Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: Чудеса поэтических и живописных образов (К. Д. Бальмонт «Трудно Фее»)

Цели урока:

— формировать умение анализировать текст, подтверждать высказывания цитатами из текста, помочь найти и понять главную мысль стихотворения;

— развивать способность видеть художественные приёмы, при помощи которых создаются поэтические и живописные образы;

— обнаружить сходство восприятия мира природы поэтом и художником;

— развивать навык выразительного чтения.

Ход урока

I. Организационный момент

Театр мы все любим несомненно,

Туда попасть стремимся несомненно.

Я предлагаю вам в театр поиграть

И как артисты, стих свой рассказать.

II. Проверка домашнего задания

— Выразительное чтение стихотворения « Ландыш» (три-четыре человека).

— Если бы вас попросили проиллюстрировать это стихотворение, какими бы вы красками воспользовались? (светлые тона: зеленый белый – это ландыш; темные тона для изображения леса: коричневы, серый.)

-Скажите, а обязательно ли нужно срывать цветок, чтобы полюбоваться им?

Мудрый поэт Самед Вургун сказал однажды:

« Я должен над цветами наклонится

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица

И доброе лицо им показать.

III. Подготовка к восприятию. Сообщение темы урока

(Открываю рисунок с изображением Феи цветов.)

Сегодня я предлагаю вам отправиться в лес, на природу. Нас встречает лесная Фея. Кто она такая?

(Феи — это воздушные маленькие существа, порхающие на стрекозиных крылышках, красивые обитатели волшебной страны. Они появляются в платьях из тончайшей материи, воздух вокруг них мерцает волшебными огнями и пронизан великолепным благоухающим запахом.)

— В каких произведениях вы встречали этот персонаж? («Золушка», «Спящая красавица».)

— Какую роль Фея играла в судьбе героев? (Исполняла желания, одаривала подарками.)

— Сегодня познакомимся со стихотворением Константина Бальмонта,

его произведения полны загадок и чудес.

— Из его стихотворения мы узнаем, о какой Фее он нам рассказал.

IV. Работа по теме урока

Откройте учебник на странице 124. Прочитайте название: «Трудно Фее».

— О чем автор нам хотел сказать этим названием? (Непросто быть Феей.)

(Читаю стихотворение)

— Что поняли? (Каждый представитель природы обращается к Фее.)

Самостоятельное чтение.

— Кто участник разговора и как каждый из них обращается к Фее?

(На доске выставляются слова.)

Сирени — шепчут

Стриж — призывает

Ландыши — шепчут

Травинки — промолвили

— Зачем они совершают эти действия? (Они хотят обратить на себя внимание, им нужна любовь Феи.)

— Попробуйте показать, что слово, посвященное ландышам и травинке, — точная поэтическая находка

. Для этого прочитайте, как автор говорит о ландышах.

(«Ландыши шепнули сквозь тени очи смежа».)

— Как понимаете эти строчки? («Сквозь тени» — они растут в тенистом месте; «очи смежа» — закрыли глаза-бутончики.)

Все это создает впечатление хрупкости и недоступности ландышей, их укрытости от посторонних глаз.

— Прочитайте, как автор говорит о травке.

«…Сквозя изумрудно

травки промолвила нить…»

Поэт сравнивает травку с ниточкой, которая к тому же «сквозит изумрудно».

— Поясните значение слов «сквозит» и «изумрудно». («Сквозить» — едва просачиваться, чуть виднеться, слегка обнаруживаться; «изумрудно» — драгоценно, сверкая зеленым изумрудным цветом.)

— Слова, посвящённые ландышам, травинке – поэтическая находка! Бальмонт сумел передать хрупкость, красоту природы в этом стихотворении.

V. Физкультминутка

Наши алые цветочки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит.

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают.

Головой качают.

VI. Продолжение работы по теме

— Вам понравились образы, созданные Бальмонтом?

— Догадайтесь, в чем состояла работа Феи? (Любить все живое на Земле. Благодаря этой любви, в ответ на неё, растения, видимо, и могут источать свой аромат, быть прекрасными, и мир становится прекрасным и разнообразным.)

— Кто же эта Фея? Вы верите в ее существование? (Видно, это сама природа, это душа леса.)

