Урок по химии разработан к учебнику И. И. Новошинского, Н. С. Новошинской.

Технология критического мышления.

Тема урока: «Азотная кислота: состав молекулы, физические и хими-

ческие свойства».

Цели:

  • предметные: на основе состава и строения молекулы азотной кислоты охарактеризовать

вещество и выявить особенности физических и химических свойств этого

соединения;

  • метапредметные:

учебно-организационные: нацелить себя на выполнение поставленной задачи, организо-

вывать своё рабочее место;

учебно-информационные: работать с устным и письменным текстом.

учебно-логических: пользоваться исследовательскими умениями, умение чисто и скоро пи-

сать, сравнивать явления, классифицировать материал, выделять глав-

ное и существенное;

учебно-коммуникативных: умение слушать и слышать, слышать и одновременно записы —

вать материал, участвовать в дискуссии;

  • создание благоприятной атмосферы и комфортной обстановки.

Оборудование: ванночки для опытов «капельным путём»; растворы: HNO3, NaOH, K2CO3, фе-

нолфталеин, метиловый оранжевый; CuO, сухое горючее, спички.

Ход урока:

I. Организационный момент, актуализация знаний.

1. Фронтальная беседа: какие соединения азота на сегодняшний день вам известны?

(аммиак, соли аммония, оксиды азота)

какой характер проявляет аммиак?

(основание)

какие по характеру азот образует оксиды?

(несолеобразующие, солеобразующие – кислотные)

2. Подведём итог изученному, выполнив тест «Оксиды азота. Аммиак. Соли аммония».

II. Изучение нового материала.

1. Разъяснение целей Учитель объявляет тему урока, на основе которой учащимся

и задач урока. предлагается самостоятельно сформулировать цель урока:

на основе состава молекулы азотной кислоты познакомится со

свойствами соединен6ия.

Учащиеся записываю цель в тетрадь.

2. «СТАДИЯ ВЫЗОВА». С помощью учителя ученики анализируют свои знания по дан —

ной теме приёмом «верю – не верю»:

утверждение

верю

не верю

не знаю

1. HNO3 – это соединение кислота.

2. HNO3 – соединение азота с высшей сте — пенью окисления, высшей валентностью.

3. HNO3ве-во молекулярного строения, с ковалентной полярной связью.

4. HNO3 одноосновная, кислородсодержа- щая, растворимая, сильная, нестабильная.

5. HNO3 – обладает характерными свойства — ми своего класса.

6. HNO3 – характерны специфические свойст- ва.

Учащимся предлагается отметить знаком «+» утверждение в колон-

ке «верю» или «не верю», а при случае затруднений отметить что

именно «не знаю».

3. «СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ». Учащиеся «отправляются» в поиск за ответами, поставлен —

ные в первой стадии:

а) на доске записывается химическая формула (вопросы

1 – 4):

1. кислота – «Н»;

2. С.О. +5 (вычисляется), ВАЛЕНТНОСТЬ – IV;

3. элементы неметаллы;

4. один водород, кислород в кислотном остатке, ТР – «Р»,

8 класс – классификация электролитов, нестабильная — ?

б) свойства:

  • физические: работа с текстом учебника стр. 131;

  • химические:

общие с другими кислотами работа с текстом учеб-

ника стр. 131; выполнение эксперимента:

  1. действие индикатора;

  2. взаимодействие с основанием (NaOH);

  3. взаимодействие с солями (Na2CO3);

  4. взаимодействие с оксидами металлов (демонстрационно)

специфические: работа с тестом учебника стр. 131 –

132, (разъяснить свойства «царской

водки»).

* химические свойства HNO3 учащиеся записывают в таблицу.

4. «СТАДИЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ». Учащиеся обобщают материал, который узнали на уроке по

данной теме. Им предлагается составить СИНКВЕЙН:

  1. одно существительное: кислота;

  2. два прилагательных: одноосновная, кислородсодержащая

  1. три глагола: окисляет, растворяется, разлагается;

  1. фраза из четырёх слов: вызывает сильные ожоги кожи

  1. одно слово – синоним или метафора: едкое вещество.

Затем учитель возвращается к цели урока и традиционно задает вопрос о достижении цели урока, поставленной в начале.

III. Задание на дом. параграф 30 (стр. 131 – 133, до «…Соли азотной кислоты – нитраты».);

упр. 1, 2 стр. 135.

2012 – 2013 учебный год.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here