Учитель: Яхина Зиля Аухадиевна
Класс: 1б
Тема: Русская народная сказка «Петух и собака»
Цели: познакомить с русской народной сказкой «Петух и собака»; упражнять в выразительном чтении, чтении по ролям; учить определять характер героев сказки, ее главную мысль; развивать память, речь, мышление, воображение; прививать интерес и любовь к устному народному творчеству.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать выразительно, плавно по слогам, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; называть героев сказки и оценивать их поступки; соотносить иллюстрацию с содержанием текста; пересказывать сказку на основе картинного плана; различать народную и литературную сказки; сравнивать разные произведения на одну тему.
Оборудование: выставка книг с русскими народными сказками, аудиоприложение к учебнику, карточки с загадками, иллюстрации к сказке.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка.
— Прочитайте текст.
На дворе трава, на траве дрова,
Не руби дрова на траве двора.
— Определите, что это за произведение. (Скороговорка.)
— Прочитайте скороговорку медленно.
— Прочитайте скороговорку изумленно, восхищенно, весело, с недовольной интонацией.
-
Прочитайте быстро, еще быстрее.
-
Кто может прочитать один?
III Актуализация знаний. Постановка целей урока
-
Над какими произведениями мы работали сегодня? (Над скороговоркой и сказкой.)
-
Какие еще произведения относятся к устному народному творчеству? (Загадки, пословицы, песенки.)
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением устного народного творчества. Будем продолжать учиться читать выразительно, определять главную мысль произведения, думать, рассуждать, красиво говорить.
-
Работа по теме урока
-
Отгадайте загадки.
Кто виляет весело хвостом?
Кто умеет сторожить дом?
Кто грызет большую кость в углу?
Кто калачиком свернулся на полу?
Кто кота прогнал из кухни прочь?
Кто пролаял напролет всю ночь?
(собака)
Не царь, а в короне,
Не всадник, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит.
(петух.)
-
Как вы думаете, героями какого произведения они могут быть? (Ответы детей.)
-
Откройте учебник на с. 55. Рассмотрите иллюстрацию. О чем будет произведение?
-
Прочитайте название произведения.
-
Кто его автор? (Автора нет.)
-
Почему нет автора? (Это народная сказка.)
(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.)
-
Какое впечатление произвела на вас сказка?
-
Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
-
С каких слов начинается сказка? [Давным-давно…)
Слова, с которых начинаются сказки, называются зачином.
-
Подумайте, какие зачины вы еще знаете? (В некотором царстве, в некотором государстве… Жили-были…)
-
Как жили старики? Докажите. (Жили они очень бедно, скотины у них не было, только старая собака да старый петух.)
-
Почему петух и собака ушли от старика со старухой?
-
Где они решили заночевать?
-
Что случилось утром?
-
Как вы думаете, почему лиса расхваливала петуха?
-
Перечитайте выразительно диалог лисы и петуха. Подумайте, каким голосом надо за них читать.
(Чтение отрывка по ролям со слов «Надумала она петухом полакомиться…».)
-
Обсудите в парах, какова главная мысль сказки.
-
Прочитайте пословицы. Подумайте, к кому из героев сказки они подходят.
-
Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (К петуху. У него был верный друг — собака. Она с ним вместе и от стариков ушла, и от лисы его спасла.)
-
Не рой другому яму — сам в нее упадешь. {К лисе. Она хотела петуха съесть, а сама чуть ноги унесла.)
-
Рассмотрите рисунки на с. 57. Как называется эта сказка? (Гуси-лебеди.)
-
Назовите ее героев.
-
Восстановите последовательность событий.
(Несколько учеников рассказывают сказку.)
VII. Рефлексия.
-
Все ли вам на уроке было понятно?
-
Что вы уже хорошо умеете? Что хорошо получается?
-
В чем трудности?
VII. Подведение итогов урока
-
Чем мы занимались на уроке? Какую сказку мы изучали, а какую повторяли?