Предмет
Литературное чтение УМК «Начальная школа XXI века» | Класс | 2 |
Тема урока | Обобщение темы «Сказки зарубежных писателей» |
Тип урока | Систематизация и обобщение знаний и умений |
Цель: | на основе анализа художественных произведений создать условия для формирования УУД: |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные УУД |
Регулятивные УУД | Познавательные УУД | Коммуникативные УУД |
-
1.Отрабатывать навык выразительного чтения. -
2.Формировать навык работы с текстами (смысловое чтение). -
3.Знать фамилии авторов и названия изученных произведений. -
4.Ориентироваться в понятиях «заголовок», «сказка», «жанр», «автор», «тема» | 1. Организовывать свое рабочее место. 2. Определять цель выполнения заданий. 3. Сохранять учебную задачу в своей деятельности 4.Выполнять действие контроля и самооценки своей учебной деятельности. 5.Определять границы своего знания/ незнания. | 1.Уметь самостоятельно формулировать обобщенный вывод. 2.Ориентирова ться на страницах учебника и в пройденном материале. 3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различное. 4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков. 5. Расширять словарный запас. | 1. Участвовать в деловой беседе. 2. Учиться отвечать на вопросы учителя и задавать вопросы. 3. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета. 4. Уметь слушать и понимать речь других. 5.Организовать учебное сотрудничество с учителем, с учащимися, в паре. | 1.Формировать позитивную мотивацию к учебной деятельности учащихся. 2. Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «дружба», «счастье». 3. Уважать творчество писателей. 4. Освоить роли ученика; проявлять интерес к учению. 5. Развивать коммуникативные умения, воспитывать культуру общения, сотрудничества. |
Решаемые учебные проблемы | |
Основные понятия, изучаемые на уроке | «заголовок», «сказка», «жанр», «автор», «тема», «информация», «счастье», «дружба», «честность». |
Здоровьесберегающие технологии | Соблюдение норм СанПиНа. смена видов деятельности; оздоровительные минутки; динамическая пауза, разнообразные методы изложения материала: словесный, наглядный, аудиовизуальный; разнообразные формы работы: индивидуальная работа, работа в паре; учёт индивидуальных и возрастных особенностей учащихся; создание благоприятной эмоциональной атмосферы |
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Мультимедийная презентация, аудиозапись мелодии «Азбука» А. Рыбникова из к/ф «Приключения Буратино», «Учиться надо весело» К. Ибряев, С. Соснин, отрывки из сказок: «Колосок», «Бременские музыканты», «Как Джек ходил счастья искать», «Сказка о трех поросят» |
Учебно-методическое обеспечение, оборудование | учебник, тетрадь «Литературное чтение», компьютер и проектор, плакат-модель обложки книги, карточки для работы в группе, для инсценировки колосок, зерно пшеницы, мешочек с мукой, пироги, яблоко, ключики — раздаточный материал, книги «Сказки о животных», толковые словари, листы самооценки. |
Образовательные интернет-ресурсы | | Деятельность учителя Деятельность учащихся
Контроль за организацией рабочего места. Наблюдает за выполнением санитарно-гигиенических норм: правил посадки, соблюдением правильной осанки, уровнем шума. Настраивает учащихся на продуктивную работу, активизирует внимание и память учащихся.
— Здравствуйте, дети! …….. Садитесь. — Меня зовут Ольга Юрьевна.
— Друзья мои, я очень рада Прийти в приветливый ваш класс. И для меня уже награда — Внимание ваших умных глаз. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на учебную работу, активизируют внимание и память.
2 ЭТАП. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Задачи: формирование рефлексивных умений определять границу между знанием и незнанием и познавательных мотивов учебной деятельности, стремления открыть знания, приобрести умения; развитие познавательных интересов и инициативы учащихся.
Аудио-запись мелодии «Азбука»
Слайд 2.
