Русская грамота.

Тема: Андерсен. «Дюймовочка». Правописание «жи – ши».

Цель: продолжить работу над произведениями Х. К. Андерсена.

Формировать навык правописания сочетаний жи – ши в словах и находить слова на

это правило в тексте.

Развивать культуру устной и письменной речи, логическое мышление, память,

орфографическую зоркость, языковое чутьё.

Воспитывать чувство прекрасного, желание помочь ближнему; прививать любовь к

сказкам, развивать познавательную активность.

Методы: словесно – наглядные, проблемно – поисковые, практический.

Формы: индивидуальная, работа в группах, в парах, коллективная, самостоятельная.

Оборудование: иллюстрации к сказке «Дюймовочка», таблица с сочетаниями жи – ши,

карточки для групповой работы, карточки для индивидуальной работы.

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент. Психологический настрой.

Мудрецы говорят:

-Деньги потерял – ничего не потерял.

— Время потерял – многое потерял.

— Здоровье потерял – все потерял.

Каждый день мы с вами идем по пути здоровья. (Хором говорим: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу»). Да, сам себе и друг другу поможем. Давайте улыбнемся друг другу. Глубоко вдохните и выдохните вчерашнюю обиду, боль, раздражение, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту бескрайних рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.

А сейчас посмотрите на наших гостей, подарите им свои улыбки. Удачи и интереса вам на уроке! У нас все получится!

2. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня на уроке мы продолжим работу над сказками Х. К. Андерсена, будем писать и читать, поработаем над сочетаниями жи-ши. У нас сегодня ещё одна гостья на уроке – из сказки. Как зовут эту девочку? Она будет помогать нам на уроке. За ваши правильные ответы она будет дарить вам снежинки и потом, по количеству снежинок я вам выставлю оценки. Итак, какую сказку мы с вами читали? Кто написал её? Дюймовочка хочет послушать как вы уже научились читать. (чтение сказки «Снежная королева»)

Пока все готовятся к чтению, провожу индивид. работу с Олегом и Рамазаном

(повторяем буквы и слоги )

-кто украл Кая?

-куда она его отвезла?

-кто помог Каю?

-поему Герда ему помогла?

-Да, Герда любила Кая и была ему хорошим другом. Она преодолела много препятствий и трудностей, не испугалась тех бед, которые подстерегали её в пути и помогла своему другу. Ведь не зря говорят: «Друзья познаются в беде». Какие ещё пословицы о дружбе вы помните? ( читаем пословицы о дружбе ).

3. Физминутка про бабочку

Утром бабочка проснулась. Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой умылась, два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела, на четыре – улетела.

Молодцы, хорошо научились читать. А теперь Дюймовочка хочет посмотреть как вы умеете писать. ( обращаю внимание на тетради, в которых получили оценку 5.)

4. Работа над темой урока.

А) минутка чистописания.

-какие буквы у вас показаны? Расскажите про эти буквы.

-прочитайте слоги. Какое правило вы можете назвать? Почему мы слышим ы а пишем

и? Да, звуки ж и ш всегда твердые, но нужно писать всегда и. Так давно-давно договорились между собой люди. Когда-то, очень давно, звук ж в нашем языке был мягким, и с тех пор осталось правило: после буквы ж не пишется ы.

Б) словарная работа.

Дюймовочка загадывает вам загадки:

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке,

Все сквозные – вырезные,

А возьмешь – вода в руке?

С неба падает, играет

Звездочкой она сверкает.

Слово снежинка записываем в тетрадях, делим на слоги, ставим ударение.

В) составление пятистишья.

Снежинка белая, пушистая

Кружится, падает, сверкает

В воздухе кружились пушистые снежинки.

Звездочка.

Выборочно записываем слова с сочетаниями жи- ши. Предложение записываем под диктовку. (взаимопроверка).

Г) работа в группах.

Составить словосочетания со словами. (слова на карточках)

5. Минутка расслабления.

Сядьте спокойно, расслабьтесь. Представьте себе, что мы перенеслись в сказочную страну. Мы превратились, как Дюймовочка, в маленьких эльфов. Высоко в небе сияет солнышко, его ласковые лучики проникают в нас, согревают нас своим теплом. Весело щебечут птички, звенят стрекозы, жужжат в чистом прозрачном воздухе шмели, стрекочут кузнечики. И вы весело резвитесь, перелетая с цветка на цветок. Прохладный легкий ветерок ласково щекочет вам шею, забирается в рукава. Вам спокойно и радостно. Вы сели на самый красивый цветок. Он ваш. Вы отдохнули, набрались сил. Вы готовы к дальнейшей работе. Мы продолжаем работать.

6. Работа над отрывком из сказки «Дюймовочка».

Ребята, вы ведь любите слушать сказки? Давайте представим себе, что на улице холодно, метет метель, дует ветер, а мы сидим дома, возле камина, дрова весело потрескивают, нам тепло и уютно. А бабушка читает вам сказки. Я сегодня буду вашей бабушкой. (читаю)

-А теперь самостоятельно, шепотом прочитайте этот отрывок. Простым карандашом вставьте буквы, которые пропущены.

Мы с вами знаем, какие испытания выпали на долю этой малышки, и что произошло с ней дальше. (Работа по иллюстрациям к сказке).

Ребята, какие чувства вы испытываете к Дюймовочке? Хотелось бы вам помочь ей? Давайте напишем ей письма. ( Дети пишут письма на листочках в форме листьев деревьев). Чтение писем на авторском стуле.

7. Домашнее задание.

Прочитать всю сказку (обращаю внимание на книжки).

8. Итог урока. Рефлексия.

Дети, понравился ли вам урок? Как вы себя чувствовали? Какое у вас настроение сейчас? За что бы вы похвалили себя? Давайте повторим, как же мы будем писать сочетания жи-ши?

9. Подсчет снежинок, выставление оценок.

Урок русской грамоты

1класс

Тема: Х.К. Андерсен.

«Дюймовочка».

Правописание «жи – ши».

Учитель: Сухенко Т. В.

2008г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here