План-конспект урока литературного чтения во 2 классе «А»
Автор учебника Л.А. Ефросинина
Тема урока: русская народная сказка «Белые пёрышки».
Цели урока.
Продолжить работу по ознакомлению учащихся с произведениями устного народного творчества на примере русской народной сказки «Белые пёрышки».
Формировать читательские умения: различать сказки авторские и народные, различать реальное и выдуманное в сказках.
Прививать интерес к художественной литературе.
Вырабатывать у детей навыки сравнительного анализа.
Воспитывать слушателя, читателя и творца путём обогащения читательского опыта и расширения литературного кругозора.
Задачи урока.
Образовательная и обучающая.
Обогатить словарный запас детей, учить правильно выражать свои мысли, повысить уровень общих знаний.
Развивающая.
Развивать память, быстроту реакции, навыки выразительного чтения.
Воспитательная. Воспитывать интерес к художественной литературе, умение слушать друг друга, наблюдательность, умение рассуждать.
Оборудование.
1.Смарт-доска.
2.Макбуки.
Ход урока.
I. Организационный момент. Приветствие учащихся.
II. Мотивация. Составление на смарт-доске из слогов названий жанров фольклора (потешка, загадка, скороговорка, пословица, закличка); введение слова – обобщения «Фольклор».
III. Актуализация знаний. Введение в тему урока посредством определения отсутствующего названия жанра — «Сказка».
IV. Знакомство с новым произведением.
Название новой сказки вы узнаете, если справитесь с заданием.
Название состоит из двух слов. В первом слове корень взят из слова белок, окончание – из слова славные, во втором слове корень, как в слове перина, суффикс, как в слове солнышко, окончание из слова ребятишки.
Белые пёрышки.
Вот диво — так диво! На море, на океане, на острове Буяне стоит древо — золотые маковки. По этому древу ходит кот Баюн: вверх идет — песню заводит, вниз идет — сказки сказывает. Это еще не сказка, а присказка, сказка вся впереди.
Чтение сказки учителем до слов
-А как же я? – спросил глухарь.
Далее предложить детям определить развитие сюжета.
После высказывания детей продолжить чтение сказки.
V. Обмен впечатлениями.
-
Ожидали ли вы такого развития событий?
-
Какие чувства вы испытывали, когда слушали сказку? В какой момент вам было грустно? А весело, радостно было?
-
С чего я начала чтение сказки? ( С присказки)
VI. Самостоятельное чтение сказки.
VII. Анализ сказки.
-
Какая беда произошла с глухарём?
-
К кому он обратился за помощью?
-
Как лебеди отнеслись к просьбе глухаря?
-
Какими качествами обладали лебеди, раз не оставили глухаря в беде?
-
Каким был глухарь?
-
Как лебеди решили облегчить полёт глухаря?
-
Чем закончилось путешествие глухаря?
-
«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам – урок». (А.С. Пушкин). Что в этой сказке выдумка? (зимующие птицы боятся не холодов, а голода, перелёт на верёвочке.) А что — правда? (Лебеди – перелётные птицы, глухари – зимующие). На что намекает сказка? (сострадание, сопереживание, желание помочь, поддержать, умение рассчитывать силы).
-
Какую литературную сказку вам напоминает путешествие глухаря?
(В. Гаршин. Лягушка-путешественница). Иллюстрации детей на смарт-доске.
-
Что общего в сказках? (Путешествие на птицах)
-
В чем вы видите различия?
Лягушка – прутик Глухарь верёвочка.
Лягушка – хвастливая. Глухарь – спокойный, добрый, боязливый.
Лягушка – любопытство. Глухарь – боязнь холодов.
VIII. Чтение произведения учащимися. Работа над выразительностью.
IХ. Тестирование. Работа на макбуках.
-
Какими словами начинается сказка «Белые пёрышки» ?
Выберите один ответ.
a. В некотором царстве, в некотором государстве… |
| |
| b. Жили-были… |
|
| c. Давным-давно это было. |
|
| d. Летела сова — весёлая голова. |
|
-
Верно ли, что сказка «Белые пёрышки» — волшебная сказка?
Ответ:
Верно Неверно
-
Как вы думаете?
|
| |
Лягушка из сказки В. Гаршина отправилась в путешествие с утками |
|
|
Лебеди и утки улетают осенью на юг |
|
|
-
Что подарил лебедь глухарю, чтобы он не скучал?
Х. Подведение итогов урока.
-
Почему сказка названа именно так – Белые пёрышки»?
-
Что придумал народ, чтобы объяснить такую необычную раскраску глухаря?
XI.Домашнее задание.
Читать сказку. Подготовить пересказ.
-
Можно ли в сказку ввести новых героев, изменить сюжет, конец сказки? Попробуйте придумать свою сказку со слов: «А как же я?». Можете начать сказку с присказки.
Самоанализ
урока литературного чтения по теме:
«русская народная сказка «Белые пёрышки»
На уроке продолжилась работа по формированию УУД (универсальные учебные действия)
Личностные
Метапредметные :
Познавательные- классификация, сравнение, анализ, вывод, обобщения, причинно-следственные связи.
Регулятивные – управление своей деятельностью
Коммуникативные – суждение, рассуждения, умение сотрудничать
Предметные
Воспринимать на слух художественное произведение в исполнении учителя, учащихся, отвечать на вопросы по содержанию литературного текста,
отражать главную мысль сказки.
Читать вслух предложения; плавно читать целыми словами. читать с интонационным выделением знаков препинания; выразительно читать сказку, используя интонации, паузы.
Дидактическим стержнем урока является преобразующая деятельность учеников путём наблюдения, сравнения, сопоставления, обобщения, формулировки выводов. В результате обмена мнениями, диалогической формы построения урока происходило формирование нравственных убеждений детей.
Сложившиеся доброжелательные отношения с детьми способствовали созданию комфортной обстановки и достижению целей урока.
Прилагаю творческое домашние задания учащихся.
Цели урока.
Продолжить работу по ознакомлению учащихся с произведениями устного народного творчества на примере русской народной сказки «Белые пёрышки».
Формировать читательские умения: различать сказки авторские и народные, различать реальное и выдуманное в сказках.
Прививать интерес к художественной литературе.
Вырабатывать у детей навыки сравнительного анализа.
Воспитывать слушателя, читателя и творца путём обогащения читательского опыта и расширения литературного кругозора.
Задачи урока.
Образовательная и обучающая.
Обогатить словарный запас детей, учить правильно выражать свои мысли, повысить уровень общих знаний.
Развивающая.
Развивать память, быстроту реакции, навыки выразительного чтения.
Воспитательная. Воспитывать интерес к художественной литературе, умение слушать друг друга, наблюдательность, умение рассуждать.
Оборудование.
Смарт-доска, макбуки.
Для достижения этих целей были использованы следующие методы: объяснительно-иллюстративные, наглядные, репродуктивный, частично-поисковые.
Формы: фронтальная, парная.
Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык.