Древняя Спарта
Предмет: Всеобщая история.
Класс: 5 «а»
Тип урока: изучение нового материала.
Формы и методы.
Формы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый.
Технология: критического мышления (проектная)
Приемы: работа с документом, с электронной презентацией, письменно-графический.
Цель: познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты и изучить особенности спартанского образа жизни.
Задачи:
-
образовательные – определить географическое положение Спарты на территории Древней Греции; охарактеризовать социальную структуру общества, раскрыв основные виды деятельности и систему воспитания спартанцев; изучить систему управления Спартой;
-
развивающие – продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя кластер; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа текста; развитие коммуникативных умений и навыков через диалог и элементы дискуссии;
-
воспитательные – воспитание милосердия и гуманности, уважения к другому образу жизни; формирование адекватной оценки исторической действительности.
Формирование универсальных учебных действий (УУД) по ФГОС:
-
личностные (базовые ценности) – гуманизм, толерантность, уважение к истории другого народа, формирование интереса к учению, умение оценивать ситуации, поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм;
-
регулятивные – определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, корректировать выполнения задания в дальнейшем (переработка Листа путешественника в собственное сочинение), оценка выполнения своей работы;
-
познавательные –ориентироваться в материалах документа (письменного источника), отвечать на вопросы учителя, сравнивать объекты – находить общее и различное (Афины и Спарта), группировать понятия на основе существенных признаков и отличий (положительное и отрицательное), делать самостоятельные выводы;
-
коммуникативные – участвовать в диалоге и дискуссии (выражать собственное мнение), высказывать свою точку зрения на события и поступки, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Ход урока.
1.Этап «Настраивание контакта»
Здравствуйте, ребята!
Сегодня я проведу у вас урок истории. Меня зовут Елена Викторовна, а с вами я познакомлюсь в течение урока. Вы не против?
2. Этап «Мотивационный»
Я предлагаю вам сегодня на уроке представить себя в роли журналистов, которым поручили написать заметку в известный исторический журнал на тему «Древнегреческий полис» Для того, чтобы понять о каком полисе вы будете писать работу, обратите внимание на слайд(Слайд №1). С каким государством Древнего Греции связаны изображения на слайде?
(Дети называют ассоциации и «выходят» на Спарту)
Итак, речь на уроке пойдет о Древней Спарте. Что вы уже знаете об этом государстве?
Учащиеся перечисляют то, что им уже известно о Спарте.
Мало знаем. Давайте обратимся к документу, т.к. изучение истории предполагает обращение к письменным источникам. Читаем и выделяем знаком плюс всю информацию, которая явилась для вас новой.
Читают вслух. Документ №1
Создателем спартанского государства считали законодателя Ликурга. Чтобы добиться согласия и мира Ликург навсегда искоренил богатство и бедность. Спартанцы не могли распоряжаться своей жизнью, вступали в брак, когда разрешала община. Новорожденного младенца отец приносил старейшинам, если он оказывался слабым, его сбрасывали со скалы. Женщины Спарты, у которых погибли сыновья, шли на поле битвы и смотрели, куда они были ранены – в грудь или в спину. Если в грудь, то гордились ими и с почетом хоронили, если раны на спине, то, рыдая от стыда, спешили скрыться с поля боя
Давайте выясним, что же вы узнали о Спарте нового, чего не знали раньше.
На доске появляется схема
Спарта
На начало урока На конец урока
Создатель государства- Ликург
Жили сообща
Не принадлежали себе
Доблесть
Честь
Жестокость
Община
Хватит ли нам нынешних знаний о Спарте, чтобы качественно выполнить задание, написать заметку в журнал? Для того чтобы написать содержательную заметку о Древней Спарте мы, как добросовестные журналисты должны собрать как можно больше материала, поэтому отправляемся в виртуальное путешествие по Древней Греции, на территории которой и находился данный полис. Я приготовила вам Листы Путешественника, в которые вы будете заносить необходимую для написания заметки в журнал информацию. И запомните, наше путешествие длится всего 30 минут, поэтому старайтесь работать быстро, запоминать как можно больше информации и не отставать от класса во время нашего путешествия.
3.Этап «Деятельностный»
Обратите внимание на 1-й раздел вашего Листа путешественника. Как он называется? А почему первый раздел посвящен – Географическому положению? (Географическое положение влияет на род занятий, образ жизни, формирование взаимоотношений с другими государствами)
Итак, обращаемся к Документу №2, прочтите его и найдите нужную для нас информацию.(Слайд №2)
Документ №2
Читаем вслух.Текст документа у детей.
Спарта расположена на территории полуострова Пелопоннес в Южной Греции. Предками спартанцев были племена дорийцев пришедших с севера Балканского полуострова. Во II тыс. до н.э. дорийцы вторглись в южную часть Пелопоннеса, и подчинили себе Лаконику, где и основали свое государство Спарту, а себя стали называть лакедемоняне или спартанцы. Покоренный народ, проживавший на территории Лаконики, дорийцы превратили в рабов- илотов.Спустя некоторое время спартанцы завоевали близлежащую территорию Мессении.
Теперь, когда вы узнали о географическом положении Спарты, давайте занесем эту информацию в наши Листы Путешественника.
Раздел 1. Лист путешественника. Географическое положение.
(заполни пропуски в предложениях)
-
Спарта расположена на полуострове …(Пелопоннес)
-
В какой части Греции расположен этот полуостров… (Южная Греция)
-
Во..(2 тыс.) до н.э. дорийцы завоевали территории ______ и _______ (Лаконику и Мессению)
(Слайд№3)
Ребята, кто из вас готов показать на карте месторасположение Спартанского государства?
Учащиеся работают с картой, показывают территорию Спарты.
Итак, движемся дальше. Пора познакомиться с населением Спарты. Но, чтобы не терять времени и собрать как можно больше информации будем работать в парах и по рядам. Вспомните из уже прочитанного вами документа, как стали называть себя дорийцы (спартанцы), как называли покоренное население (илоты). Была в Спарте еще одна категория населения – это периэки. Итак, 1-й ряд – спартанцы, 2-й ряд – илоты, 3-й ряд – периэки. Ваша задача, прочитать текст документа и узнать какое положение занимала каждая из групп населения, и чем они занимались?(3 минуты)
Тексты документов.
(Используя текст, заполните таблицу)
Спартанцы.
Спартанцы (дорийцы) – полноправные граждане государства. Основное занятие – военное дело. После завоевания Лаконики каждый спартанец – воин получил надел земли с проживавшими на ней рабами – илотами, которые ее обрабатывали. Сам участок земли принадлежал не воину, а государству. Если спартанец нарушал законы государства, рабов и землю у него отбирали. Спартанцев было во много раз меньше, чем илотов и периэков, поэтому им нужна была сильная армия. Спартанцы презирали роскошь, привыкли обходиться лишь самым необходимым. Были мужественны и доблестны. Должны были говорить кратко, ясно и только по необходимости, то есть – лаконично.
Илоты.
Покоренное спартанцами ахейское население на территории Лаконики и Мессении было обращено в рабов, которых называли – илотами. На завоеванной территории каждый спартанец получил землю с проживавшими на ней илотами. Именно илоты должны были обрабатывать земли спартанцев. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты. Илоты отдавали хозяину половину урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то их жизнь не ценилась, и за любую провинность илота могли убить. Илоты были лишены всех гражданских прав.
Периэки.
Жители гористых территорий Лаконики и Мессении сумели отстоять свою свободу. Спартанцы стали называть их периэками – соседями. Периэками называли и тех ахейцев, которые добровольно признали власть спартанцев. Они сохранили землю, свободу, но при этом не имели гражданских прав и не могли участвовать в народном собрании. Так, как спартанцам запрещено было посвящать себя какому-либо делу, кроме военного они не могли заниматься ни ремеслом, ни торговлей. Все ремесленники в Спарте были периэками. Периэки создавали прочную и удобную обувь, одежду, посуду. Ремесленники обеспечивали армию вооружением. Изготовленное в Спарте оружие считалось лучшим в Греции.
