Урок чтения в 3 классе
Тема: И.А. Крылов «Зеркало и Обезьяна»»
Цель урока:
продолжить ознакомление с творчеством И.А. Крылова;
работать над выразительностью чтения;
формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам; находить мораль в произведении;
развивать внимание, мышление, наблюдательность, зрительный анализ и синтез, звуко — слоговой анализ слов;
расширять поле зрения,
развивать функцию самоконтроля;
воспитывать нравственные качества, культуру работы в парах , интерес к чтению басен
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Оборудование к уроку:
1) на доске: портрет И.А. Крылова;
2) карточки с заданиями:
3) аудиозапись басни «Зеркало и Обезьяна» И.А. Крылова;
6) проектор, экран.
Ход урока
-
Организационный момент урока
Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
— Расшифруйте, фамилию баснописца:
|
| К |
|
|
| Р |
|
|
|
|
|
| Ы | |
|
| Л | ||
О |
| |||
В |
СЛАЙД 1
-
Речевая разминка
-
Выделите заданное слово, в конце строки и укажите, сколько раз оно встретилось (развитие наблюдательности, зрительного анализа и синтеза, расширение поля зрения, развитие функции самоконтроля)
-
атм там тма мат там мат там атм амт там _______ | |
кума | маку акму мука кума мука каму кума мука маку акму ______ |
себя | сябе бясе себя бясе сбяе себя беся себя ясбе себя _____ |
-
Чтение слов разной слоговой структуры или игра «ЛЕСЕНКА». СЛАЙД 2 (Подобные упражнения развивают звуко — слоговой анализ слов, внимание)
АМ
ТАМ
РОЖА
СОВЕТ
ПРЫЖКИ
СЧИТАТЬ
МАРТЫШКА
ПЕРЕЧЕСТЬ
Задание:
1. прочти спускаясь сверху вниз, входящие в неё слова.
2.если встретил слово, которое тебе трудно прочитать целиком, остановись и подели его на слоги.
3. теперь прочитай «ЛЕСЕНКУ» снизу вверх.
-
Проверка домашнего задания. («Басня Мартышка и очки»)
— Послушаем, как вы подготовились к выразительному чтению басни.
(Ученики читают басню выразительно. Учащиеся определяют, чье чтение им понравилось и почему.)
— Какой из недостатков людей «высмеял» в этой басне И.А.Крылов?
( И.А.Крылов в этой басне высмеивает необразованность людей.)
— Как еще называют таких людей? (Невежда – это необразованный человек)
-
Введение в тему.
1.Предварительная беседа
-Что вы узнали на прошлом уроке об Иване Андреевиче Крылове? (Ответы детей)
2. Рассказ детей о памятнике Крылову
Памятник И.А.Крылову
Когда в 1844 году умер Иван Андреевич Крылов, в Петербурге пошли разговоры о том, что надо бы поставить «дедушке Крылову» памятник. В России в ту пору ни одного памятника писателю не было. Правительство императора Николая I в деньгах отказало, и тогда решили собрать средства на создание памятника у народа. Два года шел сбор денег.
В конкурсе на создание памятника среди скульптором победителем был признан Петр Карлович Клодт. СЛАЙД 3
Как известно, скульптор Клодт был очень ответственным человеком. Задавшись идеей украсить памятник Крылову персонажами басен, Клодт внимательно прочел все произведения баснописца и составил список животных, изображения которых обязательно должны присутствовать в скульптурной композиции. Лепить животных Клодт предпочитал с натуры. Скульптору пришлось добывать натурщиков всеми возможными способами.
Осел жил у Клодта дома. Царские егеря подарили барону волка. Это незлобивое создание, спавшее вместе с собаками и за все время даже не попробовавшее никого укусить, встречало гостей протяжным воем, от которого по спине начинали бегать мурашки. Волк исправно охотился на кота Ваську, тоже позировавшего.
Из Новгородской губернии Клодту прислали медведя с медвежонком. Медвежонок несколько раз убегал из мастерской, пролезая в форточку, и пугал прохожих. Медвежонка возвращали. Во время очередного побега его постигла неудача, подросший медвежонок в форточке застрял. Чтобы его оттуда вынуть, пришлось выставлять раму.
Клодт раздобыл журавля, лисицу, овцу с ягнятами и даже лягушку. Все это разношерстное общество далеко не всегда сидело в клетках, а порою свободно разгуливало по мастерской. И только один натурщик был приходящим. Козел, которого приводила старушка, жившая неподалеку. У дверей мастерской козел начинал отчаянно упираться — его можно понять, там обитали волк и медведи. Несмотря на сопротивление, бабушка впихивала козла в мастерскую — ей очень хотелось увидеть своего серенького козлика, отлитого в бронзе. Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые – прямо в мастерской. Старания скульптора оправдали себя: животные, украшающие пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно.
