Государственное общеобразовательное учреждение
«общеобразовательная школа №117»
Ауэзовского района города Алматы
Республика Казахстан
Конспект урока по технологии
в 5 классе
«Путешествие в царство швейной машины»
подготовила
учитель технологии
Ермилова Елена Владимировна
Алматы 2011
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. ПТБ — Учебные наглядные пособия
Тема урока: «Путешествие в Царство швейной машины». Цель урока: изучить устройство и назначение швейных машин. Задачи: — образовательная: ознакомить учащихся с историей развития швейных машин, с типами и видами швейных машин, с устройством швейной машины, обеспечить усвоение материала по теме; — развивающая: развивать умения находить ключевые слова, и понятия в данной информации, развивать умение припоминать необходимую информацию с опорой на схему, развивать умение преобразовывать наглядный материал для получения новой информации, развивать воображение в рисунке, — воспитательная: формировать дисциплинированность в работе; воспитывать любовь к швейному делу; формировать у учащихся чувства взаимопомощи; формировать элементарные умения домоводства Методы проведения занятия: — объяснительно — иллюстративный (рассказ, беседа, работа с — дидактическим материалом, демонстрация), — инструктаж; практическая самостоятельная работа. Формы работы: групповая. Форма проведения урока: игра “Путешествие в Царство швейной машины”. Межпредметная связь: ИЗО, русский язык, история. Объект труда: швейные машины. Материально — техническое оснащение: Оборудование ученических мастерских: ученические парты, стулья, инструменты и приспособления. Технологическая карта: «Ручной привод», «Ножной привод». ТСО «Ознакомление со швейной машиной», компьютер, экран, проектор, СD – диск (урок составлен в программе Power Point ) Таблица «Устройство швейной машины». Техника безопасности: «Правила техники безопасности при работе на швейной машине». Литература для учителей: методическое пособие 5 класс, дидактический материал Литература для внеклассного чтения учащихся: школьная энциклопедия
Ход урока: Организационная часть. Контроль посещаемости (наличие учащихся, причина их отсутствия) Проверка рабочей одежды и готовности к занятию. Постановка целей и задач урока.
Урок проходит в виде путешествия в «Царство швейной машины» слайд №1 1. На доске выписаны термины: привод, ручной привод, ножной привод, электрический привод, платформа, стойка рукава, механизмы швейной машины, игловодитель, нитенаправитель, иглодержатель, регулятор натяжения нити. 2.Знакомство с маршрутом путешествия слайд № 2 3.Чтобы попасть в Царство швейной машины нужно пройти через ворота – тест (повторение пройденного материала) 1. Узкая полоса по краю ткани: а) каемка б) оборка в) кромка 2. Как называется процесс, в результате которого из волокон получают пряжу а) ткачеством б) прядением в) крашение 3. Что определяют по рисунку, блеску, ворсу, чистоте и отделки ткани а) кромку б) нити основы и утка в) лицевую и изнаночную стороны 4. Какой звук издает ткань при резком растяжении по нити основы: а) глухой б) звонкий в) не издает звука 5. Свойство ткани впитывать в себя пыль: а) влагопроводимость б) пыленепроницаемость в) расплетаемость
Взаимопроверка результатов теста и выставление оценок в журнал.
Изложение нового материала слайд № 3 (учащиеся заполняют пустую колонку в таблице)
История развития швейной машины. Год Ф.И.О. События
Леонардо да Винчи первый проект швейной машины.
Англия — Везейнталь ручная швейная машина однониточная.
Франция — Тимонье швейная машинка однониточная. Но все эти машины были еще не совершенны: шов часто распускался, скорость пошива была низкой.
США- Гоу шв. машинка двухниточная с челночным стежком
США — Зингер шв. машина с прижимной лапкой. Виды машин. Швейные машин служат для стачивания деталей из ткани, при пошиве различных изделий. Применение швейных машин позволяет ускорить и облегчить труд, повысить качество работы. Сейчас выпускаются швейные машины современных моделей с программным управлением. Фактически эта машина — компьютер, который шьет и выдает множество швов, их количество трудно подсчитать, вышивает гладью многоцветные картинки и целые композиции. Но самое интересное, что в прелестные вышивки можно превращать детские рисунки, картинки из книжек и журналов. Современные фабрики оснащены производительными быстроходными швейными машинами: автоматами, полуавтоматами. специальными машинами (для пришивания пуговиц, обработки петель) и другим сложным оборудованием. Слайд № 4
С ручным приводом С ножным приводом С электрическим приводом.
Швейные машины по назначению делятся на: Слайд № 5
Бытовые (универсальные) Промышленные (специальные) С ручным приводом (500-600 оборотов в минуту); С ножным приводом (1200-1500 об в мин); С электрическим приводом (3000-5000 об в мин); С электрическим приводом (автоматы, полуавтоматы). Практическая работа «Устройство швейной машины с ручным приводом» слайд №6 Вводный инструктаж на выполнение практической работы – практическая работа выполняется вместе с объяснением нового материала. Приступая к практической работе, не забывайте, что от вас требуется. Соблюдать правила ТБ. Свои рабочие места содержать в порядке. Не торопиться, выполнять работу качественно. Во время практической работы учащиеся пользуются технологическими картами, проставляют номера элементов швейной машины, использую слова для справок. Слова для справок: 1 платформа, 2короб, , 3ручной привод, 4 нитепритягиватель, 5 регулятор длины стежка, 6 рычаг подъема лапки, 7 регулятор натяжения верхней нити, 8 челночное устройство, 9 моталка, 10 рейка двигателя ткани, 11 лапка прижимная, 12 игольная пластина, 13 игловодитель
Платформа (на платформе находится: находиться выдвижная и игольная пластина, двигатель ткани — рейка, катушечный стержень, прижимные коленочки; под платформой — челночное устройство — челнок, шпульный колпачок, шпулька, регулятор натяжения нити); Стойка рукава на стойке рукава — ручной привод; рукоятка; маховое колесо;
моталка; регулятор натяжения нити; Рукав — на рукаве находится катушечный стержень; На головке рукава находятся: рычаг подъема прижимной лапки, стержень прижимной лапки и прижимная лапка; игловодитель и иглодержатель с ни-тенаправителем; фронтовая доска, а на ней нитенаправители, нитепритягиватель, регулятор натяжения верхней нити. Под платформой и внутри швейной машины находятся валы. Текущий инструктаж — целевые обходы. 1 обход: проверить организацию рабочего места, соблюдение ТБ. 2 обход: проверить правильность выполнения трудовых приёмов и технологическую последовательность операций. 1-3 обход: оказать помощь отстающим учащимся. Заключительный инструктаж: Закрепление пройденного материала в виде загадки слайд № 6. — Помогите звездочету собрать кубики в слова, состоящие из названий деталей швейной машины. Анализ характерных ошибок и причин. Сообщение оценки работы каждого учащегося. Домашнее задание: прочитать материал в тетради, принести лоскут, рабочую коробку.
Уборка рабочих мест.