Урок по алгебре «Степень и ее свойства»
Тип урока: обобщение и систематизация полученных ранее знаний по теме “Степень и ее свойства”.
Форма урока: урок-презентация.
Цель урока: обобщить и систематизировать знания по теме “Степень и ее свойства”.
Задачи:
Образовательные: обобщить знания о степени с натуральным показателем, закрепить и усовершенствовать навыки простейших преобразований выражений, содержащих степень с натуральным показателем.
Развивающие: развивать память, математически грамотную речь, логическое мышление.
Воспитательные: воспитывать познавательную активность, чувство ответственности, культуры общения и диалога.
ХОД УРОКА
-
Легенда Древней Индии.
-
Тема урока.
-
Цель урока.
-
«История появления степеней».
-
Работа в группах.
-
Проверочная работа по теме “Степень и ее свойства”.
-
Рефлексия.
Этап 1.
Вступительное слово учителя.
Добрый день, ребята. Я хотела бы начать наш урок с притчи. Однажды к учителю подошел ученик, поймавший бабочку и спросил: “Учитель, какая у меня в руках бабочка: живая или мертвая?”. Учитель, даже не взглянув на ученика, ответил: “Все в твоих руках”. Вот и наш сегодняшний урок в наших руках. А начать я хочу с древнеиндийской легенды.
В Древней Индии была такая легенда. Стоит камень размером в кубический километр, в миллион раз тверже алмаза. Один раз в миллион лет к нему прилетает птичка и трется клювом о камень. В конце концов, в результате этого камень износится. Как вы думаете, сколько лет понадобится для того, чтобы камень износился до основания? Вычисления математиков показывают, что для этого понадобится 1035лет.
-
Почему именно эта запись здесь применена? (В записи числа будет 35 нулей и стало быть это число 36 –значное, словесно это число иначе произнести нельзя).
-
Что собой представляет запись данного числа? (Степень, основание – 10, показатель — 35).
Таким образом, показатель степени помогает нам упростить запись произведения одинаковых множителей.
-
Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на уроке? (О степенях).
Этап 2.
Хорошо. А теперь давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Для этого вы должны будете определить ключевые слова темы.
На слайдах записаны утверждения, дайте общее их название, это и будет ключевое слово.
-
Мера, сравнительная величина чего-нибудь.
-
Звание.
-
В математике: повторное умножение.
-
В грамматике: сравнительная ………… прилагательного. (Степень).
-
В математике: значок, показывающий, в какую степень возводится данное количество.
-
То, по чему можно судить о развитии и ходе чего-нибудь. (Показатель).
-
Относящийся к области естественных наук.
-
Соответствующий природе вещей, действительности.
-
Относящийся к оплате натурой, не деньгами.
-
Настоящий, подлинный, природный.
-
Вполне естественный, непритворный. (Натуральный).
-
Качество, признак, составляющий отличительную особенность кого-чего-нибудь. (Свойство).
Попробуйте теперь сформулировать тему урока, используя эти слова. (Свойства степеней с натуральным показателем).
А цель нашего урока систематизировать и обобщить весь материал по данной теме “Степень и ее свойства”.
Запишите число и тему урока.
Этап 3.
Не зная прошлого науки, трудно понять ее настоящее.
Предлагаем вам познакомиться с историей появления степени.
Рассказы учеников о степени.
1 ученик: Понятие степени с натуральным показателем появилось ещё у древних народов. Квадрат и куб использовались для вычисления площадей и объемов. Степени некоторых чисел использовались для решения задач учёными Древнего Египта и Вавилона.
2 ученик: В III веке вышла книга греческого учёного Диофанта «Арифметика», в которой было положено начало введению буквенной символики. Диофант вводит символы для первых шести степеней неизвестного и обратных им величин.
3 ученик: В конце XVI века Франсуа Виет ввёл буквы для обозначения в уравнениях не только неизвестных, но и их коэффициентов.
1 ученик: Нидерландский математик Симон Стевин в конце 16 — начале 17 века предпринял шаги к построению современной теории степеней. Он обозначал неизвестную величину кружком, а внутри его указывал показатели степени.
