Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 50»
города Калуги
Конспект урока чтения
в 1 классе
«О братьях наших меньших»
Подготовили
учитель начальных классов
Биндич Тамара Николаевна,
учитель начальных классов
Гостяева Фаина Егоровна
г. Калуга
2013
Мы в ответе за тех, кого приручили.
А. Сент-Экзюпери
Цели:
-
ознакомить с творчеством писателя – анималиста Евгения Чарушина.
-
учить отвечать на вопросы по содержанию и пониманию прочитанного;
-
развивать мышление, умение обобщать и сравнивать, выделять главное и существенное;
-
воспитывать сострадание, желание помочь животным, попавшим в беду, ответственность за своих питомцев.
Оборудование: портрет Е.Чарушина, выставка книг Е.Чарушина, детские рисунки, фотографии на тему: «Мои любимые животные», компьютер, мультимедийный проектор.
Учебный материал:рассказы Е.Чарушина«Кошка Маруська», «Верный Трой», презентацияк уроку.
Ход урока
1. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем мы урок.
Улыбнулись, подтянулись,
Друг на друга посмотрели
И спокойно, тихо сели.
2. Актуализация знаний.
— Прочитайте эпиграф к нашему уроку.
— Как вы его понимаете?
– Как вы думаете, о ком мы будем говорить на нашем уроке?
3.Объявление темы и цели урока.
— Какова тема нашего урока?
— Кто такие братья наши меньшие?
-Какова цель нашего урока?
Выставка книг: «ВерныйТрой», «Птицы», «Друзья», «Тюпа, Томка и Сорока», «Волчишко».
– Что общего между этими книгами? ( Это рассказы одного автора Евгения Чарушина).
4. Знакомство с творчеством Е. Чарушина (рассказ учителя)
— О ком же пишет Е.И. Чарушин?( Он пишет о природе, о животных).
– Да, ребята, Евгений Чарушин (показывая на портрет) – настоящий мастер детской книги. Он знает и любит природу. Герои его книг – это звери и птицы. Он не только писатель, но еще и художник. Большинство иллюстраций к своим книгам Евгений Чарушин нарисовал сам. А творил он в 40–50 годы ХХ века. Кроме того, продолжателем дела Е.Чарушина является его сын Никита Евгеньевич Чарушин, тоже художник и писатель
Евгений Иванович Чарушинродился 11 ноябряв 1901 года на Урале, в Вятке в семье Ивана Аполлоновича Чарушина, одного из видных архитекторов Урала. Как и его отец, архитектор, сам юный Чарушин великолепно рисовал с детства.Рисовал начинающий художник по его собственным словам «преимущественно зверей, птиц да индейцев на лошадях». Живой натуры для юного художника вполне хватало. Она была повсюду. Во-первых, сам родительский дом с огромным заросшим садом был густо населён всевозможной живностью. Это был настоящий домашний зоопарк: кудахчущий, хрюкающий, ржущий, мяукающий и лающий. Во дворе обитали поросята, индюшата, кролики, цыплята, котята и всяческая птица: чижи, свиристели, щеглы, разные подстреленные кем-то на охоте птицы, которых выхаживали и лечили. В самом доме жили кошки, на окнах висели клетки с птицами, стояли аквариумы и банки с рыбками, а ещё в доме жил некто Бобка.Это был пес о трех лапах, закадычный друг маленького Жени Чарушина. Этот пес «лежал всегда на лестнице. Все об него спотыкались и бранились, а мальчик ласкал его и часто рассказывал ему о своих детских огорчениях.
Мать, Любовь Александровна, хорошая музыкантша, привила сыну любовь к музыке. Любовь к животным и рисованию неразрывно слились в богато одаренной натуре. Все началось с детства. Вместе с мамой мальчик ходил в лес, там они собирали семена цветов, выкапывали разные растения. И потом дома это превращалось в чудо-сад. Вместе с мамой они выкармливали уток, тетеревят, лечили зверей. Это были друзья мальчика. Природа рождала интерес и любовь ко всему живому. Хотелось подольше сохранить в себе то, что видел и чему радовался. На помощь пришло рисование. И тут ему помогал отец – архитектор и художник. Он брал сына в свои поездки. Ездили днем и ночью, лесами и лугами. И если мальчик стал художником и писателем, то только благодаря ярким впечатлениям детства.
После окончания в 1918 году средней школы, где он учился вместе с Юрием Васнецовым, Чарушин был призван в Красную Армию. Там его использовали «по специальности», и он был назначен помощником декоратора в штабе Красной Армии Восточного фронта. Отслужив 4 года, практически всю гражданскую войну, он вернулся домой и решил учиться на профессионального художника. Евгений Чарушин поступил на живописный факультет в Петербургскую Академию художеств, где занимался пять лет, с1922 по 1927 год.
По окончании учёбы Чарушин пришёл со своими наработками в Детский отдел Госиздата, которым заведовал в тогда знаменитый художник Владимир Лебедев. Чарушинские рисунки из мира животных понравились Лебедеву, и он поддержал молодого художника. Первая книга, иллюстрированная Евгением Ивановичем, был рассказ В.Бианки «Мурзук». Она привлекла внимание не только маленьких читателей, но и знатоков книжной графики, а рисунок из неё был приобретён Государственной Третьяковской галереей.