Теперь, когда вы пообщались с местными жителями иузнали, кто из них к какой категории относится, давайте занесем информацию во 2-й разделнаших Листов путешественника.
Учащиеся по рядам проговаривают и заполняют информацию в таблицу.
1 группа Спартанцы | 2 группа Илоты | 3 группа Периэки | |
Какое положение занимали в обществе? | Дорийцы, граждане | Греки, рабы | Ахейцы, свободные соседи |
Чем занимались? | Военное дело | Земледелие | Ремесло |
(Слайд №4,5,6,7)
Ребята, пока вы общались с местными жителями и узнавали о них, ко мне подошел путешественник, побывавший в Спарте, и передал вот этот пергамент. Он сказал, что прочитав этот текст, мы узнаем больше о жизни спартанцев. Давайте его прочтем. Обратите внимание на 3-й раздел наших Листов путешественника, во время чтения документа одновременно можно заполнять схему, вписывая нужные сведения.
Учитель читает текст
Спартанцы гордятся, что их город, единственный в Элладе не имеет стен, ибо стены его мужество юношей – воинов.Слайд №8Дома напоминают казармы. Отсутствуют красивые здания, статуи, театр. На улицах отряды марширующих воинов, так как основа войска – пехота, не знающая, что такое усталость.Слайд №9В Спарте никто не живет так, как хочет. Ручной труд презирается. Среди спартанцев нет искусных строителей, художников, писателей. Спартанцы, даже самые знатные, ходят в простой одежде. Золотые и серебряные монеты отсутствуют, расплачиваться приходится громоздкими железными прутьями.Жителям Спарты запрещается ездить за границу, чтобы они не стали подражать чужой жизни. Строго наблюдают за тем, чтобы роскоши не было: питаются в складчину, и позором считают отказ от какой-либо пищи за общим столом. Основные блюда: черная похлебка, которую остальные греки считают несъедобной, овощи, сыр, рыба и дичь. Слайд №10За соблюдением всех правил зорко следит Совет старейшин, состоящий из самых достойных граждан. Народное собрание выбирает старейшин и ведает решением важных государственных вопросов. Войском командуют два царя. Слайд №11Дети воспитываются в строгости.Мальчиков с 7 лет отбирают у родителей и воспитывают в военных лагерях. Спят они на подстилках из колючего тростника, ходят босиком. Раз в год выдают плащ, который носится на голом теле. Волосы стригут наголо. Взрослые следят за тем, чтобы дети чаще ссорились, дрались, чтобы в драках закаляли характер. Юных спартанцев учат совершать длительные походы без пищи и воды. Кормят плохо, так обучают стойко переносить лишения и голод. Поощряется воровство на чужих огородах и в кладовых. Слайд №12Узнав о проделках сыновей, отец радуются «Молодец, сумеешь себя прокормить во время военного похода!» Если же мальчиков поймают, выпорют. Они отцу не жалуются, тот тоже изобьет за то, что попались. В конце обучения устраивается «экзамен». Юноши вооружаются короткими мечами и идут в деревни к илотам, убивают, кого вздумается. Если юноша не убьет ни одного илота, старики засмеют его «Ты не спартанец, ты жалкий трус!»
Слайд 13.
Схема
Образ жизни спартанцев
Спарта как город Обычаи и традиции, Управление
воспитание
Нет городских стен Суровая жизнь Совет старейшин
Жилища – казармы Отсутствие роскоши Народное собрание
Нет театра, статуйСоблюдение законовДва царя
Жесткость Ликург
Дисциплина
Патриотизм
Давайте вернемся к нашей схеме, с которой мы работали в начале урока. И закончим ее заполнение собратившись кЛистуПутешественника. Итак, вот что вам было известно о Спарте в начале занятия, а теперь? Месторасположение Спарты? Категории населения? Организация управления полисом?
