Северо-Казахстанская область
Мамлютский район
КГУ «Беловская средняя школа»
Урок географии в 8 классе
на тему: «Реки Казахстана»
Подготовила: учитель географии
Ермолаева Татьяна Николаевна
2013 год
Тема: «Реки Казахстана»
Цель: сформировать представление об особенностях речной сети Казахстана
Задачи:
-
дать знания об особенностях режима, питания и характере течения рек; выявить зависимость внутренних вод материка от рельефа и климата;
-
совершенствовать умение работы с картами атласа;
-
воспитывать бережное отношение к воде, как к одному из главных источников жизни на Земле.
Оборудование — мультимедийный комплекс, презентация Microsoft PowerPoint, физическая карта Казахстана, атласы (8 класс), кластер «Крупные реки Казахстана», контурные карты.
Тип урока – изучение нового материала
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, работа с текстом учебника, работа в парах
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый.
Ход урока:
-
Вводно-мотивационный этап
-
Изучение нового материала
Создание проблемной ситуации:
— ребята, обратите внимание на слайд, почему наша планета голубая?
-а сейчас прослушайте загадку и отгадайте тему нашего сегодняшнего урока:
Чуть дрожит на ветерке
Лента на просторе.
Узкий кончик — в роднике,
А широкий – в море.
(река)
-тема нашего урока: «Реки Казахстана»
Корзина идей
Ребята, подумайте и запишите все ассоциации, которые у вас возникают со словом «река» (звучит музыка — шум речной воды).
Заполнение корзины идей (ответы учащихся).
На территории Казахстана насчитывается 85 тысяч больших и малых рек. Длина семи из них превышает 1000 км: (кластер)
-
Ертыс
-
Есиль
-
Тобыл
-
Жайык
-
Сырдария
-
Иле
-
Шу
Все реки республики относятся к бассейну Северного Ледовитого океана и внутреннему бессточному бассейну.
Работа с атласом (групповая работа)
Пользуясь картой атласа на стр.17 заполните таблицу:
Реки
-
Бассейн Атлантического Океана
-
Бассейн Каспийского моря
-
Бассейн Аральского моря
-
Балхаш-Алакольский бассейн
2. Особенности речной сети
Посмотрите внимательно на физическую карту Казахстана и скажите, какова главная особенность речной сети?
— Неравномерное распределение по территории.
Работа с текстом учебника, заполнение таблицы (индивидуальная работа):
| Густота речной сети на каждые 100 км2 | |
Равнинные территории | Север (степная, лесостепная зоны) |
|
Центр (полупустынная зона) |
| |
Юг (пустынная зона) |
| |
Высокогорные районы | Подножие гор |
|
среднегорье |
| |
высокогорье |
|
Вывод: густота речной сети в равнинной части уменьшается с севера на юг, а в высокогорных районах увеличивается от подножия к вершине.
— Различие в возрасте (речные системы равнинной части – старые, а горных районов более молодые).
3. Питание и режим рек.
-Подумайте, каков тип питание у рек Казахстана?
По карте определите тип питания рек:
-
лесостепной и степной зон
-
полупустынных и пустынных зон
-
высокогорных районов
Расход воды – это объем воды, протекающий через поперечное сечение реки в единицу времени.
Годовой сток – расход воды в реке за год.
Половодье у рек наблюдается весной, ледостав у рек равнинных территорий наблюдается в конце ноября (толщина льда 70-90см). Ледовый покров сохраняется в течении 2-4 месяцев, а ледоход на реках начинается на юге – в начале апреля, на севере – в конце апреля.
Горные реки производят большую работу, постепенно разламывая и смывая горные породы. Весь переносимый рекой твердый материал называют твердым стоком. От его объема зависит мутность воды. Мутность равнинных рек составляет – 50-100 г/м3, рек западной части – 500-700 г/м3, горных рек – от 700 до 1200 г/м3. Таким образом самой мутной рекой Казахстана является – Сырдария.
-
Закрепление
-
Тестирование
1. Количество рек Казахстана, длина которых превышает 1000 км
А) 5 В) 9 С) 7 Д) 11 Е) 3
2. Речная сеть наиболее развита на ….. страны:
А) юге В) востоке С) западе Д) севере Е) в центре
3. Главные особенности рек Казахстана:
А) неравномерность распределения по территории
В) различие в возрасте и питании
С) различие в возрасте и неравномерности распределения по территории страны
Д) различие в характере течения
Е) все варианты верны
4. Реки бассейна Северного Ледовитого океана:
А) Сырдария, Шу В) Жайык, Жем С)Иле, Каратал
Д) Есиль, Ертыс Е) Нура, Кон
5. Реки бассейна Аральского моря:
А) Сырдария, Шу В) Жайык, Жем С)Иле, Каратал
Д) Есиль, Ертыс Е) Нура, Кон
6. Реки бассейна Каспийского моря:
А) Сырдария, Шу В) Жайык, Жем С)Иле, Каратал
Д) Есиль, Ертыс Е) Нура, Кон
7.Самая мутная река Казахстана:
А) Ертыс В)Тобыл С) Есиль Д) Сырдария Е) Жем
-
Восстанови карту по памяти — флипчарт
-
Рефлексия
-
Подведение итогов урока
В заключении мне хотелось бы прочесть отрывок из стихотворения В. Огнецвета (на фоне музыки – фортепиано и плеск воды):
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда.
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода
«Человек, запомни навсегда!
Символ жизни на земле – вода!
Экономь её и береги –
Мы ведь на планете не одни!
Ребята берегите воду и любите нашу природу.
-
Домашнее задание — § 27, стр.105-110.
Творческое задание – составить кроссворд «Реки Казахстана»