Нечипоренко Любовь Николаевна
Преподаватель
КГАОУНПО «Профессиональный лицей №40»
Красноярский края, город Ачинск
Классный час
«Валерий Чкалов – человек – легенда».
Цели: познакомить учащихся с выдающимся человеком нашего отечества –
Валерием Павловичем Чкаловым:
воспитывать у учащихся чувство патриотизма, долга, ответственности, мужества, силы воли;
доказать, что Валерий Чкалов – великая личность, человек-легенда;
Оборудование классного часа:
интерактивная доска
видеоряд
портрет В. Чкалова
карта,
глобус
видеофильм о В.П.Чкалове
Слово преподавателя:
(на интерактивной доске изображение летящих самолетов).
Наверное, все присутствующие в аудитории, согласятся с мнением, что наша страна уникальна, она дала миру немало талантливых людей, среди которых выделить кого – то одного очень трудно, но я думаю, что вы догадались, ребята, о ком у нас с вами пойдет разговор, обратив внимание на экран. Конечно же, этот человек имеет прямое отношение к авиации.
Он, обладая сильным характером, бурным, страстным темпераметром, был смелым, ловким, храбрым и очень одаренным.
Имя ему – Валерий Павлович Чкалов.
На экране демонстрируется портрет Чкалова
«Человек – легенда» – так многие назвали Валерия Павловича, именно так мы решили назвать классный час
Эпиграфом к нашей беседе можно взять слова:
«В жизни всегда есть место подвигам».
Девиз:
«Кто верит крылатым мечтам, тот цели своей добьется».
Итак, в ходе сегодняшней беседы мы должны доказать, что Валерий Чкалов действительно человек — легенда.
Обучающийся -1:
Были времена, когда молодые люди считали В.Чкалова своим кумиром и старались на него быть похожими. Сейчас у нас другая жизнь, но при желании, усердии и старании каждый из нас может много добиться.
А с чего все начиналось у В.Чкалова?
Обучающийся-2:
В слободе Василево Нижегородской губернии в 1904 году родился мальчик, родители нарекли его именем Валерий.
( На экране дом, где родился В.П. Чкалов)
Прадед В.Чкалова был бурлаком.
Каких качеств от человека требовала эта профессия?
Дед будущему летчику мог передать – что именно?
(Силу, и мужество, волю и целеустремленность).
Семья Чкаловых жила бедно, Валера в ней был десятым ребёнком.
А что это означает для родителей, в семье которых растет такое количество детей?
Обучающийся-3:
Рос Валерий Чкалов отчаянным, совершал в детстве героические поступки, мог выдержать сильную боль, хорошо учился в школе, обладал авторитетом среди сверстников, несмотря на бедность, отец пытался дать детям образование.
Обучающийся – 4:
На доске изображение Череповецкого ремесленного училища
В 1915 году Чкалов закончил сельскую школу и поступил в Череповецкое ремесленное училище, но закончить его не смог, в голодный 1918 год оно было закрыто, и Валера вернулся домой.
Вернувшись к родителям, он работал кочегаром, молотобойцем. В 1919 году поступил на работу слесарем в авиационный парк Нижнего Новгорода. Так судьба связала Чкалова с авиацией, как оказалось потом навсегда.
На доске изображение самолетов
Обучающийся – 5:
Валера ничем не отличался от других ребят, и все – таки он был особенным. Его отличало упорство, стремление, желание быть полезным, о себе он думал мало, помогал семье, своим товарищем, домой приезжал всегда с подарками. Работал по двенадцать часов и, как любые мальчишки, мечтал.
А все начиналось с маленького, сделанного из бумаги, самолетика.
Обучающийся -6:
Едва познакомившись с самолетами, Чкалов стал мечтать о полетах.
Позже он вспоминал: «Как мне хотелось летать вместе с нашими летчиками, хотелось сразиться с врагом в воздухе». По окончании гражданской войны мечта Чкалова осуществилась.
Преподаватель:
Ребята, профессия летчика особенная, она требует от человека очень много, чего именно?