В 1930 году, при горячем участии и помощи С.Я.Маршака, Чарушинпопробовал писать небольшие рассказы для детей о жизни животных. Но это оказалось самым трудным делом в его жизни, так как по его собственному признанию, иллюстрировать чужие тексты ему было много проще, чем свои собственные. В своих текстах очень часто возникали споры между Чарушиным-писателем и Чарушиным-художником. Мы называем Чарушинахудожником – анималистом (анималист – художник, изображающий животных).
До войны Евгений Иванович Чарушин создал около двух десятков книг: «Птенцы», «Волчишко и другие», «Облава», «Цыплячий город», «Джунгли — птичий рай», «Животные жарких стран».Продолжал он иллюстрировать других авторов: С.Я.Маршака, М.М.Пришвина, В.В.Бианки.
Во время войны Чарушина эвакуировали из Ленинграда на родинув Киров (Вятку). Он рисовал плакаты, писал картины на партизанскую тему, оформлял спектакли в Кировском театре драмы, расписывал помещение детского сада. И занимался с детьми рисованием.
В 1945 году художник вернулся в Ленинград. Помимо работы над книгами, он создал серию эстампов.(Эстамп — оттиск на бумаге с печатной формы, лист, отпечаток с изображениями животных). Ещё до войны он увлёкся скульптурой, расписывал чайные сервизы, а в послевоенные годы делал из фарфора фигурки животных и целые декоративные группы.Последней книгой Чарушина стали «Детки в клетке» С.Я.Маршака. А в 1965 году ему посмертно была присуждена золотая медаль на международной выставке детской книги в Лейпциге.
5. Викторина:
1. В каком городе родился Евгений Чарушин?(В Вятке)
2. Кто был его отец? (Архитектор)
3.Кто была его мать?(Музыкантша)
4.Кого больше всего любил изображать художник в детстве? (Индейцев и животных)
5. Кем был Евгений Чарушин?(Писателем и художником – анималистом)
6.Что означает слово анималист? ( Художник, изображающий животных).
7. Где учился Е.Чарушин на художника? (В Петербурге)
8. О ком писал Е.Чарушин? ( О животных)
9.Как называлась первая книга иллюстрированная Е.Чарушиным? (Рассказ В.Бианки «Мурзук»)
6.Работа над содержанием рассказа Е.Чарушина «ВерныйТрой».
— Какое произведение Чарушина вы прочитали дома?
«Верный Трой».
— От чьего лица ведется рассказ?
— Куда собрались автор с приятелем?
— Где ждал автор своего товарища?
— Что услышал автор? (Стук! Гром! Тра-та-та-та-та-та-та-та-та-та! Деревянное что-то стучит-трещит по ступенькам, как трещотка какая).
— Что подумал автор? (Что этоего приятель с лыжами да с палками свалился, ступеньки пересчитывает).
— Кто это был?(Это была пятнистая собака — бульдог.Бульдог на колёсиках).
— Опишите его. (Туловище у него прибинтовано к игрушечному автомобильчику — грузовичок такой, «газик».А передними лапами бульдог по земле ступает — бежит и сам себя катит.Морда курносая, морщинистая. Лапы толстые, широко расставленные).
— Кто появился во дворе? (Рыжая кошка)
— Как повел себя бульдог? (Он бросится за кошкой — только колёса подпрыгивали.Загнал кошку в подвальное окно, а сам ездит по двору — углы обнюхивает).
— Что стал делать автор? (Вытащил карандаш и записную книжку, уселся на ступеньке и начал его рисовать).
— Что сказал возвратившийся приятель? (Рисуй его, рисуй, — это не простой пёс.Он из-за храбрости своей калекой стал).
— О чем рассказал ему приятель?(Зовут его Трой. По-нашему это значит — верный.…)
— Чем закончилась схватка с вором? (У него задние ноги отнялись, он стал калекой).
— Как поступили люди по отношению к Трою?(Все жильцы по очереди выводят его гулять. Автор ему колёсики приспособил. Трой сам скатывается на колёсиках по лестнице вниз,а назад взобраться не может, поэтому люди ему помогают взобраться вверх).
— Могли бы поступить люди иначе?
Вывод: — Что можно сказать о взаимоотношениях людей и собаки Троя?
7. Работа над содержанием рассказа Е. Чарушина«Кошка Маруська»
— Вы познакомились дома с еще одним произведением этого автора
«Кошка Маруська».Ответим на вопросы по содержанию этого рассказа.
— Кто жил у охотника Никиты Ивановича Пистончикова?
— Как выглядела кошка Маруська?
— Почему?
— Куда стала ходить кошка весной?
— Почему кошка осталась жить в лесу?
— Как стала она выглядеть?
— Вспоминал ли о ней охотник Никита?
— Как вела себя Маруська, когда наступила осень? Зима?
— Что произошло однажды?
