Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

г. Новотроицка Оренбургской области

Конспект урока-игры по литературе в 10 классе

«Капитальнейшая вещь»

(по роману И.А.Гончарова «Обломов»)

подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Дудукалова Елена Анатольевна

г. Новотроицк

2012

Урок в 10-м классе

Тема: «Капитальнейшая вещь» (по роману И.А.Гончарова «Обломов»)

Сценарий урока-игры может быть использован как на вводном, так и на заключительном уроке по роману И.А.Гончарова «Обломов».

Для проведения турнира учитель делит класс на три команды. В качестве ведущего выступает сам педагог или подготовленный ученик.

Место урока в структуре образовательного процесса: урок по учебному плану по программе под редакцией В.Я.Коровиной.

Место урока по учебному плану: заключительный урок по роману И.А.Гончарова «Обломов».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Класс: 10.

Вид урока: урок-игра.

Тема урока: «Капитальнейшая вещь» (по роману И.А.Гончарова).

Цели урока:

Обучающие: обобщить и систематизировать знания учащимися по роману И.А.Гончарова «Обломов»;

Воспитательные: содействовать воспитанию у учащихся навыков самостоятельной работы с текстом;

Развивающие: развивать творческие способности учащихся, речевые навыки.

Оборудование урока:

— тексты романа И.А.Гончарова «Обломов»;

— карточки с заданиями для команд;

— портрет И.А.Гончарова;

— иллюстрационный материал к произведению, выставка рисунков и творческих работ учащихся;

— компьютер;

— два музыкальных фрагмента из одноименной оперы В.Беллини;

— букет, ветка сирени.

Оформление доски:

— число,

— классная работа,

— тема урока,

— эпиграф к уроку,

— портрет И.А.Гончарова;

— иллюстрационный материал к произведению, выставка рисунков и творческих работ учащихся.

Ход урока

1. Слово учителя.

В 1857 году друг И.А.Гончарова Лоховский получил от него очень интересное письмо из Мариенбада: «Едва мимоходом напьюсь чаю, как беру сигару — и к ней: сижу в её комнате, иду в парк, забираюсь в уединенные аллеи, не надышусь, не нагляжусь. У меня есть соперник: он хотя и моложе меня, но неповоротливее, и я надеюсь их скоро развести. Тогда уеду с ней во Франкфурт, потом в Швейцарию, или прямо в Париж…».

— Вы заинтригованы? Заинтригован был и Лоховский. А оказалось, что речь идёт о главной героине нового романа Ольге Ильинской. Это был тот самый знаменитый «Обломов».

«Капитальнейшей вещью» назовёт этот роман Л.Н.Толстой.

«Пока останется хоть один русский, — до тех пор будут помнить «Обломова», — утверждал И.С.Тургенев.

Наш сегодняшний турнир позволит выявить, насколько глубоко вы освоили это «капитальнейшее» произведение.

Итак, мы начинаем…

I конкурс «Представление команд» (максимальное количество баллов – 5).

II конкурс «Что? Где? Когда?» (максимальное количество баллов – 8).

Данный конкурс проходит в форме викторины. Вопросы задаются командам по очереди. На долю каждой группы учеников приходится по 8 вопросов.

Вопросы для 1 команды:

— «(?) имел в глазах Обломова тьму неоцененных достоинств: но мягок, гибок… но, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела». Что это за вещь? (халат).

— Кого имел в виду Илья Ильич, говоря: «Ну, брат, ты ещё больше Обломов, нежели я сам». (Захара).

— Помните ли вы, где Захар «обыкновенно проводил время, погруженный в дремоту»? (на лежанке).

— Кто из знакомых Обломова являлся «украшением министерства»? (Судьбинский).

— Кто из героев романа написал рассказ «о том, как в одном городе городничий бьёт мещан по зубам»? (Пенкин).

— «Да и что за спаньё без (?)» – так, по утверждению автора, думал Захар. Итак, без чего же не представлял себе «спаньё» слуга Ильи Ильича? (без клопа).

— «В десять мест в один день – несчастный! – думал Обломов. И это жизнь!» К кому относились эти размышления Обломова? (к Волкову).

— В чём состояла «первая и главная жизненная забота в Обломовке»? (забота о пище).