Деятельность учителя Создает для учеников проблемную ситуацию – вызывающее противоречие: дает задание трудно выполнимое при имеющемся уровне знаний и умений. Задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их, мотивируя к учебной деятельности. — Я приглашаю вас в волшебный мир. Слышите, уже звучит мелодия? (звучит мелодия «Азбука») — Кто узнал эту чудесную мелодию? — Правильно, это мелодия из сказки «Золотой ключик или Приключения Буратино». — Когда мы открываем и читаем книги — происходит чудо — оживают герои, начинают разговаривать животные. А может это мы начинаем понимать их язык? — Буратино открыл тайну золотого ключика. — А мы какую цель перед собой поставим? Подумайте. Помните: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», — сказал великий русский поэт А.С. Пушкин. Сказка учит всех людей Быть мудрее и добрей. Сказка — не обман, а тайна Не напутайте случайно. Сказка – кладезь, ясный свет, На любой вопрос ответ.
— Вдумайтесь в эти слова и определите цель нашего урока (ответы детей) — Итак, цель урока: найти в изученных сказках «намек» — («урок») что же хотели нам сказать авторы сказок, чему хотели нас научить? — А как мы будем разгадывать замысел авторов? Что нам надо уметь? — Хорошо знать содержание сказок, работать с текстами, уметь находить в текстах ответы на вопросы, читать, дружно работать в паре, — А еще вас ждет сюрприз. А какой, узнаете, если будете активно работать. — Внимание: за правильные ответы вы получите ключики, в конце урока мы подведем итог и вы сможете сами оценить свою работу. А если вас не спросили, но вы считаете, что справились с заданием, нарисуйте сами на Листе достижений ключик. — И еще совет, ребята, если вам будет что-то непонятно – представьте, что у вас в руках волшебная палочка, взмахните ею – поднимите руку – и я приду вам на помощь. — Настраиваемся на работу. В добрый путь. Деятельность учащихся Вступая в диалог с учителем (выполняя задания) выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. Определяют, каких знаний не хватает, где и как их добыть (открыть)
3 ЭТАП. Актуализация знаний Задача: актуализация имеющихся знаний, способов действия; развитие произвольного внимания и памяти
Слайд 3. Деятельность учителя Предоставляет материал, позволяющий осуществить переход к повторению изученного материала. 1.Подготовительная беседа — Кто скажет название пройденного раздела? Не забывайте, найти информацию можно в учебнике (с.38) — Правильно. «Лис Миккель и другие» (Записываю на доске) — Как вы думаете, почему он так назван? Какое слово подсказывает нам? (В этом разделе произведения о животных) — Да, по слову лис можно определить, что в этом разделе произведения о животных. — А какое слово могло быть продолжением названия? («Лис Миккель и другие… звери, животные, наши друзья) — А какое слово поможет нам определить, кто авторы? (Это русские народные сказки?) — Имена героев, названия городов подсказывают нам из какой страны автор. Имя «Миккель» — иностранного происхождения, значит и произведения относятся к зарубежной литературе. — Определите жанр произведений. — Сказки. Почему? Докажите — Правильно, в них происходят чудеса. 2.Моделирование — Составим модель обложки книги-сборника этих сказок на школьной доске. Кто сможет? — Расскажи, что получилось. — Какое название? (Лис Миккель и другие) — Кто автор? (Это зарубежные сказки). — А как определим цвет круга? — Надо определить тему сказок. — Какие предположения? (зелёный, красный, коричневый) — Возникла проблема. Давайте обратимся к Памятке на обложке тетради и проверим свои предположения. — Это сказки о животных. Значит цвет круга: коричневый Вывод: — Как еще можно назвать наш раздел? — Сказки зарубежных писателей о животных. Деятельность учащихся Включаются в работу, активизируют память. Вспоминают, изученный ранее материал (понятия). Отвечают на вопросы учителя, добывают информацию в учебнике. Составляют модель обложки книги.
4 ЭТАП. Обобщение и систематизация знаний. Подготовка учащихся к обобщенной деятельности, воспроизведения знаний на новом уровне. Упражнение в чтении по ролям Задача: формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал.
Слайд 4.
.
Слайд 5.
Деятельность учителя Предоставляет достаточное количество материала, побуждающего к учебной деятельности. Организует работу по формированию читательских навыков, навыков работы с текстом. Наблюдает за физиологическим состоянием учащихся с целью предотвращения умственного перенапряжения и физической усталости. Создает условия для сотрудничества (работы в парах) и создания ситуации успеха для каждого учащегося.