В мае 1853 года памятник был завершен. Первоначально предлагалось установить его у Публичной библиотеки или на могиле Крылова в Александро-Невской лавре. Но Клодт сказал: «Установить надо в Летнем саду». СЛАЙД 4
-
Физкультминутка
-
Работа по теме. Басня «Зеркало и Обезьяна»
1. Словарная работа.
— В этом произведении, как и в других, есть трудные слова, устаревшие и непонятные. Давайте прочитаем их и подумаем, что они могут обозначать, какими словами из современного русского языка можно их заменить (работа в парах)
Задание: соедините слово с его определением.
обличающее, бичующее осмеяние | |
Кум | гримасы; неестественные телодвижения |
Ужимки | вид, облик |
Сатира | нечестен, вороват |
Попусту | крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной |
На руку нечист | напрасно, бесполезно, зря |
СЛАЙД 5
ОБРАЗ — вид, облик;
КУМ — крестный отец по отношению к родителям крестника и к крестной;
УЖИМКИ- гримасы; неестественные телодвижения;
САТИРА — обличающее, бичующее осмеяние;
НА РУКУ НЕЧИСТ — нечестен, вороват.
ПОПУСТУ — напрасно, бесполезно, зря.
2. Отработка техники чтения
ТРУДИТЬСЯ ЦА
ОБОРОТИТЬСЯ ЦА
У-А-О-Ю
У-РА-КО-Ю
УК-РАД-КО-Ю
3. — Посмотрите еще раз на заголовок басни и скажите, как вы думаете, о ком пойдет речь в басне? СЛАЙД 6
— Какую роль играет для вас зеркало? А для чего зеркало может быть нужно обезьяне?
4. Чтение басни учителем. СЛАЙДЫ 7-12
5. Выявление первичного восприятия.
-Что вам показалось смешным? Сколько героев в басне?
-Что подумала мартышка, увидев себя в зеркале?
-Какие признаки доказывают, что это басня?
(Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки людей.
В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаем людей.
Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни).
6. Самостоятельное чтение учащимися басни (Чтение вполголоса) СЛАЙД 13
VII. Работа над содержанием басни
Работа с действующими лицами по иллюстрации. СЛАЙД 14
-
Какой вы представляете обезьяну?
-
Узнала она себя в зеркале, как вы думаете, докажите словами из текста.
-
А кого она узнала в отражении в зеркале? Докажите словами из текста.
-
Как вы думаете, какой она себя считала? А какими она видела своих подруг? Умела она видеть свои недостатки?
-
А у людей вы встречали такое качество? А вы всегда видите свои недостатки или только в других их замечаете?
-
Прочитайте слова мартышки, с соблюдением знаков препинания.
-
Каким вы представляете себе медведя? Нарисуйте словесный портрет.
-
Прочитайте, какой совет дал ей Мишка? Ребята, а вы какой бы дали совет человеку, который осуждает других, хотя сам ничуть не лучше поступает?
-
Сравните две иллюстрации, скажите, как вы думаете, почему на одной иллюстрации звери одеты в одежды людей, а на второй изображены просто зверями? СЛАЙД 15
VIII. Физкультминутка (упражнение для глаз) СЛАЙД 16
IХ. Закрепление.
Работа в парах СЛАЙД 17
— Кто быстрее и правильнее подберёт карточки, относящиеся к басне.
К
Басня
арточки лежат на партах
Небольшое произведение, в котором высмеиваются пороки людей
Смешное лирическое стихотворение
Короткая сказочная история
Герои — богатыри
Герои — животные, иногда люди.
Есть герои — помощники
Цель: развлечь читателя, создать хорошее настроение
Цель: прославить русский народ, Русь
Цель: помочь исправить недостатки, посмеявшись над ними
Мораль
Диалог
Волшебство
Троекратный
повтор
Проверка. СЛАЙД 18
Оценивание работ в парах
— Какие пороки высмеивает в своих баснях И.А.Крылов? (болтливость, хвастовство, лень, лесть, трусость)
IХ. Итог урока: СЛАЙД 19
— Чему учат нас басни И.А.Крылова?
— Что бы вы посоветовали Обезьяне?
— Я надеюсь, что в вашей памяти надолго останутся слова И.А.Крылова, которые
помогут стать лучше.
Х. Домашнее задание. СЛАЙД 20
Подготовить по выбору:
выразительное чтение басни;
изобразить характер героев с помощью мимики, жестов;
выучить наизусть.