4-й этап. Рефлексия.
На доске продолжается схема
Спарта
На начало урока На конец урока
Создатель государства- Ликург Месторасположение Пелопоннес
Жили сообща Население – спартанцы, илоты, периэки
Не принадлежали себе Патриотизм
Доблесть Выносливость
Честь Дисциплина
Жестокость Народное собрание
Совет старейшин
Законы Ликурга
Ребята, а хотели бы вы оказаться на самом деле в Древней Спарте?
(учащиеся выделяют положительные и отрицательные стороны жизни)
Как и любая цивилизация Древняя Спарта оставила свой след в истории человечества, мы отметили ее положительный и отрицательный опыт. Но мы, люди 21 века должны с уважением и пониманием относиться к наследию человечества, каким бы оно ни было, ведь это был выбор этих людей.(Лаконизм, спартанское воспитание, спартанские условия жизни)
Итак, ребята наше путешествие подошло к концу. Мы успели заполнить наши Листы Путешественника и теперь у вас достаточно материала для того, чтобы написать заметку в журнал. Обратите внимание: на Листах Путешественника вам предлагаются варианты домашнего задания, не забудьте о нем. Буду ждать ваши заметки. Для его выполнения вы можете обратиться к учебнику – параграф 31, Интернету, энциклопедии.
Вы молодцы, мне было приятно с вами работать, я сегодня оцениваю свое настроение и отношение к работе красным цветом, а вы? Положите свое настроение в сундучок «Настроений» На память о нашем общении я вам дарю небольшой презент. ВСЕГО ДОБРОГО!
ЛИСТ ПУТЕШЕСТВЕННИКА
В процессе нашего путешествия по Древней Спарте не забывайте заполнять разделы листа,так как информация понадобится Вам для выполнения домашнего задания.
Раздел 1. Географическое положение
(заполните пропуски в предложениях)
1. Спарта расположена на полуострове …
2. В какой части Греции расположен этот полуостров…
3. Во…тыс. до н.э. дорийцы завоевали территории ______ и _______
Раздел 2. Население Древней Спарты
(используя текст, заполните таблицу)
Категории населения Спарты
1-я группа Спартанцы | 2-я группа Илоты | 3-я группа Периэки | |
Какое положение занимали в обществе? |
|
|
|
Чем занимались?
|
|
|
|
Раздел 3.Образ жизни спартанцев
(заполните схему)
Образ жизни спартанцев
Образ жизни спартанцев
Образ жизни спартанцев
Спарта как город Обычаи, традиции, Управление
-… воспитание — …
— … — … — …
— … — … — …
Домашнее задание: напишите заметку в журнална одну из предложенных тем: «Древняя Спарта», «Один день из жизни спартанского мальчика», «Путешествие по Древней Спарте». План написания заметки: 1) Введение (Чем интересна тема?); 2) Основная часть(Что я знаю по теме?); 3) Заключение (Мое мнение! Общий вывод по теме).
ДОКУМЕНТ №1
Создателем спартанского государства считали законодателя Ликурга. Чтобы добиться согласия и мира, Ликург навсегда искоренил богатство и бедность. Спартанцы не могли распоряжаться своей жизнью, вступали в брак, когда разрешала община. Новорожденного младенца отец приносил старейшинам, если он оказывался слабым, его сбрасывали со скалы. Женщины Спарты, у которых погибли сыновья, шли на поле битвы и смотрели, куда они были ранены: в грудь или в спину. Если в грудь, то гордились ими и с почетом хоронили, если раны на спине, то, рыдая от стыда, спешили скрыться с поля боя.
