Древняя Спарта

Предмет: Всеобщая история.

Класс: 5 «а»

Тип урока: изучение нового материала.

Формы и методы.

Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.

Технология: критического мышления (проектная)

Приемы: работа с документом, с электронной презентацией, письменно-графический.

Цель: познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты и изучить особенности спартанского образа жизни.

Задачи:

  • образовательные – определить географическое положение Спарты на территории Древней Греции; охарактеризовать социальную структуру общества, раскрыв основные виды деятельности и систему воспитания спартанцев; изучить систему управления Спартой;

  • развивающие – продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя кластер; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа текста; развитие коммуникативных умений и навыков через диалог и элементы дискуссии;

  • воспитательные – воспитание милосердия и гуманности, уважения к другому образу жизни; формирование адекватной оценки исторической действительности.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) по ФГОС:

  • личностные (базовые ценности) – гуманизм, толерантность, уважение к истории другого народа, формирование интереса к учению, умение оценивать ситуации, поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм;

  • регулятивные – определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, корректировать выполнения задания в дальнейшем (переработка Листа путешественника в собственное сочинение), оценка выполнения своей работы;

  • познавательные –ориентироваться в материалах документа (письменного источника), отвечать на вопросы учителя, сравнивать объекты – находить общее и различное (Афины и Спарта), группировать понятия на основе существенных признаков и отличий (положительное и отрицательное), делать самостоятельные выводы;

  • коммуникативные – участвовать в диалоге и дискуссии (выражать собственное мнение), высказывать свою точку зрения на события и поступки, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Ход урока.

1.Этап «Настраивание контакта»

Здравствуйте, ребята!

Сегодня я проведу у вас урок истории. Меня зовут Елена Викторовна, а с вами я познакомлюсь в течение урока. Вы не против?

2. Этап «Мотивационный»

Я предлагаю вам сегодня на уроке представить себя в роли журналистов, которым поручили написать заметку в известный исторический журнал на тему «Древнегреческий полис» Для того, чтобы понять о каком полисе вы будете писать работу, обратите внимание на слайд(Слайд №1). С каким государством Древнего Греции связаны изображения на слайде?

(Дети называют ассоциации и «выходят» на Спарту)

Итак, речь на уроке пойдет о Древней Спарте. Что вы уже знаете об этом государстве?

Учащиеся перечисляют то, что им уже известно о Спарте.

Мало знаем. Давайте обратимся к документу, т.к. изучение истории предполагает обращение к письменным источникам. Читаем и выделяем знаком плюс всю информацию, которая явилась для вас новой.

Читают вслух. Документ №1

Создателем спартанского государства считали законодателя Ликурга. Чтобы добиться согласия и мира Ликург навсегда искоренил богатство и бедность. Спартанцы не могли распоряжаться своей жизнью, вступали в брак, когда разрешала община. Новорожденного младенца отец приносил старейшинам, если он оказывался слабым, его сбрасывали со скалы. Женщины Спарты, у которых погибли сыновья, шли на поле битвы и смотрели, куда они были ранены – в грудь или в спину. Если в грудь, то гордились ими и с почетом хоронили, если раны на спине, то, рыдая от стыда, спешили скрыться с поля боя

Давайте выясним, что же вы узнали о Спарте нового, чего не знали раньше.

На доске появляется схема

Спарта

На начало урока На конец урока

Создатель государства- Ликург

Жили сообща

Не принадлежали себе

Доблесть

Честь

Жестокость

Община

Хватит ли нам нынешних знаний о Спарте, чтобы качественно выполнить задание, написать заметку в журнал? Для того чтобы написать содержательную заметку о Древней Спарте мы, как добросовестные журналисты должны собрать как можно больше материала, поэтому отправляемся в виртуальное путешествие по Древней Греции, на территории которой и находился данный полис. Я приготовила вам Листы Путешественника, в которые вы будете заносить необходимую для написания заметки в журнал информацию. И запомните, наше путешествие длится всего 30 минут, поэтому старайтесь работать быстро, запоминать как можно больше информации и не отставать от класса во время нашего путешествия.