VII. Выразительное чтение стихотворения

— Посмотрите на доску, прочитайте еще раз записи на карточках и попробуйте прочитать стихотворение так, чтобы мы это почувствовали.

VIII. Обобщение

— Вам понравилось это произведение? А знаете ли вы, что в Москве в 1905 г. была напечатана книжка «Фейнины сказки». В ней было помещено 71 стихотворение. Посвящена эта книга Нинике — Нине Константиновне Бальмонт-Бруни, дочери Бальмонта и Екатерины Алексеевны Андреевой. Об этой книге изящных стилизаций детских песенок восторженно писал Валерий Брюсов: «В «Фейниных сказках» родник творчества Бальмонта снова бьет струей ясной, хрустальной, напевной. В этих «детских песенках» ожило все, что есть самого ценного в его поэзии, что дано ей, как небесный дар, в чем ее лучшая вечная слава. Это песни нежные, воздушные, сами создающие свою музыку. Они похожи на серебряный звон задумчивых коло¬кольчиков, «узкодонных, разноцветных на тычинке под окном». Это — утренние, радостные песни, спетые уверенным голосом в ясный полдень». В первой части «Фейниных сказок» создан мир феи, где бессмертной жизнью живут ее спутники, друзья и враги: стрекозы, жуки, светлячки, тритоны, муравьи, улитки, ромашки, кашки, лилии.

Послушайте одно стихотворение из цикла «Фейнины сказки».

Фея за делом

К Фее в замок собрались

Мошки и букашки.

Перед этим напились

Капелек с ромашки.

И давай жужжать, галдеть

В зале паутинной,

Точно выискали клеть,

А не замок чинный.

Стали жаловаться все

С самого начала,

Что ромашка им в росе

Яду подмешала.

А потом на комара

Жаловалась муха:

Говорит, мол, я стара,

Плакалась старуха.

Фея слушала их вздор

И сказала: «Верьте,

Мне ваш гам и этот спор

Надоел до смерти».

И велела пауку, —

Встав с воздушных кресел, —

Чтобы тотчас на суку

Сети он развесил.

И немедля стал паук

Вешать паутинки.

А она пошла на луг

Проверять росинки.

IX. Работа с «Картинной галереей»

— Фея цветов приглашает нас дальше прогуляться по ее владениям и насладиться красотой природы, которую изобразил Михаил Врубель. Отправимся в «Картинную галерею».

— Рассмотрите репродукцию с картин Михаила Врубеля «Сирень» и «Жемчужина». Что видите?

(На картине «Сирень» изображена прекрасная дева, на фоне цветущего куста сирени, которую вряд ли можно считать реально существующим человеком. Лицо у нее бледное, с большими печальными глазами. Волосы черные, длинные, опускаются по плечам, закрывая все тело. Пирамидки сирени сверкают, точно драгоценные камни, светятся изнутри малиновыми, сиреневыми и синими огнями. Очевидно, это прекрасная Фея.

Найдите у Кентавра Хирона в разделе «Музей» объяснение слову «нимфы»(стр.151). Нимф, или фей деревьев звали дриадами. Дриада – это душа дерева, которая сохраняет его, вдохновляет цвести и благоухать, сообщает ему особую красоту. Прекрасная фея – это тайна сирени, которую нам словно случайно повезло увидеть.

На картине «Жемчужина» изображена внутренняя перламутровая поверхность раковины, где обычно вырастает жемчужина. Мы видим двух хрупких дев с огромными глазами. Они укутаны в легкие прозрачные (газовые) ткани. Они молчаливы и задумчивы, как и фея сирени, словно воплощают те творческие силы которые порождают жемчужину, ту прозрачность и красоту, которой отличается маленький перламутровый шарик, поблёскивающий всеми цветами радуги, зарождающийся в этой раковине.)

X. Итог урока

— Можно ли утверждать, что поэт и художник сходно воспринимают мир природы? (Да, они создают сходный образ Феи как души природного мира, воплощенной в нем любви и красоты. Да и сам природный мир, изображенный художником и поэтом, хрупкий, таинственный и драгоценный.)

— Для чего нужна такая работа со стихотворением?

Д/З

Выразительное чтение стихотворения,

нарисовать фею природы (по желанию),

найти сказку «Аладдин и волшебная лампа» (арабская сказка).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here