Бутова Татьяна Леонидовна

МОУ «Ракитянская средняя общеобразовательная школа №1»

Учитель начальных классов

Литературное чтение: С. Есенин Стихи о Родине

Цель урока: раскрыть образ Родины и художественные средства его воплощения в лирике С.А. Есенина.

 Планируемые результаты:

предметные УУД:  поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение  речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение, выполнение анализа;

личностные УУД:  самоопределение; нравственно-этическая ориентация; формирование национального самосознания (любовь к Родине), гражданской идентичности;

регулятивные УУД:  целеполагание, формирование учебной проблемы, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, оценивание результатов деятельности (рефлексирование);  

коммуникативные УУД: планирование  учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать  свою точку зрения, развитие навыков совместной деятельности.

Средства обучения: компьютер, проектор, учебник, тексты, презентация, наглядный  материал (распечатанные листы).

Эпиграф урока: «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к

Родине.

Чувство Родины – основное в моем творчестве».

С. Есенин

Ход урока

  1. Мобилизационный момент.

Прикоснитесь друг к другу ладошками и подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится, поддержите друг друга.

— Что подарили своему соседу?

— Давайте улыбнемся друг другу, чтобы наш сегодняшний день, наш класс наполнился светом, наполнился счастьем.

2.Введение в тему урока. Целеполагание.

Ощутить себя счастливым помогает человеку музыка. (звучат отрывки из романсов на стихи Есенина, видеофильм Ракитное )

Сразу после музыки учитель читает стих

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты – в ризах образа…
Не видать конца и края –
Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,
Я смотрю твои поля.
А у низеньких околиц
Звонко чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом
По церквам твой кроткий Спас.
И гудит за корогодом
На лугах веселый пляс

Побегу по мятой стежке
На приволь зеленых лех,
Мне навстречу, как сережки,
Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».

— Как связать песни, слайды, стихотворение, которое я вам просчитала с темой сегодняшнего урока? С произведениями какого жанра мы будем работать на уроке? Кто узнал автора этих строк?

Учитель читает стихотворение:

В этом имени слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет.
Что-то есть в нем от русских песен —
Поднебесье, тихие веси,
Сень берез и синь-рассвет.
Что-то есть в нём и от весенней грусти,
Юности и чистоты…
Только скажут — » Сергей Есенин »
Всей России встают черты:

— Правильно, мы сегодня будем читать лирические стихи С. Есенина.

— Какие цели поставим для себя на этом уроке? Чего мы хотим достичь?

( узнать что-то о жизни и творчестве поэта, научиться выразительно читать стихи, понимать смысл стихотворений).

2.Работа над темой урока

Презентация

— Сергей Александрович Есенин– русский народный поэт. Родился 21 сентября в 1895 году в селе Константиново под Рязанью, на берегу красивой реки Оки. Отец – крестьянин Александр Никитич Есенин, мать – Татьяна Федоровна. Отец много лет работал в Москве, а мать занималась воспитанием троих детей

Продолжат вас знакомить с интересными фактами из жизни поэта мои помощники.

1/ Наделенная от природы большим умом, красотой, чудесным песенным даром, мама Сергея — Татьяна Федоровна обладала редким мастерством исполнения русских народных песен… Каких только она не знала: и шуточных, и величальных, и игровых, и обрядовых. Сергей Есенин, постоянным спутником которого с колыбели была материнская песня, незаметно для себя сам приобщился к «Песенному слову». Подрастая, он уже сам напевал песни матери.

2/ Раннее детство Сергея Есенина прошло в доме деда Федора Андреевича Титова. По настоянию деда Сергей начал изучать грамоту по церковным книгам с 5 лет. Он очень любил читать книги всю свою жизнь. В школу пошел с 9 лет. Она находилась недалеко от дома, на пригорке, в центре села. Называлась эта школа – земское четырехклассное училище. Окончил школу Сергей Есенин с похвальным листом в мае 1909 года.

-А тематику сегодняшних стихотворений мы определим, выполнив задание в группах. Я надеюсь, вы все помните правила сотрудничества в группе.

( на партах лежат карточки разного цвета)

-Возьмите голубую карточку, прочитайте на ней слова, какие ассоциации возникают при их чтении. Попробуйте заменить их одним словом.

1-ая группа 2 группа 3 группа 4 группа

мама береза закат забота

природа речка дом Русь

небо Ракитное любовь семья

отчизна доброта страна радость

После обсуждения зачитывают слова на карточках и дают ответ (ответ должен быть одинаков у всех групп).

Тематика сегодняшних стихотворений — Родина.

— Когда мы определяли тему урока, я произнесла такое сочетание «лирические стихи», давайте найдем в классе это сочетание и прикрепим на доску. А теперь узнаем, что же такое лирические стихи. Ищем подсказку в классе.

(На крестах:

Лирика- род литературных произведений, преимущественно поэтических, выражающих чувства и переживания). (Лирические стихотворения отражают душевные переживания поэта, его настроение).

— Практически все свои стихотворения Есенин посвятил Родине.

Россия была для поэта самой большой любовью в жизни, его особой философией и миропониманием. Всеми жизненными привязанностями можно было поступиться, от всего отказаться, но только не от России.

Так, в стихотворении «Русь Советская» Сергей Есенин заявляет, что весь свой талант, все, что у него есть, он направит на воспевание своей Родины.

Сегодня мы с вами познакомимся с отрывком из этого стихотворения. Это очень большое по объёму стихотворение. У вас поместили только конец стихотворения.

— Откройте, пожалуйста, учебник на странице 68.

Послушайте внимательно, как я его вам прочитаю.

/Чтение стихотворения учителем/.

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдёт вражда племён,

Исчезнет ложь и грусть, —

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

 — В каких словах слышится гордость поэта за свою Родину? 

— Всё ли понятно в стихотворении?

(пройдёт вражда племён – значит, народы разных национальностей перестанут враждовать и на планете наступит мир;

Воспевать – славить;

Шестую часть земли – площадь России) (подсказки можно прикрепить на панно)

Подготовка к выразительному чтению.

— Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение.

С каким чувством будем читать? Все ли строки будем читать одинаково (о вражде, лжи и грусти с чувством тревоги, печали; воспевать – с чувством радости). Работа в парах (парное чтение)

Чувство Родины, как я уже говорила, – основное в творчестве Есенина. Давайте познакомимся ещё с одним отрывком из стихотворения о Родине. Прочитайте его самостоятельно. Как вы думаете, это целое стихотворение или его отрывок?

А как узнали? (В начале урока вы уже его нам читали)

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: не надо рая,

Дайте родину мою».

— Теперь прочитайте этот отрывок ещё раз про себя и постарайтесь запомнить порядок слов для того, чтобы выполнить задание в рабочей тетради.

Чтение учащимися отрывка про себя (1 мин.)

— Закройте пожалуйста ваши учебники и откройте свои рабочие тетради на странице 36. Задание №1.

— Ученика любого спрашиваю: «Как называется это задание?»

Ученик: Точное слово.

-Прочитай пожалуйста что нужно сделать в этом задании.

Ученик: Прочитайте четверостишие. Впишите пропущенные слова. Подчеркните рифмы. Прочитайте выразительно.

— Это задание вы должны выполнить самостоятельно.

Проверка:

-Какие слова вы вставили?

(Русь, Родину)

МОЛОДЕЦ! Если правильно ответил.

— Какие рифмы нашли?

(святая-рая; раю-мою)

Физминутка.

Ребята сейчас мы с вами прочитаем ещё одно стихотворение Сергея Есенина, которое называется «Я покинул родимый дом».

 — Как вы думаете, о чём будет говориться в этом стихотворении? 

— А у вас какое чувство возникает, кода вы долго не были дома?
Послушаем чтение в исполнении актера ….

О чём это стихотворение?

— Какое настроение хотел передать автор?

— Как вы думаете, есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый? (прилагательное родной не окрашено эмоционально. Эпитет родимый отражает чувство нежности и душевной близости, употребляется в разговорной речи).


— Семнадцатилетним юношей Есенин оставил свой родительский дом в селе Константиново, и уехал жить в Москву, но навсегда, где бы потом он не жил, поэт сохранил светлые и волнующие воспоминания о днях, проведённых под отчим кровом.

Поэт пишет, что он «оставил Русь», значит ли это, что он уехал из России? Какую Русь поэт имеет в виду? (оставил малую родину, село в котором вырос)

— Давайте определим, каким тоном будете читать это стихотворение?
Прочитайте самостоятельно это стихотворение вполголоса.

— А теперь, поработаем над средствами выразительности, которые использовал автор, и проведем словарную работу.

Работа по группам

1-ая группа будет работать со словарем (находят значения слов березняк, теплит, пурга, стережет)

2-ая группа будет искать сравнения.

3-я — олицетворения.

4-ая — эпитеты (если забыли, то подсказки есть в учебнике и в кабинете на крестах)

Чтобы работать было легче, я распечатала вам этот стих на карточках. Нужное можете подчеркивать цветным карандашом любого цвета.

Я покинул родимый дом,

Голубую оставил Русь.
В три звезды березняк над прудом
Теплит матери старой грусть.

Золотою лягушкой луна
Распласталась на тихой воде.
Словно яблонный цвет, седина
У отца пролилась в бороде.

Я не скоро, не скоро вернусь!
Долго петь и звенеть пурге.
Стережет голубую Русь
Старый клен на одной ноге.

И я знаю, есть радость в нем
Тем, кто листьев целует дождь,
Оттого, что тот старый клен
Головой на меня похож.

-Сверяют задания со слайдами на экране.
— Для чего поработали над средствами выразительности? (Чтобы понять смысл стихотворения, чувства автора, которые он хотел им передать. Чтобы подготовиться к выразительному чтению). Прочитайте еще раз сами. Подготовьтесь к выразительному чтению. Читать будем по строфам. Распределите, в группах, кто какую строфу будет читать, затем от группы выберите чтеца.

4. Итог урока

Вот пожалуй, и всё на сегодня. Мы попробовали с вами войти в удивительный мир поэзии Сергея Есенина. Это очень интересно, хотя и непросто. Есенин – открытие на все времена, на все поколения.

Оценить. Можно использовать оценочное панно.

5. Рефлексия.

У каждого на столе полоска с числами от 1 до 10. Оцените успешность своей работы на уроке по десятибалльной шкале. (Дети обводят нужную цифру)

6. Д/з По выбору наизусть любое, т. с.40 №5


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here