2 ученик: Французский математик Рене Декарт в конце 17 века ввел современное обозначение степеней.
3 ученик: Хотя мы и используем арабские цифры, но древние славяне тоже умели записывать большие числа, для этого у них были специальные названия для большого счёта: «тысяща» = 102, «тьма» = 106, «легион» = 1012, «леодр» = 1024, «ворон» = 1048, «колода» = 1049.
Этап 4.
Выражение “квадрат числа” возникло при вычислении площади квадрата, “куб числа” — при вычислении объема куба. Посмотрите на эти фигуры и скажите, каким образом они связаны с темой нашего урока.
(Площадь квадрата вычисляется по формуле S = a2 . Объем куба V = a3).
Площадь круга вычисляется по формуле . С этой формулой более детально вы будете работать в 8 классе.
Давайте подробнее рассмотрим формулу площади квадрата.
-
Каким образом будет выглядеть эта формула именно для квадрата?
(S = a • a). Или (S = a2).
-
Каким свойством мы сейчас воспользовались? (Основным свойством степени). (Слайд 9)
Задача ( устное решение)
КУПИЛИ УЧАСТОК ЗЕМЛИ КВАДРАТНОЙ ФОРМЫ, ДЛИНА СТОРОНЫ КОТОРОГО РАВНА а.
НАЙДИ ВО СКОЛЬКО РАЗ УВЕЛИЧИТСЯ ПЛОЩАДЬ УЧАСТКА, ЕСЛИ ДЛИНА ЕГО СТОРОНЫ СТАНЕТ 2а? (ответ в 4 раза)
Физкультминутка для глаз
Этап 5. Работа в группах.
У вас на столах лежат конверты с набором карточек. Так же у вас есть технологическая карта, в которой вы и ваш консультант оцените свою работу на уроке. Предлагаю вам вспомнить свойства степеней. Для этого возьмите карточку № 1. – На слайде запись свойств степеней, продолжите формулы.
1.
2.
3.
4.
5.
Проверка на слайде с проговариванием правила.
– Хорошо ребята. Предлагаю вам следующие задание, которое поможет вам закрепить еще раз свойства степеней.
Карточка № 2. –Соедини линиями выражения, соответствующие друг другу. ( проверка на слайде)
Следующее задание необходимо выполнить по действиям. Карточка № 3.
– Вычисли значение выражения по действиям. Запиши номера результатов, которые получились.
Ответ: 4 2 5
– Все гениальное просто! Перед вами выражение, на вид сложное. Попробуйте найти его значение, применив свойства степеней. Карточка № 4.
Проверка на слайде с проговариванием решения.( ответ: 81) – Молодцы! Справились и с этим заданием.
– А теперь повторим значения степеней с основанием 2 и 3.
Карточка № 5. ( проверка на слайде)
Этап 6. Проверочная работа.
Теперь я предлагаю вам выполнить проверочную работу. Она разноуровневая. Выберите для себя тот уровень заданий, с которым вы справитесь. В своих технологических картах вы сами поставите свои баллы, когда мы проверим ответы.
( проверка ответов на слайдах)
Теперь в технологических картах поставьте себе сами оценку. Подумайте, насколько хорошо вы усвоили тему “Степень и ее свойства”.
Этап 7. Рефлексия.
– Вы, наверное, весь урок думали, зачем у нас на доске находится это сказочное дерево. У вас на столах лежат фигурки яблока, листочка и цветка.
– Если вы уверены в своих знаниях, у вас не возникало вопросов на уроке, то возьмите красное яблоко.
– Если у вас возникли вопросы по ходу урока, но вы справились с заданиями на всех этапах, то возьмите зеленый листочек.
– Если у вас возникли затруднения во время урока и вы понимаете, что вам необходимо еще раз повторить пройденный материал, то возьмите цветок.
Прошу вас подойти к нашему дереву и приклеить свою фигурку.
( учащиеся приклеивают к дереву фигурки)
– Помните, о чем мы говорили в начале урока? О том, что все в наших руках. Я рада, что бабочка в наших руках осталась живой. Я благодарю вас за урок.
Домашнее задание:
– Составить и решить простые и сложные задания с использованием всех свойств степени.