Вопросы для 2 команды:

— По воскресеньям в Обломовке пекли «исполинский пирог». В какой день недели съедался последний кусок пирога? (в пятницу).

— Что делали обломовцы, «как олимпийские боги»? (смеялись).

— Какой напиток «особенно хорошо варили в Обломовке?» (пиво).

— У кого из героев романа «улыбку можно читать, как книгу»? (у Ольги Ильинской).

— «Собаку заведу, — решил Обломов, — или (?).. лучше (?):(?) ласковы…» Какое животное хотел завести Обломов? (кота).

— Какое имя Илья Ильич дал своему сыну? Почему? (Андрей – в честь Штольца).

— Назовите город, столицу одного из государств Европы, где произошла встреча Штольца и Ольги Ильинской. (Париж).

— «Он в жизни совершил только одно путешествие… и эту поездку взял за норму всех вообще путешествий». О каком «путешествии» главного героя ведёт речь автор в данном случае? («Из своей деревни до Москвы»).

Вопросы для 3 команды:

— Правильно и невозмутимо совершается там годовой круг. Но (?) особенно упоительно в том краю». Какое же время года «особенно упоительно» в Обломовке? (лето).

— Главный герой романа видит себя во сне ребёнком. Помните ли вы, сколько лет мальчику – Обломову во сне? («Ему только семь лет». «Далее Илья Ильич вдруг увидел себя мальчиком лет тринадцати или четырнадцати»).

— «Обломов любовался её полными, круглыми (?). – Как у вас хороши (?), — вдруг сказал Обломов, — можно хоть сейчас нарисовать». Какая часть тела восхищала героя у Пшеницыной? (локти, руки).

— «(?) у Ильи Ильича не было необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием». Что же было «нормальным состоянием» Обломова? (лежание).

— Илья Ильич вынужден был покинуть службу из-за того, что «отправил какую-то нужную бумагу вместо (?) в (?)». Какие же пункты назначения умудрился перепутать герой на самом деле? Подсказка: название обоих городов начинается с буквы «А». (Астрахань и Архангельск).

— Илья Ильич Обломов, отец главного героя, не раз вспоминал «сланного плотника Луку» и возведённое его руками сооружение, которое, хотя и шаталось, всё же простояло «шестнадцать лет без поправки». Назовите это сооружение. (Крыльцо господского дома).

— Иван Богданович Штольц, воспитывая сына Андрея, придерживался следующего убеждения: «Что за ребёнок, если он ни разу…» Продолжите высказывание героя. («носу себе или другому не разбил»).

— Услышав от Ольги Ильинской слова любви, произнесённые просто и искренне, Обломов сначала мысленно, а затем и вслух сравнил её с шекспировской героиней. Знаете ли вы, о какой героине велась речь? (О Корделии, героине пьесы Шекспира «Король Лир»).

— «Это слово снилось ему ночью, написанное огнём на стенах, как Бальтазару на пиру». «Одно слово, — думал Илья Ильич, — а какое…ядовитое!» Что это было за слово? Кем оно было произнесено? (слово «обломовщина» было произнесено Штольцем).

III. Persona grata

Интервью у литературных героев (конкурс капитанов).

Слово учителя.

Три действующих лица романа, прежде всего, притягивают читательское внимание.

Обломов, Штольц, Ольга Ильинская — вот наши «герои дня» в рамках предстоящего конкурса.

Задание: капитаны команд получают карточки, содержащие описание внешности персонажа. Прочитав вслух это описание, ученик называет «себя». После того как «узнавание» успешно завершается, игроки переходят к следующему этапу состязаний: необходимо ответить на вопросы ведущего от лица «своего» героя.

Задания капитану команды № 1

Илья Ильич Обломов.

Узнай героя:

«Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Цвет лица не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что (он) как-то обрюзг не по летам…».

Вопросы

1. Вы дворянин, двенадцатый год в Петербурге живёте, учились, начинали служить. Найдите в табели о рангах ваш чин. (Коллежский секретарь).

2. Жизнь в ваших глазах, «разделялась на две половины». Будьте так любезны, расскажите нам, какие две половины, две сферы жизни вы выделяли? («…Одна состояла из труда и скуки — это у него были синонимы; другая — из покоя и мирного веселья»).