1.Повторение пройденного в творческой форме. — Итак, не забываем о цели нашего урока. Понять смысл сказок нам поможет французская пословица. Прочитайте ее, подумайте, с какими изученными произведениями она перекликается. (ПЛАКАТ) «Три вещи проверяются только в трех случаях: стойкость в опасности, мудрость в гневе, дружба в нужде» (французская народная пословица) Словарная работа: — Значения всех слов вам понятны? — В какой сказке проверялась Стойкость в опасности? — английская сказка «Как Джек ходил счастья искать», сказка Братьев Гримм «Бременские музыканты». Мудрость в гневе – показал Петушок в украинской сказке «Колосок». Дружба в нужде – проявилась в английской сказке про трех поросят. — Ребята, вы разгадали смысл пословицы и сказок и заработали ключики.. Вывод: — Вы согласны со мной, что в каждой сказке любого народа есть поучительный смысл?
2.Упражнение в чтении по ролям. Работа в паре. При помощи каких художественных средств авторы произведений передают свой замысел? — Работаем в парах. Находим в текстах предложения, раскрывающие главную мысль. — Посовещайтесь и выберите отрывок, диалог героев из любой сказки и подготовьтесь к выразительному чтению.
— Молодцы, читали правильно, громко, выразительно, вам удалось передать характер героев (ключики). — А теперь отправляемся на сказочную прогулку. Пожалуйста, встаньте и повторяйте движения за мной. Деятельность учащихся Закрепляют навыки смыслового чтения, навыки работы с текстами. Выполняют учебную задачу.
Участвуют в ученом диалоге. Анализируют прочитанные произведения и подбирают пословицы
Динамическая минутка: подвижная игра «Мишка и Зайка» Задача: смена вида деятельности, эмоциональная разрядка и физическая зарядка. У Медведя дом большой! (встали, руки через стороны вверх) А у Зайки — маленький! (присели) Вот Медведь пошел домой! (ходьба на месте вперевалочку с ноги на 1, 2, 3, 4) А за ним и Зайка! (подскоки на месте) То Медведь идет домой (ходьба на месте вперевалочку с ноги на ногу) То снова скачет Заинька.(подскоки на месте) То идем так мягко, как Мишка-косолапка,(ходьба на месте вперевалочку с ноги на ногу) То идем так быстро, как Заинька-трусишка.(подскоки на месте) Вот Медведь пришел домой, (останавливаемся, вдох-выдох) А за ним и Заинька! (сели на место) — Молодцы! Будьте здоровы! 5 ЭТАП. Применение знаний и умений в новой ситуации Задачи: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи; формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах, воспитание культуры делового общения.
Слайд 6. Деятельность учителя Предлагает задания на применение знаний и умений в новой ситуации, помогает комментировать учебные действия, поддерживает интерес и познавательную активность учащихся. Конкурс театрального мастерства: 1.Инсценировка сказки «Колосок» с выборочным чтением. — Давайте и мы совершим маленькое чудо — сочиним новую сказку, представим, что в сказке «Колосок» герои не поссорились и у сказки счастливый конец. Что надо сделать мышатам? (попросить прощения у петушка). — Давайте покажем новую сказку. Я буду говорить за петушка, а вы за мышат. Можете читать в учебнике, открываем с. 38. (В процессе инсценировки показываю колосок, зерно пшеницы, мешочек с мукой, пироги). — Помните, ребята, что все можно изменить, если попросить прощения и исправить свои ошибки. в театральный институт. — Спасибо за . Ключики не забываем рисовать. Деятельность учащихся Выполняют задания по предложенной теме всем классом и предлагают свои варианты ответов по учебной проблеме. Учатся работать коллективно. Инсценируют сказку Высказывают и обосновывают свою точку зрения. 6 ЭТАП. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция. Задачи: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению; овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов.
Деятельность учителя Проверяет знания учащихся в игровой форме. Организует деятельность учащихся по самопроверке. Подводит итог, предлагает вспомнить тему и задачи урока. Проверочная работа. Блиц-опрос по произведениям. 1.- В какой сказке есть присказка? (Подсказка с. 48 «Лис Миккель и медведь Бамсе», с. 61 «Сказка про трех поросят») 2.- Кто из героев счастье искал?(Джек) — А еще кто? (три поросенка — подсказка с.61) 3.- Почему Джек искал счастье? Он был одинок. 4.- Нашел Джек счастье? Да. 5.- В чем его счастье? Его счастье в друзьях. Оно оказалось не за тридевять земель, а совсем рядом. 6. А три поросенка нашли свое счастье? Да. 7.- В чем их счастье? (быть вместе одной семьей) 8.- Герои какой сказки так и не научились дружить? («Колосок»). 9.- Почему? (Не смогли договориться, распределить обязанности, извиниться). 10.- Какое настроение было у всех героев? (сначала веселое, потом грустное) — Молодцы. Деятельность учащихся Выполняют проверочную работу. Проверяют себя. Дают ответы на вопросы учителя.
7 ЭТАП Итог урока. Задачи: организовать фиксацию учащимися нового содержания и фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.
. Деятельность учителя Предлагает оценить меру продвижения к цели и успехи класса в целом. Ведёт диалог, направленный на анализ учебной деятельности и обобщение. Подведение итога урока: — Пора подвести итог урока. Напомните мне, пожалуйста, какую цель мы ставили перед собой? — Правильно, узнать в чем поучительный урок каждой сказки. — Согласны ли вы, что мы ее выполнили? — «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». — Какой урок мы получили, прочитав сказки? (надо дружить, помогать близким, трудиться, быть добрыми, смелыми) — Считаете ли вы, что знания, которые получили на уроке, пригодятся вам в жизни? — Какие умения мы отрабатывали на уроке? — Учились работать с текстами, добывали информацию, читали, проверяли свои знания… — Какие элементы урока вам были интересны? Подумайте, что хорошо получалось, а что не очень и почему. — В чем вы ошибались? — Чтобы вам хотелось узнать ещё по теме урока? — Как узнать? Надо читать. — Мы начинали урок словами А.С.Пушкина и заканчиваем тоже словами великого поэта: «Чтение — вот лучшее учение». — Оцените свою работу. Посмотрите, сколько ключиков вы заработали. Выставление отметок за активную, правильную творческую работу на уроке. Деятельность учащихся Анализируют работу класса в целом. Высказывают оценочные суждения. Называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и понравившиеся эпизоды урока. 8 ЭТАП Рефлексия. Задачи: рефлексивный анализ и оценивание собственной учебной деятельности.
Слайд 7.
Аудио запись песни «В дорогу, девчонки» Деятельность учителя Предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели. Ведёт диалог, направленный на самооценку учащихся. Организовывает заполнение «ЛЕСЕНКУ ЗНАНИЙ» (на обратной стороне листочка) — Переверните Лист достижений, перед вами Лесенка знаний. — На самом верху лесенки — человек, который любит читать, прочитал все сказки нашего раздела, хорошо знает авторов и героев сказок, может найти ответ в книге. — А на самом низу — человек, не любит читать, не знает ни одной сказки и не даст ответа ни на один вопрос. — А куда вы поставите себя? Нарисуйте себя. (Я или человечек) — Я вижу, что большинство ребят любят читать, знают много сказок. — Послушайте музыкальный совет. Звучит отрывок из песни: — «В дорогу девчонки, в дорогу мальчишки. По лесенке знаний шагайте смелей. Чудесные встречи и добрые книжки Ступеньками будут на ней… По лесенке нашей вы сможете скоро Достичь недоступной морской глубины, Спуститься под землю, взобраться на горы, И даже дойти до луны. — Я буду рада, если наш урок ещё раз напомнил вам о необходимости чтения, бережного отношения к своим близким: родным и друзьям. — Наш урок подходит к концу, но чтение никогда не кончается, ведь чтение — дорога к знаниям. Деятельность учащихся Определяют степень своей работы. Отмечают успешные ответы, продуктивную работу своей пары. Заполняют листы собственных достижений.
8 ЭТАП Задание на продуктивное применение (носит рекомендательный характер, задание творческого характера, по выбору): — Я надеюсь, что вы продолжите в свободное время путешествие в Волшебный мир литературы и предлагаю вам: — найти и прочитать сказку о животных, подготовить отзыв о ней; — сочинить сказку; — нарисовать рисунок — Спасибо за работу. Урок закончен.