Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 34 г.Тихорецка
Тихорецкого района Краснодарского края
( урок литературы в 10 классе)
Разработала Рязанова Алла Максимовна,
учитель русского языка и литературы
2012 год
Тема: Авторская позиция в романе Достоевского «Преступление и наказание». (Урок-заседание ареопага)
Цели:
-
Выработка навыков аналитической работы над прозаическим текстом большой формы.
-
Пополнение словарного запаса лексикой философского характера.
-
Воспитание гуманизма, милосердия, стремления быть полезным людям, неприятия унижения человеческого достоинства.
Оборудование:
-
белый и чёрный цилиндры:
-
романы Достоевского «Преступление и наказание», «Бесы»;
-
опорная схема по роману.
Столы расположены полукругом. В центре – учитель, расположившейся за тумбой.
Ход урока.
-
Мотивация учебной деятельности.
Учитель зачитывает эпиграф урока:
Живи и помни:
Жизнь коротка,
Не делай того,
Что греховным считается.
Учитель: На предыдущих уроках мы с вами говорили о людях и их поступках, о добре и зле, о любви и ненависти, о грехе и праведности, о преступлении и наказании. Всё это позволил нам сделать великий русский писатель Фёдор Михайлович Достоевский и его роман «Преступление и наказание». А сегодня я предлагаю вам поговорить о том, как ко всем этим нравственным категориям относился писатель. Чтобы мы могли общаться с вами по принципу «глаза в глаза», я пригласила вас в древний амфитеатр, но не бой гладиаторов, а на заседание Совета старейшин. Итак, первое заседание объявляется открытым.
Звучат фанфары.
Учитель: Первый этап нашего заседания я предлагаю считать разминкой.
Учитель предлагает классу четыре вопроса.
Отвечает любой ученик.
2. Разминка:
Вопрос № 1. Почему роман «Преступление и наказание» одновременно роман-исследование и роман-предупреждение?
Ответ: В этом романе Достоевский задаёт множество вопросов, на которые сам и отвечает: почему убил, почему признался, почему воскрес. Перед нами Достоевский – психолог человеческих душ. На протяжении всего романа автор пытается доказать, что нельзя загонять человечество в счастье железной рукой и что любое преступление должно быть наказано.
Вопрос № 2. За годы своей жизни Достоевский сменил много квартир, и большинство из них были угловыми. Там же живут его герои. Почему?
Ответ: Достоевский очень настороженно относился к людям. Травма, перенесённая им в детстве, непростые взаимоотношения в семье, социальные проблемы общества – всё это в какой-то степени отложило отпечаток на психику писателя. Он предпочитал жить подальше от суеты, чужих глаз, создавая свой, закрытый для других мир. Это свойственно и его героям.
Вопрос № 3. Для понимания данного романа, творчества писателя в целом и гражданской позиции Достоевского необходимо представить образ Петербурга, который помогает писателю передать душевное состояние его героев, особенно Раскольного. Найдите сцену возвращения героя от Разумихина. Почему красота города угнетает Раскольникова?
Ответ: По мнению Достоевского, Петербург глух и нем к страданиям человеческим. К тому же писателя угнетало то, что на город, в котором жили он и его герои, огромное влияние оказывал Запад.
Вопрос № 4. Достоевский долго думал, как назвать своего героя. Он перебрал много вариантов, но от имени Пётр отказался сразу. Почему?
Ответ: Достоевский ненавидел это имя по 3 причинам: а) Пётр-анархист, он против Бога; б) Пётр-нигилист, а Достоевский всегда был против революции; в) Пётр – имя, которое он дал своему отрицательному герою – Петру Петровичу Лужину, так как считает, что это имя – олицетворение жестокости, например, Пётр I.
Учитель: Итак, позади разминка, и мы выяснили, как относится автор к своему роману, к Петербургу и имени Пётр. Достоевский считает, что в главное зло в мире – это деньги. Именно они стали причиной трагедий, происходящих в романе. Несчастны и нищи положительные герои романа, из-за них идёт на убийство Раскольников, за деньги продаёт себя Соня Мармеладова, чтобы выжить, соглашается на замужество Дуня. Достоевский в романе не раз упоминает о деньгах и делает это не случайно. Почему? Мы поймём это после того, как примем участие в аукционе цен.
3. «Аукцион цен»
-
Сколько стоит обмундирование титулярного советника Мармеладова?
Ответ: 11 рублей 50 копеек.
-
Какое жалование получал Мармеладов?
Ответ: 23 рубля 40 копеек.
-
Сколько стоит рюмочка водки (полуштоф) или бутылка минеральной воды?
Ответ: 30 копеек.
-
Во сколько обошлись Катерине Ивановне поминки Мармеладова?
Ответ: 10 рублей.
-
Сколько стоит урок, которым подрабатывали студенты типа Раскольникова?
Ответ: 20 копеек
Вывод делает ученик: Цены аукциона – свидетельство того, что рабский труд людей и жизнь простого человека в России 60-х годов 19 века стоили гроши, на которые невозможно было жить по-человечески. Достоевский презрительно относится к деньгам, ради которых люди готовы так низко пасть. При этом писатель сочувствует несчастным, понимая, что на это их толкает жизнь и обстоятельства, в которых они оказались.
Учитель: Вы, ребята, совершенно правы. Мы постепенно определяем отношение автора ко всем сторонам русской жизни и делаем это для того, чтобы к концу урока понять, как Достоевский относится к двум очень важным составным жизни: преступлению и наказанию. Ведь именно в этом и содержится основной смысл романа.
Учитель просит ассистентов вынести в центр класса два цилиндра:
чёрный и белый. В каждом из них находятся карточки с вопросами,
только в белом – простые вопросы, в то время как в чёрном – сложные.
Отвечающий вправе выбрать вопрос по мере сложности и, естественно, он понимает, что от сложности вопроса зависит оценка его ответа.
Вопросы чёрного цилиндра:
-
Какое историческое событие произошло на том канале, где произошло убийство старухи-процентщицы Раскольниковым?
Ответ: покушение на Александра II
-
Назовите чин, должность или происхождение нижеперечисленных героев романа:
а) Катерина Ивановна – штабс – офицерская дочь;
б) Мармеладов — титулярный советник;
в) Раскольников – студент;
г) Разумихин – бывший студент;
д) Порфирий Петрович – следователь;
е) Лужин – надворный советник;
ж) Алёна Ивановна – коллежская регистраторша, процентщица.
Вопросы белого цилиндра:
-
Как иначе могла звучать фамилия Разумихина, если учесть способ и степень его влияния на Раскольникова?
Ответ: Вразумихин.
-
Адрес одной из самых ненавистных квартир Достоевского.
Ответ: Петропавловская крепость.
Учитель: Мы немного отклонились от замысла нашего урока, но сделали это для того, чтобы вы могли ещё более полно представить ситуацию, сложившуюся вокруг романа Достоевского. Добро и зло, вера и безверие, праведность и грех. Что эти нравственные категории значат для самого Достоевского, ведь о них так часто идёт речь в романе? Давайте сейчас поговорим об этом посредством сравнения романа «Преступление и наказание» с романом «Бесы».
Это задание было дано предварительно самым сильным ученикам в классе.
1 ученик: Главные герои романа – Ставрогин и Верховенский – ведут разговор о вреде собственного мнения. Именно тогда Верховенский говорит Ставрогину: «Я ваш червяк!», чем демонстрирует свою привязанность и зависимость от этого человека.
Эта сцена создана автором для того, чтобы показать, что Ставрогин стремится подняться над людьми. Он создаёт идею, и оба героя начинают по ней жить. Верховенский жаждет власти. Он предлагает убийство, и Ставрогин соглашается. Верховенский – реализатор бредовых идей Ставрогина. Они оба презирают людей. Это бесы, несущие идею разрушения.
В роман звучит фраза: «Если Бога нет…». Её произносят герои, но не Достоевский. Писатель считает, что человек не может быть выше Бога, а значит не может создавать какие-то жуткие философии и теории и свято им следовать.
