государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области средняя общеобразовательная школа
«Образовательный центр»
с. Старая Шентала муниципального района Шенталинский Самарской области
КОНСПЕКТ
урока геометрии в 8 классе
по теме: «Площадь трапеции»
автор: Кудашева Ольга Алексеевна
учитель математики высшей категории
Конспект урока по геометрии с использованием ЭОР
Автор: Кудашева Ольга Алексеевна, учитель математики высшей категории
ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Старая Шентала муниципального района
Шенталинский Самарской области
Класс: 8 класс
Уровень образования школьников: базовый уровень общего образования
Учебник: Геометрия, 7-9 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. – М.: Мнемозина, 2010.
Дата проведения:
Тип урока: изучение нового материала
Педагогическая технология: проблемно-поисковая технология, технология дифференцированного обучения, ИКТ;
Цель урока: развитие у учащихся пространственного воображения и логического мышления путём изучения площади трапеции и применения этих знаний при решении задач вычислительного и конструктивного характера.
Планируемые результаты урока | |
Образовательные: доказать теорему о площади трапеции, отрабатывать применение данной формулы при решении задач, совершенствовать навыки решения задач, включая задачи практического содержания;
| Предметные: знание учащимися определения «высота трапеции», умение строить высоту трапеции; знание теоремы о площади трапеции, умение записывать формулу площади трапеции, называют этапы вывода формулы; формирование умения использовать формулу площади трапеции при решении задач вычислительного и конструктивного характера; |
Развивающие: развивать умение видеть проблему и выдвигать гипотезы по её решению, развивать логическое мышление, умение анализировать и обобщать, переносить знания из одной ситуации в другую;
| Метапредметные: учащиеся получат возможность найти и сформулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы, проводить контроль в форме сравнения способа действия и его результат с заданным эталоном с целью внесения необходимых корректив, развивать умение грамотно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
|
Воспитательные: воспитание чувства ответственности, интереса к предмету с привлечением мультимедийных возможностей компьютера и элементов занимательности, воспитание коммуникативных навыков.
| Личностные: формирование познавательного интереса к изучению нового, формирование навыков навыков самоконтроля и взаимоконтроля, навыков сотрудничества с одноклассниками, формирование навыков индивидуальной исследовательской деятельности. |
Техническое оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, чертежные принадлежности, презентация, выполненная в редакторе Microsoft Power Point, ноутбуки.
Материал к уроку: раздаточный материал для практической работы (модели трапеции), задания практического модуля для индивидуальной работы, листы с высказываниями для этапа рефлексии,
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная в режиме самоконтроля и взаимоконтроля.
Структура урока
Время | ||
1 | Организационный момент | 1 мин. |
2 | Проверка домашнего задания | 4 мин. |
3 | Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы | 4мин |
4 | Изучение новой темы. Поиск решения проблемы. | 13мин. |
5 | Проверка усвоения нового материала. | 6 мин. |
6 | Применение знаний и умений. | 7 мин. |
7 | Подведение итогов. Рефлексия. | 3мин. |
8 | Домашнее задание | 2мин. |
Перечень используемых ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 | Площадь трапеции. Лекция | Информационный модуль; мультимедиа | Интерактивная лекция; флеш-ролик | Слайд 2 В это время учащиеся, выполнявшие задачу 3 уровня, сравнивают решение с эталоном
III. Актуализация опорных знаний. Постановка учебной проблемы. 1. Фронтальный опрос. — Дать определение трапеции. — Какие виды трапеции Вы знаете? — Что называют расстоянием между параллельными прямыми? — Сформулируйте свойства площади для простых фигур. — По каким формулам вычисляются площади прямоугольника, квадрата, прямоугольного треугольника, треугольника, параллелограмма? 2. Решение задач по готовым чертежам (среди предложенных задач есть задача на нахождение площади трапеции, в чём возникает учебная проблема) а) Клумба имеет размеры: На 1 м2 необходимо 20 г семян. Количество клумб в сквере 5. Сколько грамм семян декоративной травы нужно для засева клумбы? б) Клумба имеет размеры: На 1 м2 необходимо 20 г семян. Количество клумб в сквере 3. Сколько грамм семян декоративной травы нужно для засева клумбы? Почему последнюю задачу не решили? Учащиеся формулируют учебную проблему и т ему урока. IV. Изучение новой темы. Поиск решения проблемы.
Начертите в тетради трапецию ABCD и проведите из вершины В перпендикуляр к основанию АD. Определение: Перпендикуляр, проведенный из любой точки одного из оснований к прямой, содержащей другое основание, называют высотой трапеции. Постройте все высоты трапеции, сколько их? На доске:
2. Практическое задание. — Вычислить площадь трапеции. 1 способ. (ЭОР № 3) — Нахождение площади трапеции практическим путём . 2 способ. Работа с раздаточным материалом. На партах у каждого ученика уже лежат фигурки трапеций (у всех одинаковые) с целочисленными размерами оснований и высоты для упрощения вычислений. Задание: с помощью карандаша и линейки разбейте трапецию на 2-3 многоугольника, площади которых вы можете вычислить по известным формулам. Во время этой работы учитель ходит по классу и наблюдает за работой, а потом достраивает на заранее приготовленных на доске чертежах трапеций разные варианты разбиения. Задание: измерьте нужные вам данные и найдите площадь данной трапеции.
Разбиение трапеции на части рис.1
рис.2
рис.3 Вывод: Как удалось найти площадь трапеции, не зная её формулы? План решения задачи по рис. 2 1) провели диагональ и разбили на два треугольника; 2) нашли площадь каждого треугольника 3) сложили площади 3. Формулирование и доказательство теоремы о нахождении площади трапеции (ЭОР №1)
V. Проверка усвоения нового материала. 1. Что нужно знать, чтобы найти площадь трапеции? Сформулируйте теорему. Прочитайте формулу несколькими способами. Минутка релаксации. Физкультминутка. А теперь, ребята, встали. Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад. Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. 2.Первичное закрепление с проговариванием. Решение практической задачи. Слайд №5 3. Практический модуль из 3-х заданий. Самостоятельное решение задач по готовым чертежам. Разноуровневые задания. Работа с персональными ноутбуками. 1 уровень. 2 уровень.
3уровень. Самопроверка ответов с доски. В случае необходимости внесения корректировки в решение, в работу для пояснений включаются ученики – консультанты. VI. Применение знаний и умений. Решение задачи № 482 . Для учащихся с менее высоким уровнем усвоения материала можно предложить № 480 (а) VII. Итог урока. Рефлексия.
2) Оценка работы учащихся. Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Обведите те высказывания, которые для вас являются истинными:
VIII. Домашнее задание. 1. п.53, № 480(б) задание 1 уровня №481 – задание 2 уровня 2. решение задач по выбору В8 по теме «Площадь трапеции» http://sdamgia.ru/test?theme=13 3. Творческое задание «Площадь трапеции» (другие способы вычисления)
ПРИМЕЧАНИЕ. При выполнении творческого домашнего задания часть учеников начала работу над исследовательским проектом «Площадь трапеции». Одна из работ заняла призовое место в окружном конкурсе исследовательских работ «Первые шаги в науку»
|