3.Этап «Деятельностный»

Обратите внимание на 1-й раздел вашего Листа путешественника. Как он называется? А почему первый раздел посвящен – Географическому положению? (Географическое положение влияет на род занятий, образ жизни, формирование взаимоотношений с другими государствами)

Итак, обращаемся к Документу №2, прочтите его и найдите нужную для нас информацию.(Слайд №2)

Документ №2

Читаем вслух.Текст документа у детей.

Спарта расположена на территории полуострова Пелопоннес в Южной Греции. Предками спартанцев были племена дорийцев пришедших с севера Балканского полуострова. Во II тыс. до н.э. дорийцы вторглись в южную часть Пелопоннеса, и подчинили себе Лаконику, где и основали свое государство Спарту, а себя стали называть лакедемоняне или спартанцы. Покоренный народ, проживавший на территории Лаконики, дорийцы превратили в рабов- илотов.Спустя некоторое время спартанцы завоевали близлежащую территорию Мессении.

Теперь, когда вы узнали о географическом положении Спарты, давайте занесем эту информацию в наши Листы Путешественника.

Раздел 1. Лист путешественника. Географическое положение.

(заполни пропуски в предложениях)

  1. Спарта расположена на полуострове …(Пелопоннес)

  2. В какой части Греции расположен этот полуостров… (Южная Греция)

  3. Во..(2 тыс.) до н.э. дорийцы завоевали территории ______ и _______ (Лаконику и Мессению)

(Слайд№3)

Ребята, кто из вас готов показать на карте месторасположение Спартанского государства?

Учащиеся работают с картой, показывают территорию Спарты.

Итак, движемся дальше. Пора познакомиться с населением Спарты. Но, чтобы не терять времени и собрать как можно больше информации будем работать в парах и по рядам. Вспомните из уже прочитанного вами документа, как стали называть себя дорийцы (спартанцы), как называли покоренное население (илоты). Была в Спарте еще одна категория населения – это периэки. Итак, 1-й ряд – спартанцы, 2-й ряд – илоты, 3-й ряд – периэки. Ваша задача, прочитать текст документа и узнать какое положение занимала каждая из групп населения, и чем они занимались?(3 минуты)

Тексты документов.

(Используя текст, заполните таблицу)

Спартанцы.

Спартанцы (дорийцы) – полноправные граждане государства. Основное занятие – военное дело. После завоевания Лаконики каждый спартанец – воин получил надел земли с проживавшими на ней рабами – илотами, которые ее обрабатывали. Сам участок земли принадлежал не воину, а государству. Если спартанец нарушал законы государства, рабов и землю у него отбирали. Спартанцев было во много раз меньше, чем илотов и периэков, поэтому им нужна была сильная армия. Спартанцы презирали роскошь, привыкли обходиться лишь самым необходимым. Были мужественны и доблестны. Должны были говорить кратко, ясно и только по необходимости, то есть – лаконично.

Илоты.

Покоренное спартанцами ахейское население на территории Лаконики и Мессении было обращено в рабов, которых называли – илотами. На завоеванной территории каждый спартанец получил землю с проживавшими на ней илотами. Именно илоты должны были обрабатывать земли спартанцев. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты. Илоты отдавали хозяину половину урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то их жизнь не ценилась, и за любую провинность илота могли убить. Илоты были лишены всех гражданских прав.

Периэки.

Жители гористых территорий Лаконики и Мессении сумели отстоять свою свободу. Спартанцы стали называть их периэками – соседями. Периэками называли и тех ахейцев, которые добровольно признали власть спартанцев. Они сохранили землю, свободу, но при этом не имели гражданских прав и не могли участвовать в народном собрании. Так, как спартанцам запрещено было посвящать себя какому-либо делу, кроме военного они не могли заниматься ни ремеслом, ни торговлей. Все ремесленники в Спарте были периэками. Периэки создавали прочную и удобную обувь, одежду, посуду. Ремесленники обеспечивали армию вооружением. Изготовленное в Спарте оружие считалось лучшим в Греции.

Теперь, когда вы пообщались с местными жителями иузнали, кто из них к какой категории относится, давайте занесем информацию во 2-й разделнаших Листов путешественника.

Учащиеся по рядам проговаривают и заполняют информацию в таблицу.

1 группа

Спартанцы

2 группа

Илоты

3 группа

Периэки

Какое положение занимали в обществе?

Дорийцы, граждане

Греки, рабы

Ахейцы, свободные соседи

Чем занимались?

Военное дело

Земледелие

Ремесло

(Слайд №4,5,6,7)

Ребята, пока вы общались с местными жителями и узнавали о них, ко мне подошел путешественник, побывавший в Спарте, и передал вот этот пергамент. Он сказал, что прочитав этот текст, мы узнаем больше о жизни спартанцев. Давайте его прочтем. Обратите внимание на 3-й раздел наших Листов путешественника, во время чтения документа одновременно можно заполнять схему, вписывая нужные сведения.

Учитель читает текст

Спартанцы гордятся, что их город, единственный в Элладе не имеет стен, ибо стены его мужество юношей – воинов.Слайд №8Дома напоминают казармы. Отсутствуют красивые здания, статуи, театр. На улицах отряды марширующих воинов, так как основа войска – пехота, не знающая, что такое усталость.Слайд №9В Спарте никто не живет так, как хочет. Ручной труд презирается. Среди спартанцев нет искусных строителей, художников, писателей. Спартанцы, даже самые знатные, ходят в простой одежде. Золотые и серебряные монеты отсутствуют, расплачиваться приходится громоздкими железными прутьями.Жителям Спарты запрещается ездить за границу, чтобы они не стали подражать чужой жизни. Строго наблюдают за тем, чтобы роскоши не было: питаются в складчину, и позором считают отказ от какой-либо пищи за общим столом. Основные блюда: черная похлебка, которую остальные греки считают несъедобной, овощи, сыр, рыба и дичь. Слайд №10За соблюдением всех правил зорко следит Совет старейшин, состоящий из самых достойных граждан. Народное собрание выбирает старейшин и ведает решением важных государственных вопросов. Войском командуют два царя. Слайд №11Дети воспитываются в строгости.Мальчиков с 7 лет отбирают у родителей и воспитывают в военных лагерях. Спят они на подстилках из колючего тростника, ходят босиком. Раз в год выдают плащ, который носится на голом теле. Волосы стригут наголо. Взрослые следят за тем, чтобы дети чаще ссорились, дрались, чтобы в драках закаляли характер. Юных спартанцев учат совершать длительные походы без пищи и воды. Кормят плохо, так обучают стойко переносить лишения и голод. Поощряется воровство на чужих огородах и в кладовых. Слайд №12Узнав о проделках сыновей, отец радуются «Молодец, сумеешь себя прокормить во время военного похода!» Если же мальчиков поймают, выпорют. Они отцу не жалуются, тот тоже изобьет за то, что попались. В конце обучения устраивается «экзамен». Юноши вооружаются короткими мечами и идут в деревни к илотам, убивают, кого вздумается. Если юноша не убьет ни одного илота, старики засмеют его «Ты не спартанец, ты жалкий трус!»

Слайд 13.

Схема

Образ жизни спартанцев

Спарта как город Обычаи и традиции, Управление

воспитание

Нет городских стен Суровая жизнь Совет старейшин

Жилища – казармы Отсутствие роскоши Народное собрание

Нет театра, статуйСоблюдение законовДва царя

Жесткость Ликург

Дисциплина

Патриотизм

Давайте вернемся к нашей схеме, с которой мы работали в начале урока. И закончим ее заполнение собратившись кЛистуПутешественника. Итак, вот что вам было известно о Спарте в начале занятия, а теперь? Месторасположение Спарты? Категории населения? Организация управления полисом?

4-й этап. Рефлексия.

На доске продолжается схема

Спарта

На начало урока На конец урока

Создатель государства- Ликург Месторасположение Пелопоннес

Жили сообща Население – спартанцы, илоты, периэки

Не принадлежали себе Патриотизм

Доблесть Выносливость

Честь Дисциплина

Жестокость Народное собрание

Совет старейшин

Законы Ликурга

Ребята, а хотели бы вы оказаться на самом деле в Древней Спарте?

(учащиеся выделяют положительные и отрицательные стороны жизни)

Как и любая цивилизация Древняя Спарта оставила свой след в истории человечества, мы отметили ее положительный и отрицательный опыт. Но мы, люди 21 века должны с уважением и пониманием относиться к наследию человечества, каким бы оно ни было, ведь это был выбор этих людей.(Лаконизм, спартанское воспитание, спартанские условия жизни)

Итак, ребята наше путешествие подошло к концу. Мы успели заполнить наши Листы Путешественника и теперь у вас достаточно материала для того, чтобы написать заметку в журнал. Обратите внимание: на Листах Путешественника вам предлагаются варианты домашнего задания, не забудьте о нем. Буду ждать ваши заметки. Для его выполнения вы можете обратиться к учебнику – параграф 31, Интернету, энциклопедии.

Вы молодцы, мне было приятно с вами работать, я сегодня оцениваю свое настроение и отношение к работе красным цветом, а вы? Положите свое настроение в сундучок «Настроений» На память о нашем общении я вам дарю небольшой презент. ВСЕГО ДОБРОГО!

ЛИСТ ПУТЕШЕСТВЕННИКА

В процессе нашего путешествия по Древней Спарте не забывайте заполнять разделы листа,так как информация понадобится Вам для выполнения домашнего задания.

Раздел 1. Географическое положение

(заполните пропуски в предложениях)

1. Спарта расположена на полуострове …

2. В какой части Греции расположен этот полуостров…

3. Во…тыс. до н.э. дорийцы завоевали территории ______ и _______

Раздел 2. Население Древней Спарты

(используя текст, заполните таблицу)

Категории населения Спарты

1-я группа

Спартанцы

2-я группа

Илоты

3-я группа

Периэки

Какое положение занимали в обществе?

Чем занимались?

Раздел 3.Образ жизни спартанцев

(заполните схему)

Образ жизни спартанцев

Образ жизни спартанцев

Образ жизни спартанцев

Спарта как город Обычаи, традиции, Управление

-… воспитание — …

— … — … — …

— … — … — …

Домашнее задание: напишите заметку в журнална одну из предложенных тем: «Древняя Спарта», «Один день из жизни спартанского мальчика», «Путешествие по Древней Спарте». План написания заметки: 1) Введение (Чем интересна тема?); 2) Основная часть(Что я знаю по теме?); 3) Заключение (Мое мнение! Общий вывод по теме).

ДОКУМЕНТ №1

Создателем спартанского государства считали законодателя Ликурга. Чтобы добиться согласия и мира, Ликург навсегда искоренил богатство и бедность. Спартанцы не могли распоряжаться своей жизнью, вступали в брак, когда разрешала община. Новорожденного младенца отец приносил старейшинам, если он оказывался слабым, его сбрасывали со скалы. Женщины Спарты, у которых погибли сыновья, шли на поле битвы и смотрели, куда они были ранены: в грудь или в спину. Если в грудь, то гордились ими и с почетом хоронили, если раны на спине, то, рыдая от стыда, спешили скрыться с поля боя.

ДОКУМЕНТ №2

Спарта расположена на территории полуострова Пелопоннес в Южной Греции. Предками спартанцев были племена дорийцев, пришедших с севера Балканского полуострова. Во II тыс. до н.э. дорийцы вторглись в южную часть Пелопоннеса и подчинили себе Лаконику, где и основали свое государство Спарту, а себя стали называть лакедемоняне или спартанцы. Покоренный народ, проживавший на территории Лаконики, дорийцы превратили в рабов — илотов. Спустя некоторое время, спартанцы завоевали близлежащую территориюМессении.

Документ №3

Спартанцы

Спартанцы (дорийцы) – полноправные граждане государства. Основное занятие – военное дело. После завоевания Лаконики каждый спартанец – воин получил надел земли с проживавшими на ней рабами – илотами, которые ее обрабатывали. Сам участок земли принадлежал не воину, а государству. Если спартанец нарушал законы государства, рабов и землю у него отбирали. Спартанцев было во много раз меньше, чем илотов и периэков, поэтому им нужна была сильная армия. Спартанцы презирали роскошь, привыкли обходиться лишь самым необходимым. Были мужественны и доблестны. Должны были говорить кратко, ясно и только по необходимости, то есть – лаконично.

Илоты

Покоренное спартанцами ахейское население на территории Лаконики и Мессении было обращено в рабов, которых называли – илотами. На завоеванной территории каждый спартанец получил землю с проживавшими на ней илотами. Именно илоты должны были обрабатывать земли спартанцев. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты. Илоты отдавали хозяину половину урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то их жизнь не ценилась, и за любую провинность илота могли убить. Илоты были лишены всех гражданских прав.

Документ №3

Илоты

Покоренное спартанцами ахейское население на территории Лаконики и Мессении было обращено в рабов, которых называли – илотами. На завоеванной территории каждый спартанец получил землю с проживавшими на ней илотами. Именно илоты должны были обрабатывать земли спартанцев. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты. Илоты отдавали хозяину половину урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то их жизнь не ценилась, и за любую провинность илота могли убить. Илоты были лишены всех гражданских прав.

Документ №3

Периэки

Жители гористых территорий Лаконики и Мессении сумели отстоять свою свободу. Спартанцы стали называть их периэками – соседями. Периэками называли и тех ахейцев, которые добровольно признали власть спартанцев. Они сохранили землю, свободу, но при этом не имели гражданских прав и не могли участвовать в народном собрании. Так как спартанцам запрещено было посвящать себя какому-либо делу, кроме военного, они не могли заниматься ни ремеслом, ни торговлей. Все ремесленники в Спарте были периэками. Периэки создавали прочную и удобную обувь, одежду, посуду. Ремесленники обеспечивали армию вооружением. Изготовленное в Спарте оружие считалось лучшим в Греции.

Образ жизни спартанцев

Спартанцы гордятся, что их город, единственный в Элладе не имеет стен, ибо стены его мужество юношей – воинов. Дома напоминают казармы. Отсутствуют красивые здания, статуи, театр. На улицах отряды марширующих воинов, так как основа войска – пехота, не знающая, что такое усталость. В Спарте никто не живет так, как хочет. Ручной труд презирается. Среди спартанцев нет искусных строителей, художников, писателей. Спартанцы, даже самые знатные, ходят в простой одежде. Золотые и серебряные монеты отсутствуют, расплачиваться приходится громоздкими железными прутьями. Жителям Спарты запрещается ездить за границу, чтобы они не стали подражать чужой жизни. Строго наблюдают за тем, чтобы роскоши не было: питаются в складчину, и позором считают отказ от какой-либо пищи за общим столом. Основные блюда: черная похлебка, которую остальные греки считают несъедобной, овощи, сыр, рыба и дичь. За соблюдением всех правил зорко следит Совет старейшин, состоящий из самых достойных граждан. Народное собрание выбирает старейшин и ведает решением важных государственных вопросов. Войском командуют два царя. Дети воспитываются в строгости. Мальчиков с 7 лет отбирают у родителей и воспитывают в военных лагерях. Спят они на подстилках из колючего тростника, ходят босиком. Раз в год выдают плащ, который носится на голом теле. Волосы стригут наголо. Взрослые следят за тем, чтобы дети чаще ссорились, дрались, чтобы в драках закаляли характер. Юных спартанцев учат совершать длительные походы без пищи и воды. Кормят плохо, так обучают стойко переносить лишения и голод. Поощряется воровство на чужих огородах и в кладовых. Узнав о проделках сыновей, отец радуются «Молодец, сумеешь себя прокормить во время военного похода!». Если же мальчиков поймают, выпорют. Они отцу не жалуются, тот тоже изобьет за то, что попались. В конце обучения устраивается «экзамен». Юноши вооружаются короткими мечами и идут в деревни к илотам, убивают, кого вздумается. Если юноша не убьет ни одного илота, старики засмеют его «Ты не спартанец, ты жалкий трус!»

Самоанализ урока по теме «Древняя Спарта»

Слайд 1.

В 5 классе преобладали учащиеся с холерическим типом темперамента, разрабатывая урок, я учитывала, что данные дети умеют быстро переключать внимание, быстро усваивать учебный материал, поэтому работа на уроке была запланирована в высоком темпе со сменой деятельности. Но особенностью холерического типа темперамента является и склонность «хватать по верхушкам», вследствие чего было запланировано составление опорных схем, таблиц и проектного продукта (Лист Путешественника), чтобы зафиксировать внимание учащихся на учебном материале. В данном классе рекомендовалось проведение уроков, нацеленных на формирование толерантности, что также было учтено мною при планировании урока.

Урок был посвящен теме «Древняя Спарта». Этот урок входит в цикл уроков «Полисы Древней Греции и борьба с персидским нашествием». История Древней Спарты изучается после знакомства с историей Афинского полиса, поэтому я опиралась на знания учеников, полученных на предыдущих уроках. Исторические знания, полученные на этом уроке, в последствии были использованы учащимися при изучении темы «Победа греков над персами», где спартанцы сыграют важную роль. На уроке особое внимание было уделено спартанскому образу жизни.

Слайд 2.

Древней Спарте в программе курса «История Древнего мира» посвящен один урок, поэтому тип урока – изучение нового материала. Повторение не предполагалось. Исходя из типа урока и психологической характеристики класса, я выбрала формы: фронтальную, индивидуальную, работу в парах, игровую. Эти формы работы позволили учесть индивидуальные особенности учащихся (личностно ориентированное обучение). Фронтальная форма работы позволила охватить весь класс и держать внимание каждого ученика, работа в парах позволила формировать коммуникативные умения, была нацелена на сплочение классного коллектива, игровая форма позволила заинтересовать учащихся. Я посчитала нецелесообразным использовать групповую форму работы на уроке, так как класс мне не был известен, поэтому отсутствовала возможность учитывать индивидуальные особенности ребят, необходимо было экономить время. Исходя из форм работы, я на уроке использовала методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный. Данные методы позволяют развивать образное, ассоциативное мышление, память, формируют теоретические и фактические знания, развивают речь, коммуникативные умения.

На уроке использовалась технология критического мышления и проектная технология, которые помогают формировать универсальные учебные действия, чего требуют новые ФГОСЫ:

Слайд 3.

личностные (базовые ценности) – гуманизм, толерантность, уважение к истории другого народа, формирование интереса к учению, умение оценивать ситуации, поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм;

регулятивные – определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, корректировать выполнение задания в дальнейшем (переработка Листа путешественника в собственное сочинение), оценка выполнения своей работы;

познавательные – ориентироваться в материалах документа (письменного источника), отвечать на вопросы учителя, сравнивать объекты – находить общее и различное (Афины и Спарта), группировать понятия на основе существенных признаков и отличий (положительное и отрицательное), делать самостоятельные выводы;

коммуникативные – участвовать в диалоге и дискуссии (выражать собственное мнение), высказывать свою точку зрения на события и поступки, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Слайд 4.

Мною была поставлена цель урока: познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты и изучить особенности спартанского образа жизни.

Для достижения цели были определены следующие задачи:

образовательные – определить географическое положение Спарты на территории Древней Греции; охарактеризовать социальную структуру общества, раскрыв основные виды деятельности и систему воспитания спартанцев; изучить систему управления Спартой;

развивающие – продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя кластер; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания с использованием элементов причинно-следственного анализа текста; развитие коммуникативных умений и навыков через диалог и элементы дискуссии;

воспитательные – воспитание милосердия и гуманности, уважения к другому образу жизни; формирование адекватной оценки исторической действительности.

Этапы урока.

Слайд 5.

1-й этап «Настраивание контакта»

Знакомство с классом, создание эмоционального настроя.

2-й этап «Мотивационный»

С этого этапа и на всех последующих я использовала игровую форму работы, так как это определялось возрастными особенностями учащихся и помогало мотивации, создавало настрой.

Я предложила учащимся на уроке представить себя в роли журналистов, которым поручили написать заметку в известный исторический журнал на тему «Древнегреческий полис».

Для того, чтобы понять о каком полисе вы будете писать работу, обратите внимание на слайд(Слайд №1). С каким государством Древнего Греции связаны изображения на слайде?

(Дети называют ассоциации и «выходят» на Спарту)

Итак, речь на уроке пойдет о Древней Спарте. Что вы уже знаете об этом государстве?

Учащиеся перечисляют то, что им уже известно о Спарте.

Мало знаем. Давайте обратимся к документу, т.к. изучение истории предполагает обращение к письменным источникам. Читаем и выделяем знаком плюс всю информацию, которая явилась для вас новой.

Читают вслух. Документ №1

Создателем спартанского государства считали законодателя Ликурга. Чтобы добиться согласия и мира Ликург навсегда искоренил богатство и бедность. Спартанцы не могли распоряжаться своей жизнью, вступали в брак, когда разрешала община. Новорожденного младенца отец приносил старейшинам, если он оказывался слабым, его сбрасывали со скалы. Женщины Спарты, у которых погибли сыновья, шли на поле битвы и смотрели, куда они были ранены – в грудь или в спину. Если в грудь, то гордились ими и с почетом хоронили, если раны на спине, то, рыдая от стыда, спешили скрыться с поля боя

Давайте выясним, что же вы узнали о Спарте нового, чего не знали раньше.

На доске появляется схема

Спарта

На начало урока На конец урока

Создатель государства- Ликург

Жили сообща

Не принадлежали себе

Доблесть

Честь

Жестокость

Община

Хватит ли нам нынешних знаний о Спарте, чтобы качественно выполнить задание, написать заметку в журнал? Для того чтобы написать содержательную заметку о Древней Спарте мы, как добросовестные журналисты должны собрать как можно больше материала, поэтому отправляемся в виртуальное путешествие по Древней Греции, на территории которой и находился данный полис. Я приготовила вам Листы Путешественника, в которые вы будете заносить необходимую для написания заметки в журнал информацию. И запомните, наше путешествие длится всего 30 минут, поэтому старайтесь работать быстро, запоминать как можно больше информации и не отставать от класса во время нашего путешествия.

Используя знания учащихся, полученные ранее, формировала ассоциативное мышление. Далее обратила внимание учащихся на письменный источник, используя технологию критического мышления, поставила перед учащимися цель: прочитать и выделить новые для них сведения о Спарте. Слайд 5. Для обобщения информации и наглядности использовала составление схемы, что позволяет систематизировать полученную информацию и запомнить ее. Слайд 6. На данном этапе использовала проектную технологию – началось составление проектного продукта «Листа Путешественника». Слайд 7,8. Проект краткосрочный, урочный, по силам учащимся данной ступени обучения. Проект пробуждал интерес к теме урока, желание попробовать свои силы в роли журналиста и позволил подготовиться к выполнению домашнего задания.

Слайд 9.

3-й этап «Деятельностный»

На данном этапе использовала метод беседы (фронтальная форма), что позволило экономить время на уроке, учить детей формулировать выводы и обобщать. Информацию при чтении Документа №2 учащиеся записывали в Лист Путешественника, это позволило закрепить знания, чего требовала психологическая характеристика класса. Слайд 10. На данном этапе отрабатывались также умения и навыки работы с исторической картой. Слайд 11. При знакомстве учащихся с категориями населения Спарты я использовала работу в парах, что позволило разнообразить виды деятельности и продолжить формирование коммуникативных навыков. Слайд 12. Каждый ряд получил свое задание, поэтому при предъявлении результатов все должны были внимательно слушать друг друга, так как информация должна быть усвоена каждым и внесена в таблицу. (Лист путешественника) Слайд 13. При знакомстве учащихся с образом жизни спартанцев использовала игровую форму и яркое, образное, эмоциональное слово учителя.

Ребята, пока вы общались с местными жителями и узнавали о них, ко мне подошел путешественник, побывавший в Спарте, и передал вот этот пергамент. Он сказал, что прочитав этот текст, мы узнаем больше о жизни спартанцев. Давайте его прочтем. Слайд 14. Обратила внимание на 3-й раздел наших Листов путешественника, во время чтения документа одновременно можно заполнять схему, вписывая нужные сведения.

Тексты сознательно не были выданы учащимся, для того, чтобы они учились улавливать информацию на слух и зрительно. Ребята учились отбирать нужную информацию, систематизировать и классифицировать ее по разделам. Слайд 15. Работа с заполнением схемы предполагала развитие аналитического мышления. Логическим завершением нашей деятельности на данном этапе урока явилось обращение к схеме, составленной в начале урока. Слайд 16.

4-й этап «Рефлексия»

Этап рефлексии заключался в том, что учащиеся акцентировали свое внимание на том, что узнали нового. Еще раз повторяли и закрепляли учебный материал. На данном этапе происходит осмысление деятельности на уроке и ее результатов. Именно здесь происходит оценка культурного наследия Древней Спарты, ее плюсов и минусов, формируется адекватное восприятие исторической действительности, ее отражение в дальнейшей истории человечества. Формирование толерантности. Слайд 17.

5-й этап.

Завершением урока явилось обращение к Листу Путешественника, и акцентирование внимания учащихся на выполнение домашнего задания. Оно предполагало личностно ориентированный подход, так как учащиеся имели возможность выбора и могли остановить свое внимание на той теме сочинения, которая им была интересна и близка. Сочинение возвращало учащихся к материалам темы урока, нацеливало их на поиск новой информации в различных источниках. Слайд 18. Для оценки комфортности и настроения на уроке я использовала «Сундучок настроения».

Результативность.

План урока выдержан. Структура урока соблюдена.

На всех этапах урока время было распределено рационально. Использовалось оборудование: компьютер, проектор, демонстрационный экран. Говоря о дидактических целях: урок способствовал формированию компетентности в сфере познавательной деятельности, формированию навыков самостоятельной работы. В практической деятельности и повседневной жизни приобретенные знания и умения будут способствовать формированию способности сопоставлять и сравнивать, соотносить и анализировать, делать выводы. Получение опыта познавательной и практической деятельности на уроке будет способствовать развитию кругозора, культуры общения.

Считаю, что на уроке все цели и задачи были реализованы. К сожалению, не было возможности выслушать ответы всех учащихся, и поэтому я посчитала нецелесообразным выставлять оценки, так как на уроке доминировала фронтальная форма работы. Оценки были поставлены по результатам домашней работы. Слайд 19

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here