Методика обучения волейболу учащихся 5-11 классов.
Современные требования школьной программы по изучению волейбола ставят для нас задачи по опережающему изучению данного вида спорта. По программе волейбол начинают изучать в 5 классе. Мы в своей работе начинаем учить элементам волейбола с 3-4 класса, где больше внимания уделено подвижным играм с элементами волейбола, баскетбола, футбола. Так, в 4 классе наиболее подготовленные учащиеся могут начинать играть в пионербол с подачи одной или двумя руками ударом по мячу с 4-5 метров от сетки. Им же разрешаем принимать мяч либо сверху, либо снизу используя два касания и ловлю мяча. Так же разрешаем выполнять первую и вторую передачи по-волейбольному.
В начале обучения довожу до умов детей, что волейбол – высокоскоростная и сложно-техническая коллективная игра в отличие от баскетбола, футбола и других игр, где можно получить мяч, поводить его, выполнить различные действия, а здесь – секунды на осмысление своих действий, и доли секунды на их выполнение. Здесь, как нигде важен дух коллективизма, сплоченности, взаимовыручки, взаимопомощи, а также высокая тактико-техническая подготовка каждого игрока, знание своих действий и точное их исполнение.
В 5-6 классах уроки волейбола строю так: в вводную часть включаю ОРУ из гимнастики, легкой атлетики, акробатики, а также упражнения на быстроту, скорость реакции действия и мышления, координацию, гибкость. Что касается специальных подготовительных упражнений, направленных на овладение техникой игры, формирования физических качеств, то их включаю, как, в вводную, так и в основную части урока. Метод «От простого — к сложному» никто не упразднял, поэтому и велика его эффективность. Начинаю со стоек и перемещений волейболиста, что повторяю на всех последующих уроках, добиваясь четкого исполнения элементов. Особое значение имеют подводящие имитационные упражнения и упражнения с мячами. Эффективность достигается при наличии как минимум одного мяча на пару учащихся. Разделяю класс на пары и фронтальным методом, используя дифференцированный подход, изучаем и тренируем различные элементы приемов и передач мяча. Также продолжаем играть в пионербол с элементами волейбола. Основные правила игры изучаются с 5 класса.
К окончанию 6 класса 50-60% учащихся уже умеют выполнять 4-5 верхних и нижних передач над собой и в парах без потерь, а также выполнять нижнюю прямую и нижнюю боковую подачи с 4-6 метров.
В 7 классе начинаю изучение верхней прямой подачи. Она силовая, зрелищная, интересная, но для большинства детей очень затруднительна, поэтому здесь, нужен особый подход к психологии ребенка, иначе после первых неудач он вообще перестанет даже пытаться ее подавать. Необходимо сделать так, чтобы у него не пропадало желание продолжать учиться подавать. Опять подвожу детей на 5-6 метровый рубеж, где вариативность подачи существенно повышается. Результат при целенаправленной работе наступает через 2-4 урока. Здесь же даю понятия «линия нападения» и «линия защиты», объясняю их различие и возможности игроков, находящихся в том или ином номере.
В 8 классе на низкой сетке(190-200см), начинаю полное изучение нападающего удара. Все начинается с рассказа и обязательного показа всего элемента и его основных частей. Особое внимание уделяю постановке ног и движению рук, так как внимание детей полностью отвлечено непосредственно удару по мячу рукой. Очень важно, на мой взгляд, донести до детских умов роль сетки в игре, поэтому большое внимание, уделяю напрыгиванию и стопорящей постановке ног с последующим выпрыгиванием и касанием верхней кромки сетки. Пока не выполнены, на достаточно хорошем уровне, напрыгивание и имитация удара, — мяч можно в руки не брать. За неимением в школе тренажера «Мяч на амортизаторе», использую обычную скамейку, ставлю ее возле сетки, становлюсь на нее и на вытянутой в сторону руке держу мяч, который предлагаю ударить через сетку рукой в прыжке, постаравшись не коснуться самой сетки.
В 8-9 классе начинаю изучение блокирования, доводя до детей важность этого элемента в современном волейболе, также продолжаю совершенствовать нападающий удар. Тут же изучаем тактику игры углом вперед и углом назад, а также игру связующего игрока, его значение в команде и в игре.
В 10-11 классах совершенствуем ранее изученные элементы и добавляем новые тактические приемы. Это и силовая верхняя подача мяча в заданную зону, и она же в прыжке, и групповое блокирование, и атакующие действия типа «волна» и «крест», нападающий удар с укороченной передачи и прострела, и передача за голову под удар,
и перевод мяча по линии и по диагонали. Все обучение проходит на уроках, а закрепление и совершенствование элементов и тактических действий — во внеурочное время.
Главное, заставить учащихся поверить в свои силы и возможности и не огорчаться неудачам. Так, боязнь сетки является одним из стопоров при изучении нападающего удара, поэтому предлагаю не смотреть на сетку и выполнить удар, пусть даже с ошибками, но чтобы учащийся попал по мячу в верхней мертвой точке. Пока это не будет выполнено и закреплено, нет смысла продолжать учить дальше, ведь в 10-11 классах сетка уже взрослая. Вообще, мне кажется, что нельзя оставлять не доученный, не доведенный до конца элемент и идти дальше в обучении. Не будет нормального интегративного результата, так как не выученный и не закрепленный элемент нарушит процесс обучения, а значит, будет нарушена сама система обучения. Поэтому необходимо добиваться качественного усвоения материала учащимися, а это уже говорит о профессиональной подготовке педагога, о его психологической устойчивости, о его реноме, в конце концов.
Одним из важных стимулирующих факторов для учащихся является личный пример преподавателя, поэтому все элементы показываю сам или с помощниками из числа лучших спортсменов класса. Все учащиеся 8-11 классов, которые посещают спортивные секции, имеют возможность посмотреть на игру взрослых спортсменов, а также участвовать в совместных тренировках. А в период подготовки к соревнованиям такой спарринг имеет почти соревновательный эффект, так как у юношей и девушек уже закреплен интерес к будущим соревнованиям.
Наша школа на протяжении многих лет является призером и победителем районных соревнований по волейболу, что может говорить о правильном подходе к преподаванию этого вида спорта.