Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа»
муниципального образования города Ноябрьск
Урок технологии
Тема. «Аппликация из засушенных листьев «Осень»
1 класс
подготовила
учитель начальных классов
Икрянова Галина Александровна
г. Ноябрьск
2014
Технологическая карта урока
Икрянова Галина Александровна | |
Предмет | Технология |
Класс | 1 |
Тип урока | Комбинированный |
Технология построения урока | Элементы технологии организации самостоятельной работы, рефлексивного обучения (оценка достижений) |
Тема | Образ природы. Работа с засушенными листьями. |
Цель | Изготовление аппликации из засушенных листьев «Осень» |
Основные термины, понятия | Аппликация, фон, терем, лиловый, багряный. |
Предметные умения отвечать на вопросы учителя, строить высказывания, опираясь на свой жизненный опыт; выслушивать ответы одноклассников; наносить клей на детали, правильно работать кисточкой, выполнять упражнения во время физминутки.
| Личностные УУД: осуществлять саморефлексию;
Регулятивные УУД: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять действия по реализации плана, определять степень успешности;
Познавательные УУД: выдвигать предположения, выстраивать логические рассуждения; ориентироваться в учебнике, выделять главное при работе с учебным текстом;
|
Формы работы
Ресурсы | фронтальная, работа в парах, индивидуальная
учебник Н.М.Конышева «Умелые руки», рабочая тетрадь, источники Интернет и ТСО (компьютер, проектор и т.п.) |
Подготовка к уроку. Данному уроку предшествует экскурсия в школьный парк, где обучающиеся наблюдали за изменением в неживой природе, собирали крупные листья различных деревьев и кустарников для аппликации. Дома засушили эти листочки, пользуясь правилом в учебнике Н.М.Коныше ва Технология 1 класс стр.154. Готовые листья принесли в конверте.
|
|
Дидактические задачи этапов урока
Дидактические задачи | |
1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Формировать умение организовывать своё рабочее место под руководством учителя. |
2. Актуализация знаний. Беседа. | Отвечать на вопросы учителя, опираясь на свой жизненный опыт. |
3. Постановка учебной задачи. | Выдвигать предположения, выстраивать логические рассуждения. Отвечать на вопросы учителя, строить высказывания, опираясь на свой жизненный опыт; выслушивать ответы одноклассников.
|
4.Решение учебной задачи. Практическая работа. | Ориентироваться в учебнике, выделять главное при работе с учебным текстом – правило наклеивания хрупкого засушенного листа на бумагу; определять действия по реализации плана, степень личной успешности – точное и аккуратное выполнение работы.
|
5. Рефлексия деятельности. Итог урока. | Осуществлять саморефлексию. |
Технология изучения
Формируе мые умения
| Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
1.Самоопределение к деятель ности. Орг. момент | Метапредмет ные результа ты. Регулятив ные ууд: Организовы вать своё рабочее место под руководством учителя. | Проверяет готовность к уроку. — Какой урок по расписанию?
— Что обязательно для урока технологии сегодня? — Положим учебные принадлежности на край парты в том порядке, который я показываю: учебник, картон, конверт с крупными засушенными листьями, клей ПВА, кисть для клея. — Почему так важно складывать вещи в определённом порядке? Учитель обобщает ответы учащихся: порядок дисциплинирует, организует людей. | Обучающиеся называют урок технологии.
Повторяя за учителем, кладут на край парты учебные принадлеж ности в указанном порядке.
Ученики пытаются объяснить, зачем необходимо соблюдать порядок на рабочем месте. |
2. Актуализация знаний. Вступи тельная беседа. | Предметные результаты: отвечать на вопросы учителя, строить высказыва ния, опираясь на свой жизненный опыт; выслушивать ответы одноклассни ков.
| Организует беседу с учащимися.
Просит обучающихся закрыть глазки, внимательно послушать отрывок из стихотворения И.Бунина «Листопад» представить картину, описанную в стихотворении. — Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной. — Какую картину представили себе, слушая этот отрывок? — Как понимаете слова: терем, лиловый, золотой, багряный? Учитель обобщает ответы детей, сопровождая показом иллюстраций: терем, так в древности на Руси называли дом в виде башни; лиловый – значит светло-фиолетовый или голубой с розовым оттенком; багряный – яркий густо-красный. | Обучающиеся слушают чтение отрывка учителем наизусть.
Два, три ученика рассказывают о том, какие картины они себе представили. Объясняют значение слов: терем, лиловый, золотой, багряный.
|
3. Постановка учебной задачи. | Метапредмет ные результаты. Познаватель ные ууд: выдвигать предположе ния, выстраивать логические рассуждения.
Предметные результаты: отвечать на вопросы учителя, строить высказыва ния, опираясь на свой жизненный опыт; выслушивать ответы одноклассни ков.
| Организует учащихся на восприятие темы урока и постановку учебной задачи по вопросам. — Как, на ваш взгляд, можно ещё изобразить осень? — Как вы считаете, можно ли рассказать об осени не стихами или картинами, а одним единственным листочком? Например, вот таким (учитель показывает свой лист) — Объясните, что именно такой лист рассказывает нам об осени? — На ваш взгляд, изображает ли этот лист золотую осень? Объясните, почему? Далее учитель сообщает детям о том, что сегодня на уроке им предстоит выполнить аппликацию из засушенных листьев и изобразить золотую осень одним – двумя листочками. — Почему очень важно, чтобы ваши работы были аккуратными? Учитель обобщает: в конце урока будет организована выставка из самых интересных, оригинальных и аккуратных аппликаций. | Обучающиеся отвечают на вопрос учителя, как ещё можно изобразить осень – написать рассказ, нарисовать картину, вылепить из пластилина; выдвигают свои предположения; строят высказывания с опорой на представленный материал (осенние листья); доказывают, что даже один лист может изобразить золотую осень.
Обучающиеся высказывают мнения о том, что только аккуратные работы привлекают внимание и их интересно смотреть. |
4. Реше-ние учебной задачи. Практи ческая работа. | Метапредмет ные резуль таты. Познаватель ные ууд: ориентиро ваться в учебнике, выделять главное при работе с учебным текстом — правило наклеивания хрупкого засушенного листа на бумагу.
Предмет ные результаты: отвечать на вопросы учителя; выслушивать ответы одноклассни ков, наносить клей на детали, правильно работать кисточкой.
Метапред метные результаты. Регулятив ные ууд: определять действия по реализации плана, степень личной успешности — точное и аккуратное выполнение работы.
| Организует практическую деятельность обучающихся. Просит подумать и ответить на вопрос: — Что необходимо для выполнения аккуратной работы?
Предлагает ученикам посмотреть на таблицы-памятки в уголке безопасной работы и определить, какая из них самая важная для урока. Подтверждает, что для урока самое важное правило: Как аккуратно работать с клеем. 1.Клей на поверхность детали наноси равномерно (с оборотной стороны) и только кисточкой. 2.Под деталь обязательно положи подстилку. 3.Приклеенную деталь накрой чистым листом и осторожно пригладь. Просит объяснить важность соблюдения данного правила, после чего обобщает: при соблюдении этого правила работа получится аккуратной и красивой. Физминутка. Учитель просит детей выйти из-за парты, представить себя осенними листочками и вместе поиграть. Произносит стихотворение и показывает движения. Падают, падают листья (руки вверх, плавно опускаем вниз) В нашем саду листопад. (приседаем, голову опускаем на колени) Жёлтые, красные листья (медленно встаём, руки через стороны вверх) По ветру вьются, летят. (кружимся вокруг себя)
Предлагает: — вспомнить, что необходимо для выполнения аппликации; — составить свой план (шаги) выполнения работы; — сравнить свои предложения с картинным планом учебника стр. 47- 48; Учитель демонстрирует приём наклеивания засушенного листа на бумагу: * выбрать фон; * отобрать из своих листьев 1-2 наиболее подходящих; * приложить их цветному фону, красиво расположить; * выбранный лист повернуть изнаночной стороной к себе и, подложив снизу газету, аккуратно нанести на него клей; * приложить лист на своё место; * пригладить через чистую бумагу; — объясните, что обозначает на полях знак (!) ? — да, засушенные листья очень хрупкие и от неосторожного прикосновения и грубого нажима легко ломаются и рассыпаются, поэтому работа требует особой аккуратности; Далее учитель предлагает приступить к выполнению аппликации «Осень», руководствуясь планом учебника; после чего оценить степень своей успешности, пользуясь опорными словами: «у меня получилось аккуратно и красиво», «у меня получилось аккуратно, но не очень красиво», « у меня получилось красиво, но не очень аккуратно» Во время практической работы учитель оказывает индивидуальную консультацию, демонстрирует классу наиболее оригинальные находки. Убирает всё с доски, освобождая место для общей выставки. По мере готовности дети вывешивают свои работы на доску. На этом этапе урока можно включить негромкую спокойную музыку. |
Обучающиеся выражают собственное мнение о том, что для выполнения аккуратной работы нужно правильно расположить листок, не размазывать клей на бумаге. Определяют необходимую для работы памятку: Как аккуратно работать с клеем.
Ученики объясняют, что правило нужно соблюдать для того, чтобы работа получилась аккуратной и красивой.
Обучающиеся повторяют слова и выполняют упражнение вместе с учителем.
Называют необходимый материал и инструменты. Ученики предлагают свой порядок выполнения работы. Открывают учебник стр. 47-48, под руководством учителя рассматривают картинный алгоритм выполнения учебного задания.
Обучающиеся читают о том, что работать с засушенными листьями нужно очень осторожно: они очень хрупкие.
Самостоятельно выполняют аппликацию по плану стр. 47-48; оценивают степень своей успешности, пользуясь опорными словами: «у меня получилось аккуратно и красиво», «у меня получилось аккуратно, но не очень красиво», « у меня получилось красиво, но не очень аккуратно»
|
5. Рефлек сия деятельности. Итог урока. | Метапредмет ные резуль таты. Личностные ууд: осуществ лять самореф лексию. | Подводит итог урока. — Итак, наша выставка готова. — Что вы о ней думаете? — Как бы вы ответили на вопрос: ваши листья изобразили золотую осень? — Прошу выйти к доске тех, кому выставка понравилась, и поблагодарить себя за работу аплодисментами. — Наведём порядок на рабочем месте. | Обучающиеся делятся своими впечатлениями об общей выставке аппликаций; считают, что их листья смогли изобразить золотую осень; выходят к доске и аплодируют себе за интересные работы. Наводят порядок на рабочем месте! |
Используемая литература.
1. Принципы и положения для работы с технологическими картами http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077 .
2. Учебник Н.М.Конышева «Умелые руки» Смоленск «Ассоциация XXI век» 2009
3. Рабочая тетрадь часть №1 к учебнику Н.М.Конышевой. Смоленск «Ассоциация XXI век» 2009