2 ученик: Совершенно верно. Раскольников тоже создал теорию: тварь ли я дрожащая или право имею. Как и Наполеон, которого идеализировал герой, он считает, что в жизни существует право одному иметь преимущество над другими. Достоевский утверждает, что добро и зло – критерии человеческой натуры. Нет в душе Бога – нет ничего человеческого, нет чести, долга, совести. И Ставрогин, и Верховенский, и Раскольников идут именно этим путём. Но Раскольникову повезло: рядом с ним появилась Соня Мармеладова. Я считаю, что это любимый персонаж Достоевского. «Станьте солнцем, и вас заметят…» — это жизненный выбор не только Сони, но и самого писателя. Бог – спасение, это очищение от скверны и ужаса. Революция – красное зарево – это гибель человечества.
Учитель: Действительно, идея Бога – основа жизни Достоевского. Бог – это не символ. Бог есть любовь.
Завершая разговор об авторской позиции в романе «Преступление и наказание», я предлагаю вам вынести вердикт, который позволит сформулировать эту позицию наиболее полно и чётко. На доске записано начало 7 фраз. Ваша задача – завершить начатое. Чтобы вам было легче, первой начну я.
-
Выводы – выработка вердикта.
-
Достоевский убеждён: самое мучительное наказание для человека – это…утрата им глубинной сути, того, что составляет неотъемлемое свойство его природы – свободу;
-
Достоевский считает, что в своих преступлениях, в первую очередь, виноват сам …
Раскольников, но писатель не снимает вины и с общества, жестокого и равнодушного к человеческим страданиям;
-
Достоевский просит: не убий, иначе… убьёшь в себе человека;
-
Достоевский настаивает: возлюби… ближнего своего, и он ответит тем же;
-
Достоевский напоминает: за каждым преступлением… следует наказание;
-
Достоевский утверждает: нельзя загнать… человечество в счастье железной рукой.
5. Обобщение.
Учитель: По-моему, теперь ясно, что каждая строчка романа «Преступление и наказание» пронизана болью за всё человечество и за каждого человека в отдельности. Достоевский-гуманист верил в людей и надеялся, что разум восторжествует, что любовь и вера в Бога победят преступление, эгоизм, кровопролитие. Завершая разговор об авторе и его романе, хочется попросить Вас помнить об этом и не преступать непреложный закон нравственности: оставайтесь людьми в любой ситуации. Именно этому учит нас Достоевский.
-
Итоги урока.
-
Домашнее задание.
1 гр. – формулировка тем по роману Достоевского «Преступление и наказание»;
2 гр. – размышление на тему «Как бы поступил я, оказавшись на месте Раскольникова?»;
3 гр. – ответ на вопрос «Кто из героев романа мне ближе и почему?»
Список использованной литературы:
1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М., 1972
2. Гроссман Л.П. Достоевский – М.; Молодая гвардия, 1963
3. Егоров Б.Ф. Библиографический словарь. Русские писатели. – М., 1990
4. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы: книга для учителя. – М., 1986
5. Захаров В.Н. Проблемы изучения Достоевского. – Петрозаводск, 1978
6. Кашина Н.В. Человек в творчестве Ф.М. Достоевского. – М., 1980
7. Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М: Современный писатель, 1974
8. Майков В.Н. Литературная критика. – М., 1985
9. Назиров Р.О. Творческие принципы Достоевского. – Саратов, 1982
10. Писарев Д.И. Борьба за жизнь. // Литературная критика т.3, Л., Художественная литература, 1981, с.177 – 244.
11. Полоцкая Э.А. Человек в художественном мире Достоевского и Чехова. // Достоевский и русские писатели. – М., 1977
12. Селезнев Ю.И. В мире Достоевского. – М., 1980
13. Соловьев С.М. Изобразительные средства в творчестве Ф.М. Достоевского. – М.: Современный писатель, 1979
14. Фридлендер П.М. Реализм Достоевского. – М. – Л: Наука, 1964
15. Чирков Н.М. О стиле Достоевского. – М., 1963
16. Чичерин А.В. Сила поэтического слова. – М.: Современный писатель, 1985
17. Этов В.И. Достоевский. Очерк творчества. – М., 1980
18. Якушин Н. И.Ф.М. Достоевский в жизни и творчестве. – М. . 1998
19. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание: Роман. – Куйбышев: Кн. изд-во, 1983