И.М.Московских,

учитель начальных классов МБОУ СОШ №12

г. Новый Уренгой

А.С.Пушкин в литературе. « Зимний вечер»

Урок литературного чтения в 3-м классе

______________________________________________________________________________

Использование в структуре урока работы в паре в сочетании с другими формами обучения помогает большему числу обучающихся деятельностно включится в учебный

процесс, проявить коммуникативные и мыслительные способности. Такая организация

занятия направлена на достижение не только предметных, но и личностных, и метапред-

метных результатов обучения. Посредством организации работы обучающихся в парах и

группах на уроках литературного чтения при изучении стихотворных произведений фор-

мировать у них коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.

Тип урока: изучение нового материала.

Литература:

— Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 3 класс. В 2-х. Москва «Просвещение»,2013(сис-

тема УМК «Перспектива»)

— Литвинская И.Г. Использование методики Ривина при изучении стихов. Коллективный

способ обучения. 1995.№1

Цели урока:

— познакомить обучающихся с красотой поэзии А.С.Пушкина;

— помочь почувствовать состояние души поэта.

Задачи урока:

— личностные: формирование у детей мотивов учебной деятельности;

— метапредметные:

познавательные: развитие у детей умения пользоваться различными способами поиска

информации ( учебник, справочник- словарь);

коммуникативные – формирование у обучающихся:

— навыков сотрудничества со сверстниками;

— умений: выявлять истину в дискуссии; выполнять различные роли в паре; сотрудничать

В совместном решении проблемы; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила

речевого этикета; принимать точку зрения собеседника;

предметные:

— формирование у обучающихся правильной читательской деятельности;

— расширение знаний детей о творчестве А.С.Пушкина;

— развитие у школьников устной речи, умения работать со стихотворным произведени —

ем;

— регулятивные: формирование у детей умения определять цель учебной деятельности с

помощью учителя и самостоятельно.

Оборудование:

— текст стихотворения А.А.Блока «Пушкинскому дому»

— портрет А.С.Пушкина и А.А.Блока;

— аудиопроигрыватель;

— аудиозаписи: стихотворение «Зимний вечер» А.С.Пушкина ;

— карточки с заданиями.

Ход урока.

1. Организационный момент

— Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Пушкин! Звук понятный и знакомый,

Не пустой для сердца звук.

Не твоих ли звуков сладость

Вдохновляла в те года?

Не твоя ли, Пушкин, радость

Окрыляла нас всегда?…

Вот зачем такой знакомый

И родной для сердца звук…

-Ребята, как вы думаете, кому будет сегодня посвящён урок?(Дети отвечают)

— Верно, сегодня у нас встреча с великим поэтом Александром Сергеевичем Пушки-

ным.

2. Введение в тему урока.

Прочтите строки из стихотворения Александра Александровича Блока, написанные на доске. Почему поэт считает, что имя Пушкина – это слово, близкое сердцу каждого русско-

Го человека? Вам предстоит работа в группе. Возьмите карточку №1.

Карточка №1

Вам предлагаются слова из стихотворения А.А.Блока «Пушкинскому дому»,кото –

рые он посвятил А.С.Пушкину.

1. Вчитайтесь в эти слова:

Пушкин!…

Звук понятный, знакомый,

Не пустой для сердца звук …

А.А.Блок

2. В группе обсудите эти вопросы. Подумайте и скажите, о чём говорят эти слова? По-

чему понятный, знакомый, почему не пустой для сердца звук? Поделитесь своими мысля-

ми с товарищами.

3. Актуализация знаний.

-Каждый из нас знаком с творчеством Александра Сергеевича Пушкина с самого раннего

детства. Хотя Пушкин родился очень давно (в 1799г.), его произведения любят и читают до сих пор.

— Сегодня мы с вами познакомимся с прекрасным стихотворением Александра Сергееви-

ча Пушкина.

— Откройте учебники , прочитайте название стихотворения.

(Пушкин написал «Зимний вечер» в ссылке, в селе Михайловском, где жил два года,с 1824

По 1826 гг., не имея права выезжать.

— Подумайте, как мы могли бы назвать тему нашего сегодняшнего урока?

(Произведение Александра Сергеевича Пушкина «Зимний вечер»)

4. Физкультминутка.

5. Работа по теме урока.

1. Первичное восприятие (аудиозапись).

— Послушайте и скажите какие картины возникли в вашем воображении?

— Что вы увидели, когда слушали это стихотворение?

6.Словарная работа.

Веретено –ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заострённым кольцом.

Кроет – покрывает.

Лачужка – небольшая старенькая избушка.

Обветшалая кровля – старая, разрушающаяся крыша.

7. Организация парной работы обучающихся над содержанием прослушанного стихот-

ворения А.С.Пушкина «Зимний вечер»

— Чтобы лучше понять, какие чувства и эмоции Пушкин хотел передать этим произведе-

нием, попробуйте помочь друг другу вникнуть в смысл слов и строчек стихотворения, за-

помнить проработанные строфы. Сколько строф, частей в стихотворении? 4 строфы.

— Сколько человек будут работать с вами вместе, чтобы изучить стихотворение? 4.

Карточка №2

1. Вчитайтесь в первую часть стихотворения.

2. Какое настроение создаёт описание природы и погоды в начале стихотворения?

3. Как лирический герой пытается изменить ситуацию?

4. Как Александр Сергеевич Пушкин пишет о няне? Можно ли сказать, что он хорошо

помнит своё общение с няней с детства? За что он благодарен ей?

5. Каким настроением проникнуто всё стихотворение? Какие рифмы находит А.С.Пушкин,

чтобы передать своё настроение в этот зимний вечер?

8. Выразительное чтение стихотворения.

9. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

На сегодняшнем уроке я узнал …

На этом уроке я похвалил бы себя за …

После урока мне захотелось …

Сегодня я сумел …

10. Подведение итогов урока.

— Чем занимались на уроке?

11. Домашнее задание.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here