Урок трудового обучения

Класс 3 класс МОУ СОШ с УИОП №3 г. Яранска

Учитель Шарикова Галина Геннадьевна

Тема: Работа с текстильными материалами. Обереговая кукла.

Тип урока: Комплексное применение знаний и умений

Дидактическая цель: Создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуации и способствовать их реализации средствами индивидуальной и творческой деятельности.

Задачи урока:

  1. Образовательная: Создать условия для:

  • знакомства с народными куклами и понятиями «оберег», «обереговая кукла»;

  • обобщения и систематизации знаний, полученных в ходе исследовательской деятельности.

  1. Развивающая: Создать условия для:

  • развития поисковой деятельности;

  • познавательного интереса к предмету;

  • самостоятельности,;

  • развитие речи учащихся.

  1. Воспитательная: Создать условия для:

  • воспитания учебной активности учащихся;

  • культуры труда на уроке;

  • аккуратности, усидчивости;

  • воспитание интереса и уважения к наследию наших предков.

  1. Здоровьесберегающая: Создать условия для сохранения и сбережения здоровья учащихся через:

  • физкультминутки, микропаузы для снятия напряжения с глаз;

  • соблюдения техники безопасности;

  • правильную посадку.

Ход урока.

І. Организационный момент.

— Сегодня у нас урок мастерства, творчества. А творчество – источник доброты, истины и красоты. Сядьте удобнее, улыбнитесь друг другу, нашим гостям. С хорошим настроением начинаем урок.

Итак, перенесемся мыслями в далекую старину. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был купец. И была у него единственная дочь, Василиса Прекрасная. Когда мать девочки умерла, Василисе было всего 8 лет. Умирая, купчиха призвала к себе девочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

— Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова. Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу, береги её, всегда при себе держи и никому не показывай. А когда приключится какое горе, дай ей поесть и спроси у куколки совет. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью.

Вот так и стала Василиса жить. Подкармливает куколку и жалуется ей. А куколка покушает и советы дает.

— Как вы думаете, ребята, почему я начала урок с этой сказки?

— О чем пойдет речь на уроке?

— Кто догадался, какая тема урока?

ІІ. Целеполагание и мотивация.

— Что должны узнать на уроке? Что должны обобщить?

— Чему будем учиться?

— Что создадим?

Итак, мы не только обобщим ваши знания по этой теме, но и узнаем что-то новое, научимся мастерить одну из кукол. А что создадим – узнаете в конце урока.

ІІІ. Актуализация знаний и умений.

1. Приступаем к выполнению первой задачи урока. Кто знает, что означает слово «оберег»?

— Где можно узнать точное значение слова? /Ученик читает значение слова в толковом словаре/.

— Запомнили, что такое «оберег»?

— Что знаете о куклах оберегах?

— Где почерпнули эти знания? /В ходе домашней исследовательской работы/

В ходе беседы на экране компьютера появляются изображения кукол:

лихоманка, пеленашка, бессонница, мартиничка и другие.

2. Сообщение ученицы о народных куклах. Рассказ сопровождается показом фотографий и кукол, изготовленных своими руками.

3. Что нового узнали из рассказа?

4. Обобщение беседы учителем.

— Вот каких чудесных кукол мастерили наши бабушки. Они верили, что куклы обереги спасают от болезней и несчастий, хранят любовь и защищают от злых сил. Можно считать это мудростью или суеверием, можно не верить в магическую силу народных кукол, но знать это мы должны, как частичку прошлого, часть истории наших предков.

ІV. Применение знаний и умений.

1. — Поднимите руку, кто хотел бы иметь подобную куклу?

— Я смастерила вот таких кукол /показ/. Какую куклу хотели бы вы научиться изготавливать? /Ситуация выбора для детей/

— Итак, сегодня на уроке мы научимся мастерить куклу – мартиничку. Её изготавливали с приходом весны, в марте, отсюда и её название.

2. Анализ изделия и планирование работы.

— Рассмотрите кукол. Из какого материала они изготовлены? /Все необходимые материалы для изготовления куклы на столах учащихся/.

— Работать будете по плану.

— Обратите внимание, на столе две инструкции. Ознакомьтесь с алгоритмами работы сделайте для себя выбор: кто уверен в своих силах, умениях – для вас более сложный вариант куклы. Какие возникли вопросы?

3. Инструктаж по технике безопасности при работе с ножницами.

4. Физкультминутка.

V. Самостоятельная работа.

1. Я уверена, каждый выбрал работу по силам. Смело приступайте к творчеству и помните, что настоящие чудеса творятся с радостью и желанием, помноженными на терпение и усидчивость. «Вложите» в куколку оберег частичку своего тепла и доброты.

2. Через 10 минут самостоятельной работы – микропауза для снятия напряжения с глаз.

3. Создание коллективного панно.

Для того, чтобы все могли увидеть и полюбоваться вашим творчеством мы создадим коллективное панно. Для этого положите и прикрепите готовых кукол на лист ватмана /на листе изображена лесная поляна с костром в центре/. Кукол располагайте вокруг рисунка костра.

— Что у нас получилось? /хоровод/.

4. В старину люди очень любили водить хороводы, а у нас получился хоровод кукол — мартиничек. Сейчас каждый может полюбоваться вашим мастерством.

VІ. Рефлексия.

1. Что нового узнали на уроке и чему новому научились?

2. Где пригодятся приобретенные на уроке знания и умения?

3. Оцените свою и коллективную работу. /Само и взаимооценка/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here