— Веселый это рассказ или грустный?(Веселый, потому что кошка Маруська шапку за зайца приняла.Грустный, потому что охотник не кормил кошку..)
— А каков ее хозяин Никита Иванович? (Он не думал о своей кошке, не кормил ее.)
— Вы смеялись, когда кошка Маруська признала в шапке зайца и прыгнула на голову хозяина? А каково было кошке Маруське? Весело ей было? (Нет, кошка была очень голодная, ей зимой тяжело в лесу было.)
— Как исправил свою ошибку охотник? (Он взял ее домой и стал хорошо кормить)
— Понравился вам рассказ? Чем?
— Чем похожи рассказы, которые мы прочитали? (Там герои — животные. Это рассказы о людях и животных.)
Прожил Чарушин 64 года. Он умер в 1965 году. Где бы он ни был, о чем ни писал, что бы ни рисовал, он всегда обращается к своему юному читателю с таким призывом: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы своих ребят учат еду добывать, себя спасать? А ты — человек – хозяин всей природы, тебе все знать нужно. Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей. Для этого мы и существуем, что бы ты вырос умелым и добрым, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».
Вывод:— Прочитайте еще раз тему урока. Почему слова писателя Антуана Сент-Экзюпери стали заголовком нашего урока? (В этих рассказах говорится о том, что люди должны заботиться о своих питомцах, не бросать их)
8. — Какие стихи о взаимоотношениях человека и животных вы выучили?
а). Чтение стихотворенияЕлены Благининой«Котёнок»
— Как поступила девочка?
— Какой оказалась девочка? (Заботливой…).
— Можем мы брать с нее пример?
б).Чтение английского фольклора «Котята» (Перевод С.Я.Маршака).
— Как поступила хозяйка с маленькими котятами, когда те поссорились?
— Что стали делать котята на улице?
— Сжалилась ли хозяйка?
— А могла не сжалиться?
— Чтобы тогда произошло с котятами?
-Какой вывод мы можем сделать? Как нужно относиться к животным, которые живут у вас дома?
в).Инсценирование стихотворения Алексея Дмитриева «Бездомная кошка»
— Назовите главных героев этого стихотворения? (Автор и кошка).
— Как поступил автор?
— Почему кошка пела?
— Можем мы брать пример с автора этого стихотворения?
— Подходит ли эпиграф нашего урока к этим стихотворениям?
Вывод: — Что можно сказать о взаимоотношениях человека и животных?
9.Песня: «Просьба» (СловаР. Рождественского, музыка А. Пахмутовой).
— Какой вывод можно сделать из этой песни?
10.Физминутка
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать.
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
11. — У Е.Чарушина есть тоже сказка «Теремок».
— Ребята, скажите, а чем сказка «Теремок» Е. Чарушина отличается от хорошо знакомой вам русской народной сказки?(Это авторская сказка, написана в стихотворной форме.)
— Кто перечислит героев русской народной сказки?(Мышка-норушка, лягушка -квакушка, зайка- побегайка, лисичка -сестричка, волчок- серый бочок, мишка -косолапый)
— Давайте посмотрим инсценировку сказки Е.Чарушина «Теремок» и запомним как звали героев его сказки «Теремок».
12.Инсценировка сказки Е.Чарушина «Теремок».
-А в какой последовательности приходили к теремку герои Евгения Чарушина?
Как их звали? (Мышка-норушка, лягушка -квакушка, заяц- на горе увёртыш (ловкий), лисичка-сестричка, волк из-за кустов хватыш, медведь тяпыш-ляпыш – всех давиш)
— Как мы можем назвать одним словом всех животных, которые поселились в теремке?(Дружной семьей)
-Кто нарушил их покой?
— Сколько ребят в нашем классном теремке?
— А мы можем назвать наш класс семьей? Какою? (Дружной, доброй…)
— Как надо общаться друг с другом?
13.Расскажите, как вы относитесь к своим питомцам.( Рассказы обучающихся о животных на тему: «Мое любимое животное»).
— Есть ли у вас домашние животные? (Ответы детей)
— Как вы с ними играете?
— А как вы за ними ухаживаете?
— Как вы понимаете смысл пословицы: И собака помнит, кто ее кормит. (Домашние животные любят того из хозяев, кто за ними ухаживает, кто кормит их, гуляет с ними)
14. Рефлексия урока
— Понравился ли вам наш урок?
— О ком наш был урок?
— Как нужно относиться к животным?
— Что нового вы узнали на уроке?
Список использованной литературы
1. Костров Н.Воспоминания о Е. Чарушине // Мир Чарушина. — Л.: Художник РСФСР, 1980. — С. 153.
2. Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов.художник, 1983
3. Чарушин Е. Моя работа // Художники детской книги о себе и своём искусстве / Сост., записал и прокоммент. В. Глоцер. — М.: Книга, 1987
4. Цит. по изд.: Кузнецов Э. Звери и птицы Евгения Чарушина. — М.: Сов.художник, 1983
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №2, 1989г., №7, 2000г., №10, 2000г.–Чехов.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника»