Урок литературы в 8 классе

по программе В.Я.Коровиной

А.И.Куприн «Куст сирени»

Урок разработан по технологии критического мышления через чтение и письмо

Тип урока: работа с художественным текстом

Цели:

1)знакомство с творчеством А.И.Куприна, текстом рассказа «Куст сирени»; на основе работы с литературным произведением научить анализу поступков героев, их характеров, а также видению и пониманию учащимися смысла прочитанного;

2)совершенствование навыков анализа художественного текста путём прогнозирования фрагментов сюжета и сопоставления с авторской версией, развитие творческих способностей, креативности; развитие коммуникативной компетенции;

3)обращение к нравственным семейным ценностям; воспитание чуткого отношения к любви, способности переживать, понимать другого человека.

Оборудование:

Портрет А.И.Куприна

Видеоклип: Рахманинов «Сирень»

I стадия «Вызов»

Сегодня мы знакомимся с творчеством великого русского писателя – А.И.Куприна. Необычность урока в том, что на нашем уроке присутствуют гости и вместе с ними мы прикоснёмся к творчеству писателя и попробуем вместе с ним сконструировать хотя бы в общих чертах рассказ, прогнозируя ход сюжета в соответствии с отдельными фрагментами текста рассказа . При этом мы потренируем свои навыки анализа художественного текста, которые пригодятся на экзаменах. А ещё приобщимся к нравственным семейным ценностям. Используя приём «Верные и неверные утверждения», игру «Верите ли вы, что…» проверим, что вы узнали о жизни и творчестве писателя. Работа в парах на листочках.

Утверждение

Верно или нет

1

Александр Иванович Куприн родился в небольшом городке Наровчате Пензенской губернии

Да

2

Соседние городки, по русской охальной привычке, дразнили: «Наровчат, одни колышки торчат»

Да

3

Куприна воспитывал отец

Нет (Отец умер, когда Куприну было около года, детские годы его прошли в Москве в сиротском пансионе)

4

Армейская служба продолжалась долго. Ушел в отставку в 35 лет.

Нет (Армейская служба продолжалась недолго, ушёл в отставку в 24 года)

5

Печатает свои произведения в московских газетах.

Нет (Сотрудничает в киевских газетах)

6

Во время Гражданской войны оказывается за границей.

Да

7

С 1920 года живёт в Финляндии.

Нет (В Париже)

8

Юнкерская служба подсказала многие сюжеты, образы, характеры персонажей произведений Куприна.

Да

9

«Поединок» — это моё завещание русской молодёжи», — говорил о романе писатель.

Нет (Так сказано о романе «Юнкера»)

10

«Куст сирени» — раннее произведение Куприна.

Да

Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с ранним произведением А.И.Куприна – рассказом «Куст сирени». Сейчас мы посмотрим видеоклип, а вы подумайте, какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите словосочетание «куст сирени».

(Просмотр видеоклипа. )

На доске запись: куст сирени.

— О чём говорит вам это словосочетание? Какие ассоциации у вас возникают? (Запись ассоциаций на доске. Предположительно, что дети назовут ассоциации: весна, тепло, солнце, счастье, любовь)

Сирень – красивый цветок, который зацветает весной. Весна – это пора влюблённых. Можно предположить, что сирень – цветок влюблённых. Кроме того, сирень имеет 4 лепестка. В мифологии 4 – символ Вселенной. А ещё есть пятилепестковая сирень, которая приносит счастье. И тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.»

— По названию предположите, о чём будет рассказ. (Запись предположений на доске).

Тема нашего урока: «Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени». Представление о любви и счастье в семье.»

II стадия «Осмысление» Приём «Чтение с остановками»

Итак, рассказ А.И.Куприна «Куст сирени»

(Первая часть – прослушивание аудиозаписи)

Николай Евграфович Алмазов едва дождался, пока жена отворила ему двери, и, не снимая пальто, в фуражке прошел в свой кабинет….

Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы

горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с

озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать.

— Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Горе») Почему?

— Сбылись ли ваши ожидания?

— Что было неожиданным?

— Что вы можете сказать о героях?

— Какие события могут произойти в описанной обстановке далее?

— Какое событие является завязкой рассказа?

(Николай Евграфович Алмазов возвращается домой в очень плохом настроении. Жена, увидев его, сразу поняла, что произошло большое несчастье)

— Сразу ли мы узнаём, что случилось с Николаем Евграфовичем?

(Нет, вначале автор рассказывает о том, какие трудности преодолел герой при поступлении в академию.)

— Кто же помог ему преодолеть все «препятствия»?

(Николаю Евграфовичу помогла его жена Верочка. Верочка не давала ему падать духом, отказывала себе во всём необходимом, бывала переписчицей, чертёжницей, чтицей, репетиторшей и памятной книжкой.)

— Как ведёт себя Вера, увидев насупившееся лицо Алмазова?

(Она в ту же минуту поняла, что случилось большое несчастье, молча пошла следом за мужем)

— Как автор показывает душевное состояние героя?

(Алмазов прошёл в свой кабинет, не снимая пальто и фуражки, выпустил из рук портфель, бросился в кресло…)

— Сочувствует ли ему Верочка?

(Она любит мужа и по-настоящему тревожится за него. Она заговорила первая, обвила рукой шею Алмазова)

— Что ей удалось добиться?

(Благодаря терпению и ласке Верочки, Алмазов немного успокоился и рассказал жене, что так расстроило его.)

— Как выглядит герой в этой ситуации? Вызывает ли он наше сочувствие?

(Алмазова по-настоящему жаль. Он уже в третий раз сдаёт экзамены в академию, упорным трудом преодолевает препятствия, чертит и ночью, нечаянно посадил пятно.)

— Удалось ли Николаю Евграфовичу сдать работу?

(Нет. Старый профессор, отлично знавший местность, сказал, что кустов, изображённых на карте, в природе не существует.)

— Чем закончился спор героев?

(Профессор потребовал, чтобы Алмазов ехал с ним на местность и показал эти кусты.)

— Сочувствует ли Николаю Евграфовичу автор?

(Да, автор показывает, что Алмазов очень взволнован, жалеет его: «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать»)

(Вторая часть – чтение учителя)

Муж и жена долго сидели в тяжелом раздумье, не произнося ни слова. Но

вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла.

— Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! Одевайся скорей.

Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической

боли.

— Ах, не говори, Вера, глупостей. Неужели ты думаешь, я поеду

оправдываться и извиняться. Это значит над собой прямо приговор подписать.

Не делай, пожалуйста, глупостей.

— Нет, не глупости, — возразила Вера, топнув ногой. — Никто тебя не

заставляет ехать с извинением… А просто, если там нет таких дурацких

кустов, то их надо посадить сейчас же.

— Посадить?.. Кусты?.. — вытаращил глаза Николай Евграфович.

— Да, посадить. Если уж сказал раз неправду, — надо поправлять.

Собирайся, дай мне шляпку… Кофточку… Не здесь ищешь, посмотри в

шкапу… Зонтик!

Пока Алмазов, пробовавший было возражать, но невыслушанный, отыскивал шляпку и кофточку. Вера быстро выдвигала ящики столов и комодов, вытаскивала корзины и коробочки, раскрывала их и разбрасывала по полу.

— Серьги… Ну, это пустяки… За них ничего не дадут… А вот это

кольцо с солитером дорогое… Надо непременно выкупить… Жаль будет, если

пропадет. Браслет… тоже дадут очень мало. Старинный и погнутый… Где

твой серебряный портсигар, Коля?

Через пять минут все драгоценности были уложены в ридикюль. Вера, уже

одетая, последний раз оглядывалась кругом, чтобы удостовериться, не забыто ли что-нибудь дома.

— Едем, — сказала она наконец решительно.

— Но куда же мы поедем? — пробовал протестовать Алмазов. — Сейчас темно

станет, а до моего участка почти десять верст.

— Глупости… Едем!

Раньше всего Алмазовы заехали в ломбард. Видно было, что оценщик так

давно привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, что они вовсе не трогали его. Он так методично и долго рассматривал привезенные вещи, что Верочка начинала уже выходить из себя. Особенно обидел он ее тем, что попробовал кольцо с брильянтом кислотой и, взвесив, оценил его в три рубля.