3. Вот строки из письма, адресованного вами Ольге Ильинской: «Пока между нами любовь появилась в виде лёгкого улыбающегося видения, пока она звучала в (?), носилась в запахе(?), в невысказанном участии, в стыдливом взгляде, я не доверял ей, принимая её за игру воображения и шёпот самолюбия. Но шалости прошли, я стал болен любовью…» Какие реалии пропущены в приведенном отрывке?

(В помощь учащемуся предлагается послушать два музыкальных фрагмента, а также выбрать ветку из букета). (Ария Нормы из одноименной оперы В. Беллини; сиреневая ветка).

Задания капитану команды № 2

Андрей Иванович Штольц.

Узнай героя:

«Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, т.е. есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и ни какого румянца, глаза, хотя немного зеленоватые, но выразительные».

Вопросы

1. Отправляя вас в Петербург, отец дал вам немного денег и посоветовал, в случае необходимости, обратиться за помощью к некоему Рейнгольду. «Мы вместе с ним из Саксонии пришли, — пояснил Иван Богданович. — У него четырёхэтажный дом. Я тебе адрес скажу. «Не надо, не говори, — возразили вы, — я пойду к нему, когда…»

Продолжите свою тогдашнюю фразу. («…когда у меня будет четырёхэтажный дом, а теперь обойдусь без него»).

2. Какое человеческое качество вы цените больше других? Почему? («Выше всего он ставил настойчивость в достижении цели: это было признаком характера в его глазах).

3. Нам известно, что есть нечто, чего вы боитесь. Не расскажете ли об этом? (Больше всего он боялся воображения и всякой мечты»).

Задания капитану команды № 3

Ольга Ильинская.

Узнай героя:

«(Она) в строгом смысле слова не была красавица, т.е. не было ни белизны в ней, ни яркого колорита щёк и губ, и глаза не горели лучами внутреннего огня; ни кораллов на губах, ни жемчугу во рту не было, ни миньятюрных рук… Но если б её обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии».

Вопросы

«У неё есть какое-то упорство, которое не только пересиливает все угрозы судьбы, но даже лень и апатию Обломова. Он не мог понять, откуда у неё является эта сила…» Размышляя о вашей настойчивости, упорстве, Обломов любопытным образом связал источник этих качеств с вашими внешними данными. Известно ли вам, в чём герой усмотрел связь между вашей внешностью и указанными чертами характера? (Это оттого, – думал он, — что у ней одна бровь никогда не лежит прямо, а всё немного поднявшись, и над ней такая тоненькая, чуть заметная складка… Там, в этой складке, гнездится в ней упорство»).

2. Илья Ильич в пору жениховства сказал вам: «… я так люблю тебя, что если б ты полюбила теперь другого и он был бы способнее сделать тебя счастливой, я бы молча проглотил своё горе и уступил ему место».

А как повели бы себя вы в подобной ситуации? («Я не понимаю этого. Я не уступила бы тебя никому»).

3. Ваш муж Андрей Штольц как-то не без ревности спросил вас, имея в виду Обломова: «Уж не любишь ли ты его по-прежнему?» «Я люблю его не по-прежнему, но есть что-то, что я люблю в нём, чему я, кажется, осталась верна…»

Что, по словам Штольца, вы цените в Обломове?

(«Хочешь, я скажу тебе, отчего он тебе дорог, за что ты его любишь? За то, что в нём дороже всякого ума: честное, верное сердце!»).

IV. Кто ты будешь такой?

Слово учителя.

«Второстепенные лица Гончарова… далеко превосходят главные, несмотря на то, что обрисованы иногда не слишком полно. Даже лица, слегка только набросанные как бы несколькими взмахами карандаша, выходят у автора живы и характерны…» — отмечал современник писателя, критик и мемуарист А.П.Милюков в статье, посвящённой роману «Обломов».

Задание командам: узнать «второстепенных» персонажей романа исходя из характеристик, предлагаемых ведущим поэтапно. Если герой произведения угадывается с первой попытки, команда получает 3 очка. В случае, когда герой окажется узнанным со второй либо с третьей попытки, на командный счёт поступают соответственно или два, или только одно очко.

Задания команде № 1

Этот герой:

1. «в кругу своих знакомых играл роль большой сторожевой собаки, которая лает на всех, не даёт никому пошевелиться, но которая в то же время непременно схватит на лету кусок мяса, откуда и куда бы он ни летел»;

2. «был взяточник в душе… ухитрялся брать взятки, за неимением дел и просителей, с сослуживцев, с приятелей»;

3. называл себя земляком Обломова; «хуже горькой редьки», по словам Пшеницыной, «опивает, объедает да ещё лается». (Тарантьев).

Задания команде № 2

Этот герой:

1. «был уже не прямой потомок тех русских Калебов, рыцарей лакейской, без страха и упрёка… Этот рыцарь был и со страхом и с упреком»;

2. поименован «ядовитым человеком», поскольку всячески «отравлял жизнь» главному герою;

3. имел «неистребимую связь» с барином: «Илья Ильич не умел ни встать, ни лечь спать, ни быть причесанным и обутым, ни отобедать без помощи» его, равно как и сам он «не умел представить… другого существования, как одевать, кормить» хозяина. (Захар).

Задания команде № 3

Эта героиня:

1. «жила и чувствовала, что жила полно», и «лицо её постоянно высказывало одно и то же счастье, полное, удовлетворенное и без желаний, следовательно, редкое и при всякой другой натуре невозможное»;

2. являлась «великой хозяйкой и «кухня была истинным палладиумом… деятельности её, по утверждению автора романа;

3. по словам одного из героев, «простая баба», окружённая «грязным бытом» и «удушливой сферой тупоумия». (Пшеницына).

IV «Мысль изреченная»

Команды получают карточки с записью высказываний, принадлежащих различным героям романа «Обломов». Учащиеся должны назвать «авторов» афоризмов, а также вставить «ключевое» слово в каждое из этих высказываний.

Задание команде № 1

1. «(?) – образ, содержание, стихия и цель жизни…» (Труд; Штольц).

2. «Жизнь – долг, обязанность, следовательно, любовь (?)» («Тоже долг»; Ольга Ильинская).

Задание команде № 2

1. «(?) с силою Архимедова рычага движет миром». (Любовь; Штольц).

2. «Любовь – претрудная (?) жизни». (Школа; Обломов).

Задание команде № 3

1. «(?) – вещь хорошая, когда она любовь между молодыми мужчиной и женщиной или воспоминание о любви между стариками». (Дружба; Штольц).

2. «А я думал, что она (любовь), как знойный полдень, повиснет над любящими и ничто не двигнется и не дохнет в её атмосфере: и в любви нет (?), и она движется всё куда-то вперёд, вперёд.» (Покоя; Обломов).

V «Чёрный ящик»

Внимание, чёрный ящик! В нём находятся очень загадочные предметы.

Задание: командам предстоит ответить, кому из героев принадлежит каждый из этих предметов и что и с ними связано.

1. Предмет для 1 команды – халат (принадлежит Обломову).

2. Предмет для 2 команды – перчатка (принадлежит Ольге Ильинской).

3. Предмет для 3 команды – мешочек с деньгами (принадлежит Штольцу).

VI «Фильм, фильм, фильм…»

В 1979 году по мотивам романа Гончарова «Обломов» был снят фильм «Несколько дней из жизни И.И.Обломова».

Задание: командам поочередно предлагается просмотреть кадры из фильма и соотнести их с эпизодами романа. Определить роль названного эпизода в композиции произведения.

Задание для 1 команды: сон Обломова.

Задание для 2 команды: последнее свидание Обломова с Ольгой Ильинской.

Задание для 3 команды: утро Обломова.

Домашнее задание: подготовиться к классному сочинению по роману И.А.Гончарова «Обломов».

Список использованной литературы

1. Алиева Л.Ю ., Торкунова Т.В. Тесты по литературе. – М.: Рольф, 2002.

2. Балашова Е.К., Костин А.М. Литература: Подготовка к государственному централизованному тестированию. – Саратов: «Лицей», 2001.

3. Харитонова О.Н. Интеллектуальные литературные игры. – Ростов: Феникс, 2005.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here