочисленно, можно ни с кем, кроме хозяев, не прощаться. Когда вы уходите, прежде всего следует попрощаться, а только потом одеться. Уходя, гость благодарит за приятный вечер.

Приложение 3

Инструкционная карта.

Изготовление подарочной упаковки (кулек).

Последовательность операций

Материалы, инструменты

1.

Порвать цветную бумагу на кусочки разного размера и обклеить им кулек, начиная снизу.

Заготовленный кулек (конус из картона или плотной бумаги), цветная бумага, клей ПВА.

2.

Придумать и изготовить из цветной бумаги мотивы для украшения кулька или использовать готовые украшения.

Цветная бумага, клей ПВА, различные готовые украшения (бусины, стразы, тесьма и тд.).

3.

Приклеить украшения на кулек, согласно задуманной идеи.

Кулек, украшения, клей ПВА.

4.

Сложить край креповой бумаги с верхним краем кулька, заложить ее складками вокруг кулька, закрепляя при этом каждую складку степлером. Края бумаги сложить внахлест и закрепить.

Кулек, креповая бумага, степлер.

5.

Отвернуть креповую бумагу вверх, связать декоративным шнуром или лентой и тд.

Кулек, декоративный шнур, лента, тесьма и тд.

Приложение 4

Сценка.

Две подруги сидят за сервированным к чаю столом. Чаепитие подходит к концу и гостья говорит:

— Ну, ладно, мне пора уже домой! Спасибо за вечер! Он был просто замечательным! Уже столько раз бывала у вас в гостях и не перестаю удивляться вашему гостеприимству. А какие вкусные пирожки из слоеного теста ты умеешь готовить! Ну, просто пальчики оближешь!

— Ой! Ну, что ты! Это тебе спасибо, что пришла в гости!

— Да, еще хотела у тебя спросить. Где ты покупала такой красивый чайный сервиз и сколько он стоит?

— Ты знаешь, мне подарил его муж, поэтому я не могу тебе ответить.

— Я бы пригласила тебя к себе в гости, ведь ты еще не была у меня в гостях. Но у нас такая маленькая квартирка, да, еще с мужем затеяли ремонт, который, я думаю, затянется на долго.

Список используемой литературы:

1. Журнал «Школа и производство», №2 1994.

2. Н.В. Чудакова «Этикет от А до Я», М: «АСТ», 1997.

3. http: // uchitel56.rusedu.net/gallery/1409/28.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here