Технологическая карта урока технологии
по теме: «Графическое изображение изделий из металла и проволоки»
Дата проведения: 24.04.2014 г.
Время: 2 часа.
Учитель: Юшкин Игорь Васильевич
Предмет: технология.
Класс: 5, УМК А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко
Форма работы: групповая, фронтальная, индивидуальная
Тип урока: урок практикум.
Цели урока:
-
Предметные: знакомство с особенностями изображения на чертеже деталей из металла и проволоки, с понятием «развертка»; формирование навыков построения развертки, как самостоятельного типа графических изображений.
-
Метапредметные (УДД): регулятивные – определение последовательности выполнения пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения; коммуникативные – умение работать в группе при выполнении задания, умение вести сотрудничество с учителем, проводить познавательный анализ, рефлексию познавательной деятельности.
-
Личностные – умение адекватно выражать и контролировать свои эмоции, умение провести самооценку, самооценку выполненной работы, организовать взаимооценку и взаимопомощь в группе, развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.
Основные понятия: развертка, линия сгиба.
Организация пространства: фронтальная работа, работа в паре, индивидуальная работа.
Методическое оснащение урока:
-
Материально-техническая база: кабинет технологии, макеты, демонстрационные образцы, таблицы, педагогический чертеж.
-
Инструменты, приспособления: чертежные принадлежности, шаблоны.
-
Дидактическое обеспечение: учебник А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко «Индустриальные технологии», технологическая карта «Изготовление развертки коробки для хранения мягких деталей», образцы объектов труда.
Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов | Формируемые УУД и предметные действия | |
Оргмомент | Организуют рабочее место | — Здравствуйте! Садитесь! Я просил принести на сегодняшний урок чертежные принадлежности: линейку, треугольник, карандаш, резинку. Поэтому я хочу проверить, как вы готовы к уроку. |
| Организация внимания, самоорганизация, способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке |
Целеполагание | Устанавливают соответствие, определяют границы знания и незнания изученного материала | Ранее мы знакомились с предметами, которые изготавливались из древесины и древесных искусственных материалов. Мы узнали, чем мы должны руководствоваться, для того, чтобы изготовить изделия. — Скажите, чем мы должны руководствоваться? — Где мы можем увидеть необходимую информацию? Окружающий нас предметный мир состоит не только из изделий, выполненных из древесины. Давайте оглянемся вокруг. -Многие окружающие нас предметы сделаны из какого материала? Назовите их! — Как вы думаете, нужно ли выполнять чертежи для изготовления изделий из металла? — Из всего вышесказанного сделайте вывод: что мы будем изучать сегодня на уроке? | Обобщают и систематизируют знания. полученные на предыдущем этапе изучения темы | Умеют представлять конкретное содержание и сообщать их в устной форме. Развивают познавательные интересы и интеллектуальные способности |
Актуализация опорных знаний | Отвечают на вопросы учителя, устраняют в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях | Давайте мы откроем наши тетради и запишем тему урока: «Графическое изображение изделий из металла и проволоки» Прежде всего давайте вспомним ранее полученные сведения: — Как может быть изображена деталь на чертеже? (с одной стороны и объемной) — Как называют эти типы изображений? (виды и наглядные) Мы знаем, что для изображения деталей используют условные линии – линии чертежа — С какими линиями чертежа мы уже познакомились? Назовите их. — Что означает та или иная линия? | Отвечают на вводные вопросы, рассматривают чертежи различных изделий, выделяют достоинства и недостатки различных типов изображений | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия. Познавательные: умение анализировать, осознанно строить речевые высказывания |
