Учитель: Яхина Зиля Аухадиевна

Класс: 1б

Тема: Русская народная сказка «Петух и собака»

Цели: познакомить с русской народной сказкой «Петух и собака»; упражнять в выразительном чтении, чтении по ролям; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение; прививать интерес и любовь к устному народному творчеству.

Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно по слогам, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; пересказывать сказку на основе картинного плана; различать народную и литературную сказки; сравнивать разные произведения на одну тему.

Оборудование: выставка книг с русскими народными сказками, аудиоприложение к учебнику, карточки с загадками, иллюстрации к сказке.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка.

— Прочитайте текст.

На дворе трава, на траве дрова,

Не руби дрова на траве двора.

— Определите, что это за произведение. (Скороговорка.)

— Прочитайте скороговорку медленно.

— Прочитайте скороговорку изумленно, восхищенно, весело, с недовольной интонацией.

  • Прочитайте быстро, еще быстрее.

  • Кто может прочитать один?

III Актуализация знаний. Постановка целей урока

  • Над какими произведениями мы работали сегодня? (Над скороговоркой и сказкой.)

  • Какие еще произведения относятся к устному народному творчеству? (Загадки, пословицы, песенки.)

Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением устного народного творчества. Будем продолжать учиться читать выразительно, определять главную мысль произведения, думать, рассуждать, красиво говорить.

  1. Работа по теме урока

  • Отгадайте загадки.

Кто виляет весело хвостом?

Кто умеет сторожить дом?

Кто грызет большую кость в углу?

Кто калачиком свернулся на полу?

Кто кота прогнал из кухни прочь?

Кто пролаял напролет всю ночь?

(собака)

Не царь, а в короне,

Не всадник, а со шпорами,

Не будильник, а всех будит.

(петух.)

  • Как вы думаете, героями какого произведения они могут быть? (Ответы детей.)

  • Откройте учебник на с. 55. Рассмотрите иллюстрацию. О чем будет произведение?

  • Прочитайте название произведения.

  • Кто его автор? (Автора нет.)

  • Почему нет автора? (Это народная сказка.)

(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.)

  • Какое впечатление произвела на вас сказка?

  1. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

  • С каких слов начинается сказка? [Давным-давно…)

Слова, с которых начинаются сказки, называются зачином.

  • Подумайте, какие зачины вы еще знаете? некотором царстве, в некотором государстве… Жили-были…)

  • Как жили старики? Докажите. (Жили они очень бедно, скотины у них не было, только старая собака да старый петух.)

  • Почему петух и собака ушли от старика со старухой?

  • Где они решили заночевать?

  • Что случилось утром?

  • Как вы думаете, почему лиса расхваливала петуха?

  • Перечитайте выразительно диалог лисы и петуха. Подумайте, каким голосом надо за них читать.

(Чтение отрывка по ролям со слов «Надумала она петухом полакомиться…».)

  • Обсудите в парах, какова главная мысль сказки.

  • Прочитайте пословицы. Подумайте, к кому из героев сказки они подходят.

  • Не имей сто рублей, а имей сто друзей. петуху. У него был верный друг — собака. Она с ним вместе и от стариков ушла, и от лисы его спасла.)

  • Не рой другому яму — сам в нее упадешь. {К лисе. Она хотела петуха съесть, а сама чуть ноги унесла.)

  • Рассмотрите рисунки на с. 57. Как называется эта сказка? (Гуси-лебеди.)

  • Назовите ее героев.

  • Восстановите последовательность событий.

(Несколько учеников рассказывают сказку.)

VII. Рефлексия.

  • Все ли вам на уроке было понятно?

  • Что вы уже хорошо умеете? Что хорошо получается?

  • В чем трудности?

VII. Подведение итогов урока

  • Чем мы занимались на уроке? Какую сказку мы изучали, а какую повторяли?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here