ДОКУМЕНТ №2
Спарта расположена на территории полуострова Пелопоннес в Южной Греции. Предками спартанцев были племена дорийцев, пришедших с севера Балканского полуострова. Во II тыс. до н.э. дорийцы вторглись в южную часть Пелопоннеса и подчинили себе Лаконику, где и основали свое государство Спарту, а себя стали называть лакедемоняне или спартанцы. Покоренный народ, проживавший на территории Лаконики, дорийцы превратили в рабов — илотов. Спустя некоторое время, спартанцы завоевали близлежащую территориюМессении.
Документ №3
Спартанцы
Спартанцы (дорийцы) – полноправные граждане государства. Основное занятие – военное дело. После завоевания Лаконики каждый спартанец – воин получил надел земли с проживавшими на ней рабами – илотами, которые ее обрабатывали. Сам участок земли принадлежал не воину, а государству. Если спартанец нарушал законы государства, рабов и землю у него отбирали. Спартанцев было во много раз меньше, чем илотов и периэков, поэтому им нужна была сильная армия. Спартанцы презирали роскошь, привыкли обходиться лишь самым необходимым. Были мужественны и доблестны. Должны были говорить кратко, ясно и только по необходимости, то есть – лаконично.
Илоты
Покоренное спартанцами ахейское население на территории Лаконики и Мессении было обращено в рабов, которых называли – илотами. На завоеванной территории каждый спартанец получил землю с проживавшими на ней илотами. Именно илоты должны были обрабатывать земли спартанцев. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты. Илоты отдавали хозяину половину урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то их жизнь не ценилась, и за любую провинность илота могли убить. Илоты были лишены всех гражданских прав.
Документ №3
Илоты
Покоренное спартанцами ахейское население на территории Лаконики и Мессении было обращено в рабов, которых называли – илотами. На завоеванной территории каждый спартанец получил землю с проживавшими на ней илотами. Именно илоты должны были обрабатывать земли спартанцев. Они выращивали хлеб и овощи, оливки и виноград, ухаживали за скотом и привозили в Спарту все необходимые спартанцам продукты. Илоты отдавали хозяину половину урожая, а остальной его частью могли распоряжаться самостоятельно. Но так как илотов было намного больше, чем спартанцев, то их жизнь не ценилась, и за любую провинность илота могли убить. Илоты были лишены всех гражданских прав.
Документ №3
Периэки
Жители гористых территорий Лаконики и Мессении сумели отстоять свою свободу. Спартанцы стали называть их периэками – соседями. Периэками называли и тех ахейцев, которые добровольно признали власть спартанцев. Они сохранили землю, свободу, но при этом не имели гражданских прав и не могли участвовать в народном собрании. Так как спартанцам запрещено было посвящать себя какому-либо делу, кроме военного, они не могли заниматься ни ремеслом, ни торговлей. Все ремесленники в Спарте были периэками. Периэки создавали прочную и удобную обувь, одежду, посуду. Ремесленники обеспечивали армию вооружением. Изготовленное в Спарте оружие считалось лучшим в Греции.
Образ жизни спартанцев
Спартанцы гордятся, что их город, единственный в Элладе не имеет стен, ибо стены его мужество юношей – воинов. Дома напоминают казармы. Отсутствуют красивые здания, статуи, театр. На улицах отряды марширующих воинов, так как основа войска – пехота, не знающая, что такое усталость. В Спарте никто не живет так, как хочет. Ручной труд презирается. Среди спартанцев нет искусных строителей, художников, писателей. Спартанцы, даже самые знатные, ходят в простой одежде. Золотые и серебряные монеты отсутствуют, расплачиваться приходится громоздкими железными прутьями. Жителям Спарты запрещается ездить за границу, чтобы они не стали подражать чужой жизни. Строго наблюдают за тем, чтобы роскоши не было: питаются в складчину, и позором считают отказ от какой-либо пищи за общим столом. Основные блюда: черная похлебка, которую остальные греки считают несъедобной, овощи, сыр, рыба и дичь. За соблюдением всех правил зорко следит Совет старейшин, состоящий из самых достойных граждан. Народное собрание выбирает старейшин и ведает решением важных государственных вопросов. Войском командуют два царя. Дети воспитываются в строгости. Мальчиков с 7 лет отбирают у родителей и воспитывают в военных лагерях. Спят они на подстилках из колючего тростника, ходят босиком. Раз в год выдают плащ, который носится на голом теле. Волосы стригут наголо. Взрослые следят за тем, чтобы дети чаще ссорились, дрались, чтобы в драках закаляли характер. Юных спартанцев учат совершать длительные походы без пищи и воды. Кормят плохо, так обучают стойко переносить лишения и голод. Поощряется воровство на чужих огородах и в кладовых. Узнав о проделках сыновей, отец радуются «Молодец, сумеешь себя прокормить во время военного похода!». Если же мальчиков поймают, выпорют. Они отцу не жалуются, тот тоже изобьет за то, что попались. В конце обучения устраивается «экзамен». Юноши вооружаются короткими мечами и идут в деревни к илотам, убивают, кого вздумается. Если юноша не убьет ни одного илота, старики засмеют его «Ты не спартанец, ты жалкий трус!»
