ГУ «Средняя школа № 16 отдела образования акимата города Костаная»

Конспект урока для 3 класса

«Хитрые вороны»

Составитель: Вяткина Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов

Тема: Вера Чаплина «Хитрые вороны»

Цель:1. познакомить учащихся с новым автором и его произведением.

2. развивать познавательные способности детей: речь, память, критическое мышление.

3. закреплять умение составлять портретную характеристику героя.

1. Повторение

1. — Объясните выражение. Чудес и тайн на свете много.

— Откуда оно? (так называется раздел учебника который изучаем)

2. Викторина

— Назовите произведение и его автора.

— О чем это произведение?

1. Трудно корень «оживить»!

Здесь нужна работа!

Нужно что-то отпилить /Ольга Высотская

И добавить что-то! «Лесные диковины»./

2. Вот перед ними ещё дверцы:

Они отворились, и Миша очутился на улице. / В. Ф. Одоевский

Что за улица? Что за городок? «Городок в табакерке»./

3. Она часто ходила в театр. Это было увлекательное занятие.

Дагни долго не засыпала и даже иногда плакала у себя в постели.

/Константин Паустовский

«Корзина с еловыми шишками»/

— Что объединяет все эти произведения?

/любовь к прекрасному, окружающая нас природа полна тайн и загадок, нужно быть чутким

и внимательным, чтобы их разгадать!

3. Проверим домашнее задание.

1. -Какой подарок сделал Григ для Дагни? Почему?

-Как отнеслась девушка к этому подарку?

-Каким должен быть человек, который сумел написать такую восхитительную музыку?

2. « Мини сочинение»

Какова главная мысль этого произведения?

«Вывод» Для чего повторили пройденный материал?

/Знать произведения и авторов/

2.Сообщение темы и цели урока.

— Познакомимся с новым произведением, узнаем о чём оно нам рассказывает, чему учит, будем: — выделять главное.

— сравнивать, озаглавливать части, давать характеристику героям, учиться

бегло читать, пересказывать.

Какие умения нам пригодятся на уроке?

3. Вступительная беседа об авторе. Вера Васильевна Чаплина

Работа в группах: изучите биографию писательницы, расскажите, что узнали о ней.

1908-1994 г.

1гр. Вера Чаплина — известная детская писательница. В этом году 24 апреля исполняется 104 со дня её рождения. Родилась в г. Москве в 1908 г. В дворянской семье. В 10 лет, как беспризорница, оказалась в детском доме в г. Ташкенте.

2гр. Даже находясь в детском доме писательница ухитрялась держать щенят, котят и птенцов. Любовь к животным и ответственность за их жизни воспитали в ней решительность и умение преодолевать трудности.

3гр. В 1923 г. Веру разыскала мать и привезла назад в Москву. Девочка поступила в кружок юных биологов. 12 лет спустя вышла её первая книга о животных.

ПИТОМЦЫ ЗООПАРКА……………………………

1. Портрет автора — Какими чертами характера может обладать В. Чаплина?

— Почему? (чуткая, добрая, любит животных, терпеливая…)

2. Презентация рассказов В. Чаплиной. (рассказы детей )Книжная ярмарка

Вывод: — О ком писала В. Чаплина?

— Каким человеком она была?

3. Предсказание: (рисунок на доске)

— Рассмотрите рисунок к произведению.

— Составьте по нему свой рассказ?

— А хотите узнать о чем и о ком написала Вера Чаплина в рассказе?

— В рассказе она ставит перед нами вопросы?

  1. Кто они, наши соседи по планете?

  2. Имеют ли они свой язык?

  3. Думают ли звери? Как разгадать тайны их поведения?

— На эти вопросы мы и постараемся дать сегодня ответы.

4. Первичное восприятие текста.

Приготовьтесь слушать произведение. В тексте встретятся слова.

Объясним их значение.

1. словарная работа

дувал – глиняный забор арык-оросительный канал, канава

тюбетейка – головной убор Ташкент –столица Узбекистана

— На каком языке разговаривают в Узбекистане? А в Казахстане? ( на узбекском, русском, казахском, а еще каждая национальность может говорить на своем родном языке.)

Русский язык – язык межнационального общения.

После прослушивания рассказа ответьте на вопрос:

1. Почему рассказ называется «Хитрые вороны»?

2.В чем заключалась их хитрость?

3. чтение текста учителем и подготовленными учениками.

ИТОГ: Ответим на поставленный перед чтением вопрос

-Почему рассказ называется «Хитрые вороны» ?

-В чем заключалась их хитрость?

— К какому жанру относится это произведение? Почему?

РАССКАЗ — небольшое повествование в котором описано 1 или несколько событий с малым .

количеством героев.

-От чьего имени ведется рассказ? (автора)

-Кто главные герои? (ребята, вороны)

-Кому писательница посвящает свой рассказ?

(друзьям из далекого детства, воронам)

5. Чтение текста по абзацам, анализ.

а) 1 абзац самостоятельное чтение

— От чьего имени ведется повествование рассказа?

— Где происходили действия?

ОПИШИТЕ: — Каким видела его писательница в детстве?

— Как выглядит он сейчас?

б) 2 и 3 абзац чтение цепочкой.

— Какое место было особенно дорого для ребятишек?

— Почему оно привлекало к себе детей?

(прекрасное место для игр)

в) 4 абзац чтение в парах с исправлением ошибок.

— Почему осенью стало еще интересней на пустыре?

( созрели орехи)

— Какое любимое занятие появилось у ребятишек?

(залезть на дерево, сорвать или сбить палкой орех, полакомиться)

г) 5 абзац чтение цепочкой

РАБОТА В ПАРАХ

1 ряд 1. Из предложенных слов выбрать те, которые помогают понять сколько

сил и умения приходилось применять, чтобы сбить орехи.

ловкость сноровка хвастовство

точность слабость

хорошее зрение трусость

2 ряд 1. Почему ребята просто не могли залезть на дерево и нарвать орехов?

(подтвердите ответы словами из текста) (хрупкие сучья)

3 ряд 1. Какую картину можно нарисовать к этому отрывку?

ПРОВЕРКА:

д) 6 абзац чтение подготовленными учениками.

— Кто кроме детей любит лакомиться орехами?

— Как описывает ворон автор?

Неизвестно откуда появлялись

Не серые, а совсем черные

Прилетали большими стаями

С громкими криками рассаживались

НАЗОВИТЕ ГЛАГОЛЫ которыми писательница рассказывает о действиях ворон

появлялись

прилетали начинали рвать

рассаживались бросали

ПЕРЕСКАЗ

Используя эти глаголы попробуйте пересказать этот отрывок.

1. сильный ученик 2. в парах 3 слабый ученик

ВЫВОД: Для чего пересказываем маленькими частями?

е) 7 абзац самостоятельное чтение

— Как вороны раскалывали орехи?

— Из-за чего происходили драки?

— Кто побеждал в этих драках?

ж) 8 абзац чтение цепочкой

— Зачем вороны прятали орехи в ямки? Как?

— