Урок трудового обучения
Класс – 3 класс МОУ СОШ с УИОП №3 г. Яранска
Учитель – Шарикова Галина Геннадьевна
Тема: Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла.
Тип урока: Комплексное применение знаний и умений
Дидактическая цель: Создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации и способствовать их реализации средствами индивидуальной и творческой деятельности.
Задачи урока:
-
Образовательная: Создать условия для:
-
знакомства с народными куклами и понятиями «оберег», «обереговая кукла»;
-
обобщения и систематизации знаний, полученных в ходе исследовательской деятельности.
-
Развивающая: Создать условия для:
-
развития поисковой деятельности;
-
познавательного интереса к предмету;
-
самостоятельности,;
-
развитие речи учащихся.
-
Воспитательная: Создать условия для:
-
воспитания учебной активности учащихся;
-
культуры труда на уроке;
-
аккуратности, усидчивости;
-
воспитание интереса и уважения к наследию наших предков.
-
Здоровьесберегающая: Создать условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся через:
-
физкультминутки, микропаузы для снятия напряжения с глаз;
-
соблюдения техники безопасности;
-
правильную посадку.
Ход урока.
І. Организационный момент.
— Сегодня у нас урок мастерства, творчества. А творчество – источник доброты, истины и красоты. Сядьте удобнее, улыбнитесь друг другу, нашим гостям. С хорошим настроением начинаем урок.
Итак, перенесемся мыслями в далекую старину. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец. И была у него единственная дочь, Василиса Прекрасная. Когда мать девочки умерла, Василисе было всего 8 лет. Умирая, купчиха призвала к себе девочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
— Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу, береги её, всегда при себе держи и никому не показывай. А когда приключится какое горе, дай ей поесть и спроси у куколки совет. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.
Вот так и стала Василиса жить. Подкармливает куколку и жалуется ей. А куколка покушает и советы дает.
— Как вы думаете, ребята, почему я начала урок с этой сказки?
— О чем пойдет речь на уроке?
— Кто догадался, какая тема урока?
ІІ. Целеполагание и мотивация.
— Что должны узнать на уроке? Что должны обобщить?
— Чему будем учиться?
— Что создадим?
Итак, мы не только обобщим ваши знания по этой теме, но и узнаем что-то новое, научимся мастерить одну из кукол. А что создадим – узнаете в конце урока.
ІІІ. Актуализация знаний и умений.
1. Приступаем к выполнению первой задачи урока. Кто знает, что означает слово «оберег»?
— Где можно узнать точное значение слова? /Ученик читает значение слова в толковом словаре/.
— Запомнили, что такое «оберег»?
— Что знаете о куклах оберегах?
— Где почерпнули эти знания? /В ходе домашней исследовательской работы/
В ходе беседы на экране компьютера появляются изображения кукол:
лихоманка, пеленашка, бессонница, мартиничка и другие.
2. Сообщение ученицы о народных куклах. Рассказ сопровождается показом фотографий и кукол, изготовленных своими руками.
3. Что нового узнали из рассказа?
4. Обобщение беседы учителем.
— Вот каких чудесных кукол мастерили наши бабушки. Они верили, что куклы обереги спасают от болезней и несчастий, хранят любовь и защищают от злых сил. Можно считать это мудростью или суеверием, можно не верить в магическую силу народных кукол, но знать это мы должны, как частичку прошлого, часть истории наших предков.
ІV. Применение знаний и умений.
1. — Поднимите руку, кто хотел бы иметь подобную куклу?
— Я смастерила вот таких кукол /показ/. Какую куклу хотели бы вы научиться изготавливать? /Ситуация выбора для детей/
— Итак, сегодня на уроке мы научимся мастерить куклу – мартиничку. Её изготавливали с приходом весны, в марте, отсюда и её название.
2. Анализ изделия и планирование работы.
— Рассмотрите кукол. Из какого материала они изготовлены? /Все необходимые материалы для изготовления куклы на столах учащихся/.
— Работать будете по плану.
— Обратите внимание, на столе две инструкции. Ознакомьтесь с алгоритмами работы сделайте для себя выбор: кто уверен в своих силах, умениях – для вас более сложный вариант куклы. Какие возникли вопросы?
3. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.
4. Физкультминутка.
V. Самостоятельная работа.
1. Я уверена, каждый выбрал работу по силам. Смело приступайте к творчеству и помните, что настоящие чудеса творятся с радостью и желанием, помноженными на терпение и усидчивость. «Вложите» в куколку оберег частичку своего тепла и доброты.
2. Через 10 минут самостоятельной работы – микропауза для снятия напряжения с глаз.
3. Создание коллективного панно.
Для того, чтобы все могли увидеть и полюбоваться вашим творчеством мы создадим коллективное панно. Для этого положите и прикрепите готовых кукол на лист ватмана /на листе изображена лесная поляна с костром в центре/. Кукол располагайте вокруг рисунка костра.
— Что у нас получилось? /хоровод/.
4. В старину люди очень любили водить хороводы, а у нас получился хоровод кукол — мартиничек. Сейчас каждый может полюбоваться вашим мастерством.
VІ. Рефлексия.
1. Что нового узнали на уроке и чему новому научились?
2. Где пригодятся приобретенные на уроке знания и умения?
3. Оцените свою и коллективную работу. /Само и взаимооценка/