Самоанализ урока по теме «Древняя Спарта»
Слайд 1.
В 5 классе преобладали учащиеся с холерическим типом темперамента, разрабатывая урок, я учитывала, что данные дети умеют быстро переключать внимание, быстро усваивать учебный материал, поэтому работа на уроке была запланирована в высоком темпе со сменой деятельности. Но особенностью холерического типа темперамента является и склонность «хватать по верхушкам», вследствие чего было запланировано составление опорных схем, таблиц и проектного продукта (Лист Путешественника), чтобы зафиксировать внимание учащихся на учебном материале. В данном классе рекомендовалось проведение уроков, нацеленных на формирование толерантности, что также было учтено мною при планировании урока.
Урок был посвящен теме «Древняя Спарта». Этот урок входит в цикл уроков «Полисы Древней Греции и борьба с персидским нашествием». История Древней Спарты изучается после знакомства с историей Афинского полиса, поэтому я опиралась на знания учеников, полученных на предыдущих уроках. Исторические знания, полученные на этом уроке, в последствии были использованы учащимися при изучении темы «Победа греков над персами», где спартанцы сыграют важную роль. На уроке особое внимание было уделено спартанскому образу жизни.
Слайд 2.
Древней Спарте в программе курса «История Древнего мира» посвящен один урок, поэтому тип урока – изучение нового материала. Повторение не предполагалось. Исходя из типа урока и психологической характеристики класса, я выбрала формы: фронтальную, индивидуальную, работу в парах, игровую. Эти формы работы позволили учесть индивидуальные особенности учащихся (личностно ориентированное обучение). Фронтальная форма работы позволила охватить весь класс и держать внимание каждого ученика, работа в парах позволила формировать коммуникативные умения, была нацелена на сплочение классного коллектива, игровая форма позволила заинтересовать учащихся. Я посчитала нецелесообразным использовать групповую форму работы на уроке, так как класс мне не был известен, поэтому отсутствовала возможность учитывать индивидуальные особенности ребят, необходимо было экономить время. Исходя из форм работы, я на уроке использовала методы: наглядный, словесный, частично-поисковый, объяснительно – иллюстративный. Данные методы позволяют развивать образное, ассоциативное мышление, память, формируют теоретические и фактические знания, развивают речь, коммуникативные умения.
На уроке использовалась технология критического мышления и проектная технология, которые помогают формировать универсальные учебные действия, чего требуют новые ФГОСЫ:
Слайд 3.
личностные (базовые ценности) – гуманизм, толерантность, уважение к истории другого народа, формирование интереса к учению, умение оценивать ситуации, поступки людей с точки зрения общечеловеческих норм;
регулятивные – определение цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, корректировать выполнение задания в дальнейшем (переработка Листа путешественника в собственное сочинение), оценка выполнения своей работы;
познавательные – ориентироваться в материалах документа (письменного источника), отвечать на вопросы учителя, сравнивать объекты – находить общее и различное (Афины и Спарта), группировать понятия на основе существенных признаков и отличий (положительное и отрицательное), делать самостоятельные выводы;
коммуникативные – участвовать в диалоге и дискуссии (выражать собственное мнение), высказывать свою точку зрения на события и поступки, оформлять свои мысли в устной и письменной речи.
Слайд 4.
Мною была поставлена цель урока: познакомить учащихся с общественным и государственным устройством Спарты и изучить особенности спартанского образа жизни.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
образовательные – определить географическое положение Спарты на территории Древней Греции; охарактеризовать социальную структуру общества, раскрыв основные виды деятельности и систему воспитания спартанцев; изучить систему управления Спартой;
развивающие – продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя кластер; продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания с использованием элементов причинно-следственного анализа текста; развитие коммуникативных умений и навыков через диалог и элементы дискуссии;
воспитательные – воспитание милосердия и гуманности, уважения к другому образу жизни; формирование адекватной оценки исторической действительности.
Этапы урока.
Слайд 5.
1-й этап «Настраивание контакта»
Знакомство с классом, создание эмоционального настроя.
2-й этап «Мотивационный»
С этого этапа и на всех последующих я использовала игровую форму работы, так как это определялось возрастными особенностями учащихся и помогало мотивации, создавало настрой.
Я предложила учащимся на уроке представить себя в роли журналистов, которым поручили написать заметку в известный исторический журнал на тему «Древнегреческий полис».
Для того, чтобы понять о каком полисе вы будете писать работу, обратите внимание на слайд(Слайд №1). С каким государством Древнего Греции связаны изображения на слайде?
(Дети называют ассоциации и «выходят» на Спарту)
Итак, речь на уроке пойдет о Древней Спарте. Что вы уже знаете об этом государстве?
Учащиеся перечисляют то, что им уже известно о Спарте.
Мало знаем. Давайте обратимся к документу, т.к. изучение истории предполагает обращение к письменным источникам. Читаем и выделяем знаком плюс всю информацию, которая явилась для вас новой.
Читают вслух. Документ №1
Создателем спартанского государства считали законодателя Ликурга. Чтобы добиться согласия и мира Ликург навсегда искоренил богатство и бедность. Спартанцы не могли распоряжаться своей жизнью, вступали в брак, когда разрешала община. Новорожденного младенца отец приносил старейшинам, если он оказывался слабым, его сбрасывали со скалы. Женщины Спарты, у которых погибли сыновья, шли на поле битвы и смотрели, куда они были ранены – в грудь или в спину. Если в грудь, то гордились ими и с почетом хоронили, если раны на спине, то, рыдая от стыда, спешили скрыться с поля боя
Давайте выясним, что же вы узнали о Спарте нового, чего не знали раньше.
На доске появляется схема
Спарта
На начало урока На конец урока
Создатель государства- Ликург
Жили сообща
Не принадлежали себе
Доблесть
Честь
Жестокость
Община
Хватит ли нам нынешних знаний о Спарте, чтобы качественно выполнить задание, написать заметку в журнал? Для того чтобы написать содержательную заметку о Древней Спарте мы, как добросовестные журналисты должны собрать как можно больше материала, поэтому отправляемся в виртуальное путешествие по Древней Греции, на территории которой и находился данный полис. Я приготовила вам Листы Путешественника, в которые вы будете заносить необходимую для написания заметки в журнал информацию. И запомните, наше путешествие длится всего 30 минут, поэтому старайтесь работать быстро, запоминать как можно больше информации и не отставать от класса во время нашего путешествия.
Используя знания учащихся, полученные ранее, формировала ассоциативное мышление. Далее обратила внимание учащихся на письменный источник, используя технологию критического мышления, поставила перед учащимися цель: прочитать и выделить новые для них сведения о Спарте. Слайд 5. Для обобщения информации и наглядности использовала составление схемы, что позволяет систематизировать полученную информацию и запомнить ее. Слайд 6. На данном этапе использовала проектную технологию – началось составление проектного продукта «Листа Путешественника». Слайд 7,8. Проект краткосрочный, урочный, по силам учащимся данной ступени обучения. Проект пробуждал интерес к теме урока, желание попробовать свои силы в роли журналиста и позволил подготовиться к выполнению домашнего задания.
