МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА№6 г.Георгиевска
Конспект урока литературного чтения
«Старость надо уважать»
(по рассказу Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек»)
2 класс
(УМК «ГАРМОНИЯ»)
Предметная область: начальное общее образование
Участники: начальные классы
учитель начальных классов
Тишина Е.А.
2014-2015 уч. год
Тема: Старость надо уважать.
Цели: знакомить детей с биографией и творчеством Л. Н. Толстого;
продолжить работу по воспитанию нравственных качеств
человека.
Задачи: учить определению главной мысли произведения и под-
тверждению своих суждений цитатами из текста;
развивать логику;
совершенствовать технику чтения;
воспитывать уважение и сострадание к старым людям, ро-
дителям.
Оборудование: выставка книг Л. Н. Толстого, портрет писателя,
мультимедийный проектор, презентация, выставка
рисунков учащихся на тему «Моя семья».
Тип урока: работа с художественным текстом.
Технология: развитие критического мышления через чтение и
письмо.
Приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту учащихся, кластер, поиск ответов на поставленные в I части вопросы, проверка первоначальных предположений, ответы на вопросы, работа в парах.
На доске: «Почитай отца своего и мать свою, чтобы тебе было хо-
рошо и чтобы ты долго жил на земле»
Библия, Ветхий Завет
Ход урока
1 Стадия вызова.
Предлагается соединить начало и конец пословиц, чтобы по- лучились верные высказывания: (Работа в парах)
Вся семья вместе… …тот вовек не погибает.
Кто родителей почитает… … детки же и горе.
Детки -радость… … и душа на месте.
Вопросы:
— Запишите в тетради, как вы понимаете слово «семья».
Чтение ответов детей (по выбору учителя)
и обсуждение.
— Попробуйте ответить на вопрос, почему люди создают семью.
— Рассмотрите выставку рисунков «Моя семья». Задайте вопросы авторам рисунков.
2 Стадия осмысления содержания.
Вопросы:
— Есть ли в вашей семье старые люди?
— Сравните ваши рисунки с иллюстрацией в учебнике.
— Что вы можете сказать об этой семье?
-Кто, на ваш взгляд, самый беспомощный в семье?
-Кто и почему должен быть опорой для дедушки?
— Сегодня мы знакомимся с рассказом Л. Н. Толстого «Старый дед и внучек». Что вы знаете об авторе? Какие его произведения уже читали?
— Что объединяет эти произведения?
— Прочитаем текст и попытаемся понять, какой совет даёт нам
автор.
Фрагмент 1.
Вопросы:
— В чьей семье живёт дедушка?
-Кто такая невестка?
— Как вы думаете, всегда ли дедушка был таким беспомощным?
— Почему деда стали кормить за печкой?
Задание: — Составьте кластер – описание данной семьи.
Фрагмент 2.
Вопросы и задания (выборочное чтение):
— Что сделала невестка, когда дедушка разбил чашку с едой?
— Как повёл себя старик?
Фрагмент 3.
Вопросы:
— Подберите к слову «слаживает» синоним.
— Что делал Миша из дощечек?
— Что такое лоханка?
— Прочитайте диалог отца и сына в лицах
— Как вы думаете, что почувствовал отец, услышав ответ сына?
Фрагмент 4
Вопросы:
— Почему родители Миши заплакали?
— Как изменилась жизнь дедушки после этого случая?
— Составим кластер последовательности событий в рассказе.
3 Стадия рефлексии.
Вопросы и задания:
— Прочитайте пословицу и соотнесите её с рассказом.
— Что значит почитать старших?
— Какой же совет даёт нам автор?
— Прочитайте цитату из Библии, записанную на доске, вспомните всё, о чём мы говорили на уроке, и сделайте вывод, чему хотел научить нас автор рассказа?
Задание: составить синквейн слова «семья».
(презентация к уроку прилагается)
Источники:
О.В. Кубасова .Литературное чтение: учебник для 3 класса. В4 частях.
Часть 2. Смоленск: ассоциация XXI век, 2014. – 192 с
О.В. Кубасова. Методические рекомендации к учебнику для 3 класса общеобразовательных учреждений. Смоленск: ассоциация XXI век, 2013. – 184 с.
ЕА. Тишина