Технологическая карта урока
Тема урока: «Физиология питания», выполнение лаб. работы «Составление меню питания»
Класс: 5
Учитель: Шишканова Анна Васильевна
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели по содержанию:
обучающие: выявить (показать) затруднения в организации работы;
развивающие: систематизировать имеющиеся у учащихся знания; организовать самостоятельное выполнение пробного задания;
воспитывающие: мотивировать к пробному учебному действию («надо», «могу», «хочу»).
Планируемые результаты учебного занятия :
Предметные : освоение новых знаний о физиологии питании, выявление характерных особенностей пищевых продуктов, рационального питания. Приобретение умения — ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные.
Метапредметные : регулятивные – умение планировать промежуточное действие, чтобы достигнуть полученный результат, коммуникативные — умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, познавательные — выполнение работы по выявлению наиболее ценных в пищевом отношении пищевых продуктов.
Личностные: Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом; умение конкретизировать и анализировать полученную информацию. Применять полученные знания в жизни, формируя здоровый образ жизни в области питания.
Используемая технология : обучение в сотрудничестве; технология смыслового чтения.
Информационно-технологические ресурсы : учебник Н.В. Синица, В.Д. Симоненко, мультимедийное сопровождение, рабочая тетрадь, ручка, карточки пищевой ценности продуктов питания.
Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности | Создать благоприятный психологический настрой на работу
| На доске цитата: « Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.» Сократ Начинаем урок: -Как вы думаете , как звучит (формулируется) тема нашего урока ? — Верно, давайте приступим к уроку получения новых знаний! | Предполагаемые ответы: — Питание. — Здоровое питание. — Значение пищи в жизни человека
| — Л. Самоопределение, самоорганизация, — К. — планирование совместного сотрудничества со сверстниками и с учителем. -Р. –умение контролировать свои действия. |
этап актуализации и пробного учебного действия | Актуализация опорных знаний и способов действий | «Интересные сведения» « Биологическое значение пищи». — Кто как считает, важна ли пища для нашего организма? — Что вы знаете о пище ? — Из каких полезных веществ состоит пища? «Состав пищи» — А что вы знаете о белках, жирах, углеводах и витаминах, входящих в состав пищи?
| Выясняем то, что нам известно, что вызывает затруднение. Определяемся с тем, что важно знать, о пище, её составе, если мы говорим о здоровой пище, полноценном питании, т.е предполагаем какие знания пригодятся при характеристике полезных свойств продуктов питания.
Пробное действие. Чтобы понять, что я не знаю и самому найти способ решения.
ЗАТРУДНЕНИЕ!
ОСТАНОВИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ! | — П.Синтез, обобщение, классификация -Р. Выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии — К. Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, учёт разных мнений. |
этап выявления места и причины затруднения; | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | В каком месте испытали затруднение? Почему? | — Я не знаю что такое белки, жиры, углеводы?. — Какие продукты отличается высоким или наоборот низким содержанием этих веществ? -Какие продукты является все- таки более полезными? | -П. анализ, синтез, классификация, постановка и формулирование проблемы, структурирование знаний. -К.выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
этап построения проекта выхода из затруднения; | Включение учащихся в целенаправленную деятельность | Какую цель поставите на уроке?
Как будем открывать новое знание? Вспомним правила работы в группах; с различными источниками информации.
« Белки». Представитель каждой из групп называет наиболее полезные продукты по содержанию белков.
« Жиры». Представитель каждой из групп называет наиболее полезные продукты по низкому содержанию жиров.
« Углеводы». «Продукты с низким и высоким содержанием углеводов?» — в какой колонке представлены продукты с высоким, а к какой колонке – с низким содержанием углеводов? Представитель каждой из групп называет наиболее полезные продукты по содержанию полезных углеводов.
« Витамины». Представитель каждой из групп называет наиболее полезные продукты по содержанию витаминов. | Научиться классифицировать пищевые продукты по составу, наличию в них полезных веществ. Итогом нашего урока будет выполнение лаб. работы «Составление меню».
Учащиеся работают по группам, после каждого выполненного действия делают вывод о том, почему важно получать пищу насыщенную белками, клетчаткой, витаминами. И как меньше употреблять пищу насыщенную жирами, сахарами.
— Правильно. Ответ : Слайд 22. | -Л. Самоопределение, смыслообразование. -П. самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, выбор наиболее эффективных способов решения задачи. -Р. Планирование, прогнозирование. -К. учёт разных мнений, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений. -Л . смыслообразование -П. анализ, синтез, обобщение. Классификация, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждений, доказательство. -Р. Познавательная инициатива. -К. учёт разных , координирование разных позиций, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, достижение договорённости и согласование общего решения. |
этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: | — Что нового вы узнали о продуктах питания? — Можно ли для пищи применять такие понятия, как полезная и вредная? -Давайте самостоятельно сформулируем правила здорового питания?
Проверяем правильность выполненного задания – Проговариваем принципы рационального питания, самые важные моменты новых знаний о еде и пище. | Выполняют работу, проговаривают каждый шаг во внешней речи.
Работа в парах
| -П. Анализ, синтез, обобщение, классификация. -Л. Осознание ответственности за общее дело. -К. учёт разных мнений координирование разных позиций, достижение договорённостей и согласование общего решения, управление поведением партнёра. |
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | Самостоятельная работа выполнение лабораторной работы « составление меню».
Учителем предложены карты пищевой ценности продуктов питания, с указанием содержания белков, жиров, углеводов.
Проверка учителем. | Учащиеся выполняют, предложенную лаб. работу «Составление меню».
| -П. Анализ, синтез, обобщение, классификация, выполнение действий по алгоритму, доказательство. -Р. Контроль, оценка, волевая саморегуляция в ситуации затруднения. -К.Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, использование критериев для обоснования своего суждения. |
этап включения в систему знаний и повторения; | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | Анализируем меню, с учётом предложенных критериев. -Что произойдёт, с учеником, если он будет питаться по предложенной схеме, сидящему по 6- 8 часов у компьютера и телевизора? — Поможет ли данное меню ученику – спортсмену, продолжать и дальше активный образ жизни? А взрослому человеку? | Ответы детей. | -Л. Нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания. -П. Анализ, синтез, обобщение, умение видеть причинно – следственную связь в фактах и событиях. |
Информация о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | -Дома постарайтесь составить меню на неделю, учитывая принципы полноценного и разнообразного питания | Записывают в дневник | -Л.следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям, формирование здорового образа жизни в области питания. |
этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе | Подведём итог урока. Какие новые знания вы сегодня открыли? Пригодятся ли вам полученные на сегодняш-нем уроке знания ? Что вы открыли новое для себя в полученных знаниях?
Оцените свою работу на уроке.
Спасибо большое за сотрудничество на уроке, до свидания!
| Предполагаемые ответы учащихся: -Мы познакомились с понятиями: здоровое питание, полезные продукты; — Полученные знания помогут нам ориентироваться в многообразии наиболее распространенных продуктов питания. — Будем стараться питаться правильно, выбирать наиболее полезные продукты питания. | -П. рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности -Л. Самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. -К. планирование учебного сотрудничества. |