Слайд 9.
3-й этап «Деятельностный»
На данном этапе использовала метод беседы (фронтальная форма), что позволило экономить время на уроке, учить детей формулировать выводы и обобщать. Информацию при чтении Документа №2 учащиеся записывали в Лист Путешественника, это позволило закрепить знания, чего требовала психологическая характеристика класса. Слайд 10. На данном этапе отрабатывались также умения и навыки работы с исторической картой. Слайд 11. При знакомстве учащихся с категориями населения Спарты я использовала работу в парах, что позволило разнообразить виды деятельности и продолжить формирование коммуникативных навыков. Слайд 12. Каждый ряд получил свое задание, поэтому при предъявлении результатов все должны были внимательно слушать друг друга, так как информация должна быть усвоена каждым и внесена в таблицу. (Лист путешественника) Слайд 13. При знакомстве учащихся с образом жизни спартанцев использовала игровую форму и яркое, образное, эмоциональное слово учителя.
– Ребята, пока вы общались с местными жителями и узнавали о них, ко мне подошел путешественник, побывавший в Спарте, и передал вот этот пергамент. Он сказал, что прочитав этот текст, мы узнаем больше о жизни спартанцев. Давайте его прочтем. Слайд 14. Обратила внимание на 3-й раздел наших Листов путешественника, во время чтения документа одновременно можно заполнять схему, вписывая нужные сведения.
Тексты сознательно не были выданы учащимся, для того, чтобы они учились улавливать информацию на слух и зрительно. Ребята учились отбирать нужную информацию, систематизировать и классифицировать ее по разделам. Слайд 15. Работа с заполнением схемы предполагала развитие аналитического мышления. Логическим завершением нашей деятельности на данном этапе урока явилось обращение к схеме, составленной в начале урока. Слайд 16.
4-й этап «Рефлексия»
Этап рефлексии заключался в том, что учащиеся акцентировали свое внимание на том, что узнали нового. Еще раз повторяли и закрепляли учебный материал. На данном этапе происходит осмысление деятельности на уроке и ее результатов. Именно здесь происходит оценка культурного наследия Древней Спарты, ее плюсов и минусов, формируется адекватное восприятие исторической действительности, ее отражение в дальнейшей истории человечества. Формирование толерантности. Слайд 17.
5-й этап.
Завершением урока явилось обращение к Листу Путешественника, и акцентирование внимания учащихся на выполнение домашнего задания. Оно предполагало личностно ориентированный подход, так как учащиеся имели возможность выбора и могли остановить свое внимание на той теме сочинения, которая им была интересна и близка. Сочинение возвращало учащихся к материалам темы урока, нацеливало их на поиск новой информации в различных источниках. Слайд 18. Для оценки комфортности и настроения на уроке я использовала «Сундучок настроения».
Результативность.
План урока выдержан. Структура урока соблюдена.
На всех этапах урока время было распределено рационально. Использовалось оборудование: компьютер, проектор, демонстрационный экран. Говоря о дидактических целях: урок способствовал формированию компетентности в сфере познавательной деятельности, формированию навыков самостоятельной работы. В практической деятельности и повседневной жизни приобретенные знания и умения будут способствовать формированию способности сопоставлять и сравнивать, соотносить и анализировать, делать выводы. Получение опыта познавательной и практической деятельности на уроке будет способствовать развитию кругозора, культуры общения.
Считаю, что на уроке все цели и задачи были реализованы. К сожалению, не было возможности выслушать ответы всех учащихся, и поэтому я посчитала нецелесообразным выставлять оценки, так как на уроке доминировала фронтальная форма работы. Оценки были поставлены по результатам домашней работы. Слайд 19