Изучение нового материала. | Находят сходство и различие развертки с ранее изученными типами изображений, делают выводы об областях применения развертки, формулируют понятие «развертка» | Мы видим на таблице изделия, выполненные из металла. — Какими изображениями представлены детали? — Какие виды мы знаем? Обратите внимание, что для изображения простых по форме деталей достаточно одного вида, чтобы получить полное представление о них. Давайте внимательно рассмотрим каждый чертеж в отдельности: — Как называются три круглых элемента детали «подвеска»? — Как показаны на чертеже размеры этих отверстий? — Для каких элементов «подвески» применяют знак «R», а для каких «Ǿ» ? Почему? — Что означает знак «S»на чертеже? Многие изделия из тонколистового металла имеют объемную форму(коробки, совок, труба). Для изготовления подобных изделий выполняют особенное графическое изображение которыми мы впервые познакомимся на нашем уроке. У меня в руках макет предмета, который можно условно назвать «коробка» — Какую форму имеет предмет? — Как называются похожие предметы на уроке математики? Это изделие можно изготовить из листового металла. Для этого мы развернем данный макет, чтобы лист, из которого он сделан, стал плоским. — Как бы вы назвали то, что у тебя получилось, если его название напрямую связано с тем действием, которое я применил? — Попытайтесь сформулировать понятие «развертка». Давайте запишем самый удачный вариант. Развертки широко используются людьми в самых разных областях их деятельности. самый простой вариант – конфетная обертка. Упаковка – одна из основных областей применения разверток. В нашей школьной мастерской мы можем также увидеть детали, выполненные с использованием «развертки». Посмотрите вокруг и назовите их (защитные кожухи станков, воздуховоды) Теперь чертеж развертки. Нам предстоит познакомится с ним на примере коробки для хранения мелких деталей, которую мы с вами изготовим на последующих занятиях. — Какими изображениями представлен на классной доске чертеж коробки? — Сравните их с изображенной рядом разверткой. Какая линия чертежа появилась на новом изображении? Выйдете к доске и покажите ее. Эта линия называется штрих-пунктирная с двумя точками обозначает линию сгиба детали. Для чего предназначены элементы развертки, которые называют «язычками»? | Отвечают на вопросы учителя, делают выводы формулируют понятия | Умение находить, анализировать, управлять, оценивать и предоставлять информацию. Предоставлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. |
Физминутка | 4 учащихся выполняют физические упражнения, направленных на восстановление функциональных возможностей организма | Фронтальная работа с классом |
|
|
Практическая работа | Работа в индивидуальном решении
Работа в парах | Нам нужно самостоятельно выполнить чертеж нашей развертки в своей тетради. Время выполнения задания – 10 мин. Не забывайте, что пользоваться остро отточенными карандашами нужно осторожно и строго по назначению, чтобы не поранится самому и не нанести вред рядом сидящему ученику. На каждом столе лежит пакет, в нем вы найдете технологическую карту, которая подскажет вам последовательность действий по построению чертежа. Внимательно ознакомьтесь с ней и приступайте к работе. Сейчас, по завершению задания, обменяйтесь тетрадями с рядом сидящем товарищем и проверьте чертежи друг друга с целью выявления ошибок построения и неточностей. Убедитесь, что вы тщательно проверили работу своего соседа. Теперь вновь откройте конверт, в котором вы брали технологическую карту и достаньте от туда шаблон, который положен вам убедиться в правильности проведенной проверки. Оцените работы друг друга цветами круглыми наклейками, которые также находятся в конверте: Зеленый – отлично Желтый – хорошо Красный — удовлетворительно | Построение графического изображения развертки в рабочей тетради | Формирование навыков самостоятельной работы. Структурирование знаний. Формирование умения составлять план и последовательность действий.
Формирование умения осуществлять контроль по результату |
Рефлексия | Проводят взаимопроверку и взаимооценку | Поставьте свои работы перед классом и посмотрите, какой цвет кружков преобладает. Сделайте вывод – насколько успешно мы справились с работой? — что вам запомнилось в новой теме; — где можно применить полученные знания; — с каким настроением вы заканчиваете урок? |
| Умение произвести самооценку и организовать взаимооценку. Умение построения логической цепочки рассуждений и доказательств |
Домашнее задание | Построение развертки на листе прессованного картона | В ближайшее время мы будем изготавливать коробку из жести. Но прежде мы изготовим макет изделия из прессованного картона, где отработаем основные технологические приемы работы. Для этого дома вы возьмете лист плотного картона и выполните на нем такую же развертку, какую делали сидя в классе в тетради. Обратите при этом внимание на точность построения прямых углов и параллельных линий. Выполните задание и принесите к следующему уроку | Выполнение графического построения на нелинованной поверхности | Умение организовать собственную деятельность и планировать ее результаты |
Урок окончен