— Да ведь «это настоящий брильянт, — возмущалась Вера, — он стоит

тридцать семь рублей, и то по случаю.

Оценщик с видом усталого равнодушия закрыл глаза.

— Нам это все равно-с, сударыня. Мы камней вовсе не принимаем, — сказал

он, бросая на чашечку весов следующую вещь, — мы оцениваем только

металлы-с.

Зато старинный и погнутый браслет, совершенно неожиданно для Веры, был оценен очень дорого. В общем, однако, набралось около двадцати трех рублей. Этой суммы было более чем достаточно.

Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь уже

разлилась по небу и в воздухе синим молоком. Садовник, чех, маленький

старичок в золотых очках, только что садился со своей семьею за ужин. Он

был очень изумлен и недоволен поздним появлением заказчиков и их необычной просьбой. Вероятно, он заподозрил какую-нибудь мистификацию и на Верочкины настойчивые просьбы отвечал очень сухо:

— Извините. Но я ночью не могу посылать в такую даль рабочих. Если вам

угодно будет завтра утром — то я к вашим услугам.

Тогда оставалось только одно средство: рассказать садовнику подробно

всю историю с злополучным пятном, и Верочка так и сделала. Садовник слушал сначала недоверчиво, почти враждебно, но когда Вера дошла до того, как у нее возникла мысль посадить куст, он сделался внимательнее и несколько раз сочувственно улыбался.

— Ну, делать нечего, — согласился садовник, когда Вера кончила

рассказывать, — скажите, какие вам можно будет посадить кусты?

Однако из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась

подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени.

Напрасно Алмазов уговаривал жену отправиться домой. Она поехала вместе с мужем за город, все время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой, когда удостоверилась, что дерн около кустов совершенно нельзя отличить от травы, покрывавшей всю седловинку.

— Как можно озаглавить эту часть рассказа? («Надежда») Почему?

— Как реагируют герои на происходящие события, какие принимают решения?

— Какие ваши ожидания подтвердились?

— Что было неожиданным?

— Как вы думаете, чем закончится этот рассказ? Как бы вы закончили его?

— Кто из героев прервал тяжкое молчание?

(Верочка, энергично вскочив с кресла, сказала мужу, что они немедленно должны ехать.)

Как отреагировал на это Николай Евграфович?

(Алмазов подумал, что она предлагает ему извиниться перед профессором. «Это значит над собой прямо приговор подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей»)

— Что же на самом деле придумала Верочка?

(Она решила посадить кусты на том месте, где Алмазов изобразил их на плане.)

— Как вы относитесь к этому решению героини?

(Это очень остроумный выход из создавшейся ситуации. Вера здесь похожа на героинь русских сказок, которые выручали своих мужей в трудные минуты жизни, помогая выполнять им невыполнимые задания)

— Как ведёт себя Верочка, приняв решение?

(Она становится деятельной и энергичной, топает ногой, командует мужем, ищет драгоценности)

— Куда же отправляются герои?

(Они едут в ломбард – учреждение для выдачи ссуд под залог какого-нибудь имущества, чтобы, заложив свои драгоценности, получить хоть немного денег)

— В рассказе появляется ещё один, правда, эпизодический, но яркий герой. Кто он? Что говорит о нём автор? (Оценщик. Видно, что он привык к ежедневным зрелищам человеческих несчастий, методично и долго рассматривает привезённые вещи, отвечает с видом усталого равнодушия, закрыв глаза.)

— Напряжённость нарастает, когда Алмазовы отправляются к садовнику. Как автор подчёркивает это? (Был очень изумлён и не доволен произошедшим, отказался посылать рабочих ночью в такую даль)

Как Верочка спасает положение? (Она рассказывает подробно всю историю с пятном)

Как автор показывает изменения в отношении садовника к заказчикам? (Он слушает Веру сначала недоверчиво, почти враждебно, но, узнав о желании посадить куст, делается внимательнее и несколько раз сочувственно улыбается)

(Третья часть – самостоятельное чтение учащимися. Учебник, стр. 73)

— Как можно озаглавить данную часть рассказа? («Счастье») Почему?