Обучающийся – 7:
В1921году Чкалов был зачислен Егорьевскую военную школу летчиков. Курс проходил ускорено, но Валера учился легко, у него была хорошая память, а главное – цель, к которой он шел весьма уверенно – его звало НЕБО!
Будущий летчик увлекся спортом, много занимался, никогда не жаловался на судьбу. В 1923 году в числе лучших выпускников Чкалов попал в Московскую школу высшего пилотажа, здесь он учился летать на боевых самолетах немецких «Фокерах», английских «Мартинсайдах» и в совершенстве освоил воздушную акробатику.
На доске демонстрация моделей перечисленных самолетов
Преподаватель:
Ребята, уже в молодом возрасте Чкалов многого добился, а какие черты характера ему в этом помогли?
Обучающийся – 8:
В. Чкалов научился прекрасно летать. Он на самолете делал перевороты, бочку, мертвую петлю, виражи, мастера этого вида полета просто поражались им.
(Видеоролик)
Обучающийся — 1:
Все, кому приходилось учить молодого Чкалова, давали ему самые высокие характеристики. Он был летчиком от Бога. Юноша чувствовал машину так, словно она была продолжением его тела. Его инструктор о нем говорил: «Чкалов повсюду был первым, он не знал никаких колебаний сказано – сделано. Он шел вперед, ничего не боясь. Быстрота действий этого человека равнялась быстроте соображения».
Обучающийся – 2:
Действительно, бывает и такое. В 1924 году Чкалов получил назначение в Ленинградскую первую Краснознаменную истребительскую эскадрилью.
(На доске изображение Ленинграда).
Началась его военная служба. Время было сложное. Новичку приходилось полетать на стареньком «Ньюпоре», затем, как лучшего пилота, его усадили на «Фоккер» Д–7.
( Демонстрация самолета на экране)
Обучающийся – 3:
На этой машине Чкалов делал такие чудеса акробатики, что удивлял старых опытных пилотов. Правда, за самодеятельность ему часто попадало от начальства.
Многие сравнивали полеты Чкалова с полетом стрижей, настолько чисто и легко он их выполнял.
Обучающийся – 4:
Однажды В. Чкалов пролетел под одним из ленинградских мостов, за это он несколько дней просидел на гауптвахте. А в 1928 году летчик получил повышение и в качестве командира был переведен в Брянск.
(На интерактивной доске изображение города Брянска)
Тут его карьера летчика — истребителя оборвалась. Он попытался пролететь под телеграфной линией и врезался в провода. За это его приговорили к одному году тюремного заключения, правда, пробыл он в тюрьме один месяц и был освобожден.
Обучающийся – 5:
(На экране – город Ленинград)
Летчик вернулся в Ленинград и долго не мог устроиться на работу. На «Юнкере» катал желающих, так как без неба себя не смыслил. Простили его в 1930 году и зачислили летчиком – испытателем.
(На экране город Москва)
Так он оказался в Москве, где освоил все типы самолетов: истребители, разведчики, бомбардировщики, грузовые, спортивные. Испытал более 70 видов самолетов!
Преподаватель:
Ребята, почему В. Чкалов часто нарушал инструкции?
Обучающийся – 6:
В 1933 году Чкалов мобилизовался из армии и был принят летчиком — испытателем на авиационный завод. Часто подвергал себя смертельной опасности, но спасало мастерство.
В 1935 году Чкалову предложили принять участие в длительном беспосадочном перелете, который должен был продемонстрировать миру нашу авиацию, специально для этого был разработан самолет АНТ – 25.
(На доске демонстрация этого самолета и фотографии Чкалова, Байдукова, Беляева)
В 1936 году Чкалов, Байдуков, Беляков совершили свой первый перелет над Ледовитым океаном по маршруту Москва – Петропавловск – Камчатский. Полет проходил в очень трудных условиях.
(Маршрут полета демонстрируется по карте).
Обучающийся -7:
Всем троим летчикам, было присвоено звание Героя Советского Союза. Чкалов получил денежную премию в тридцать тысяч рублей, его спутники по пятнадцати тысяч рублей. Они сразу стали известными всей стране. В мире о них тоже заговорили. На обратном пути летчики побывали в разных городах, в том числе и в Красноярске и повсюду их встречали как героев. А в Москве их ждал сам Сталин. Это была для них великая честь!
