Андыс Оксана Владимировна

МБНОУ «лицей №22 города Белово»

Учитель технологии

Конспект урока «Художественная обработка металла басма»

Тема  урока: Художественная обработка металла: басма.

Цель урока: познакомиться  с художественной обработкой металла в технике “басма”.

 В ходе урока вы узнаете:

  • историю  возникновения художественной обработки металла;

  • о видах художественной обработки металла;

  • о художественной обработки металла в технике “басма”;

  • технологию изготовления басмы;

Ход урока

1. История возникновения художественной обработки металла.

  Художественная обработка металла достигла высокого уровня еще во времена Киевской Руси. Изделия из металла широко применялись в домашнем быту, сельском хозяйстве и военном деле.

В развитии металлообрабатывающего ремесла Русь опережала Западную Европу.

 Народные мастера до тонкостей изучили свойства металла и с успехом применяли свои знания на практике. Прочность, пластичность, вязкость, твердость, ковкость, плавкость, свариваемость и обрабатываемость резанием — все эти механико-технологические свойства металла послужили основой для возникновения самых разнообразных приемов его обработки.                               


2.Виды художественной обработки металла

Различают большое разнообразие видов и разновидностей художественной обработки металла.

 Русские мастера в совершенстве владели искусством чеканки, гравировки, просечки, литья,

4.Технология изготовления басмы.

Ее техника отличается простотой и технологичностью приемов исполнения. Для тиснения басмы изготавливают басменную доску (матрицу). Она представляет собой невысокий металлический рельеф с плавными формами без острых краев и выступов. Острые углы нежелательны, так как могут прорвать тонкий металл заготовки при тиснении. Общая высота рельефа не превышает 1…2 мм.

                                    Конспект урока по технологии "Художественная обработка металла басма" 7 класс

Басменная доска

Матрицы изготавливают литьем из медных сплавов или из стальных заготовок, на лицевую сторону которых специальными зубилами наносят необходимый рисунок.

                       Конспект урока по технологии "Художественная обработка металла басма" 7 классКонспект урока по технологии "Художественная обработка металла басма" 7 класс

Последовательность выполнения басменного рельефа:

1 — эскиз раппорта багета, изготовление по нему модели;

2 — изготовление гипсовой формы по модели (А) и по готовому багету (Б);

3 — отделение гипсовой модели матрицы;

4 — формовка и извлечение модели из опоки;

5 — заливка формы металлом (получение матрицы);

6 — проработка деталей матрицы;

7 — изготовление пуансона штамповкой (А) и отливкой (Б);

8 — способ закрепления матрицы;

9 — тиснение басменного узора;

10 — крепление басмы на багете.


 Толщина медных басменных матриц составляет 6…12 мм. Стальные матрицы могут быть и тоньше. Оборотную сторону матрицы делают плоской и ровной.

Процесс тиснения заключается в следующем: на матрицу укладывают тонкий лист из мягкого пластичного металла (меди, алюминия, серебра и др.) толщиной 0,2…0,3 мм. Затем сверху накладывают прокладку из листового свинца. По этой свинцовой прокладке наносят удары

                                                       Фрагмент басмы


 Искусство художественной обработки металлов прошло длительный путь развития и опираясь на традиции и знания великих мастеров, продолжает развиваться в современных условиях. Мастерами художественной обработки металлов создано множество произведений вошедших в духовную сокровищницу человечества, в его культуру.

Изделия, выполненные в технике

Конспект урока по технологии "Художественная обработка металла басма" 7 класс Конспект урока по технологии "Художественная обработка металла басма" 7 класс

Обитые  басмой иконы

Конспект урока по технологии "Художественная обработка металла басма" 7 класс


Фрагмент басманного изделия

Конспект урока по технологии "Художественная обработка металла басма" 7 класс

Украшение двери басмой

Литература

1. Технология: технический труд: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / П.С.Самородский, А.Т.Тищенко,В.Д. Симоненко; под ред. В.Д. Симоненко. – 3 – е изд., перераб. – М.: Вентана – Граф, 2012.

2. http://www.patlah.ru/

3. http://www.liveinternet.ru/users/4214061/post172823260/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here