— Почему герои решили посадить именно куст сирени? («Из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказывалась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах сирени»)

А как вы думаете, почему Верочка, договорившись с садовником, поехала не домой, а за город с мужем? (Преданная и любящая Верочка не может успокоиться, пока не доведёт дело до конца.)

Что произошло на другой день? (Верочка не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу. По походке мужа и его сияющему лицу она поняла, что история закончилась благополучно.)

— Мы вновь встречаемся с профессором и вновь о нём рассказывает Алмазов. Как изменилось отношение Николая Евграфовича к своему экзаменатору? (Один из лучших профессоров он у нас. Жаль, что я его обманул)

Почему Вера вновь и вновь заставляет мужа повторять, как он разговаривал с профессором, интересуясь мельчайшими деталями? (Они по-настоящему любят друг друга, вместе пережили много трудностей)

— Почему Верочка сказала, что сирень будет теперь её любимым цветком? (События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

— Что будет с героями после событий рассказа?

Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев? (Вера – верить. Фамилия в рассказе только одна Алмазовы. Алмаз – неотшлифованный драгоценный камень. Можно предположить, что, наделяя своих героев такой фамилией, Куприн подчёркивает, что, в сущности, они очень хорошие люди, обладающие редкостными душевными качествами, в том числе умением любить. А преодоление жизненных трудностей «отшлифует» их характеры и отношения до «бриллиантового блеска»).

— У А.Фета есть такое стихотворение:

НЕ украшать чело царицы,

Не резать твёрдое стекло,

Те разноцветные зарницы

Ты рассыпаешь так светло.

Нет! В переменах жизни тленной

Среди явлений пёстрых — ты

Всё лучезарный, неизменный

Хранитель вечной чистоты.

9 февраля 1888 г.

— Что для поэта главное в алмазе? (Хранитель вечной чистоты, эта чистота есть и в отношениях Алмазовых.)

— Давайте посмотрим на ваши записанные ассоциации и предположения. Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?

— Что не оставило вас равнодушными в отношениях двух влюблённых? (Умение проникать в душу любимого человека, стремление сделать другого счастливым.)

— Что бы вы хотели перенести на свои будущие отношения с молодыми людьми, девушками?

III стадия «Рефлексия» Приём «Синквейн»

— В чём смысл названия рассказа? (Куст сирени стал для героев любимым цветком, т.к. будет постоянно напоминать им о произошедшем. События жизни, подобные тому, что пережили Алмазовы, обычно запоминаются надолго. Любовь помогла найти им выход из трудной ситуации, а сирень будет всегда напоминать об этом.)

На какие размышления навёл рассказ? В чём вы согласны, а в чём, может быть, не согласны с автором? Может быть, хотели бы поспорить?

— А теперь давайте проявим творчество – напишем синквейн по теме нашего урока. Какие слова можно взять для первой строки? (Вера, Алмазов, Куст сирени, Счастье). Правила написания синквейна на слайде. Объявляю конкурс на лучший синквейн. Задание групповое. Для тех, кто имеет желание, может сделать это индивидуально.

(Прослушивание синквейнов)

Домашнее задание

На следующем уроке мы продолжим с вами разговор о счастье, поэтому прошу вас дома нарисовать, каким вы представляете счастье и написать сочинение-рассуждение «Счастлива ли Вера Алмазова?»

Оценить учащихся

— А мне хочется закончить урок стихотворением Людмилы Козачук:

Счастье. Что это значит?

Это мечта, это удача,

Это мир и душевный покой,

Любимые люди с тобой.

Счастье – тепло в доме твоём,

Счастье, когда хорошо вдвоём,

Счастье, если тебя понимают,

Если во всём тебе помогают.

Счастье уже – утром проснуться

И каждому просто улыбнуться.

Счастье в дружбе и любви.

Но понятья о счастье у всех свои.

Счастье можно брать и дарить,

Но главное, просто жизнь любить.

ПЕДАНТ — Придирчивый учитель, наставник, требующий соблюдения формального порядка.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here