(Показать портрет И.В. Сталина)
Обучающийся – 8:
В 1937 году Чкалов осуществлял перелет в Америку через Северный полюс. Полет был очень трудный, он продолжался 63 часа. Американцы встречали летчиков с огромной радостью. Тысячи людей приходили на аэродром, чтобы посмотреть на советский самолет АНТ – 25.
Обучающийся – 1:
(Демонстрация встречи летчиков в Вашингтоне и фотография Рузвельта)
В Вашингтоне летчикам была оказана великая честь. Их принимал президент США – Рузвельт, а затем их встречал Нью-Йорк. В обратный путь летчики отправились на пароходе «Нормандия», они побывали в Лондоне, Париже, толпы людей встречали наших легендарных летчиков, но подлинный триумф их ожидал в Москве.
(Фрагмент фильма «Валерий Чкалов»)
Обучающийся – 2:
Десятки тысяч людей встречали экипаж Чкалова на улицах Москвы, прямо с вокзала Чкалов отправился в Кремль, где летчики должны были доложить о выполнении задания. Все трое были награждены орденами Красного Знамени и получили по тридцать тысяч рублей.
Обучающийся – 3:
После второго длительного перелета Чкалов вернулся к испытаниям. Ему было поручено «обкатывать» новый истребитель «И – 180».
(Демонстрация на экране данной модели самолета)
Время было сложное, явственно приближалась война. Наши самолеты уступали немецким истребителям. Требовалось срочно начать перевооружения.
Обучающийся – 4:
В 1938 году Чкалову было дано задания произвести первый испытательный полет «И –180», хотя машина имела явные дефекты. Чкалов мог отказаться от полета, но не стал этого делать. Верх взяло чувство ответственности и долга. Конечно, он верил в свою удачу и в свое мастерство.
Обучающийся – 5:
Казалось бы, все было просчитано, судьба улыбалась В. Чкалову. Сбылась его мальчишеская мечта – он стал летчиком высокого класса.
Но время в нашей стране было не легкое. Сталин отдавал негласные приказы об арестах людей, но, казалось бы, все это не имело никакого отношения к выдающемуся летчику, и все-таки в смерти В. Чкалова много непонятного.
Обучающийся – 6:
Во время его последнего полета отказал мотор, самолет потерял высоту и на полной скорости врезался в столб ЛЭП. Удар был такой силы, что сиденье летчика сорвалось с креплений. Выброшенный на землю Чкалов ударился головой о торец штабеля металлических конструкций.
Примерную картину гибели великого летчика вы увидите сейчас на экране, а позже сделайте свои выводы.
(Показ видеоролика).
Обучающийся – 7:
Ребята, хочется верить, что великие люди не умирают, они остаются в памяти людской. В. Чкалов является олицетворением мужества, смелости, высокого долга, патриотизма и огромной веры в себя и в народ, поэтому он действительно великий. Жители нашего города решили увековечить имя легендарного летчика и назвали одну из улиц Ачинска его имени (показать на экране).
Преподаватель:
Я полагаю, что все услышанное расширит ваши познания, ребята, о великих людях России нашего прошлого и поможет вам что — то изменить в своей душе, характере, в жизни, придаст уверенности каждому из вас и подарит надежду на то, что человеку подвластно все.
Обучающийся – 8:
Хочется закончить нашу беседу следующими строками:
«Гвозди бы делать из этих людей,
Не было б в мире крепче гвоздей».
Звучит песня:
«Мечтать, надо мечтать детям орлиного племени,
Есть воля и смелость у нас,
Чтобы стать героями нашего времени».
Рефлексия:
Обучающиеся дают ответы на вопросы:
1. Что они узнали о Валерии Чкалове?
2. Каким он был человеком?
3. Чего в жизни добился легендарный летчик?
4. Что помогало ему бороться с трудностями?
5. Стоило ли Чкалову рисковать своей жизнью?
6. Почему в нашей стране Валерия Чкалова называют человеком – легендой?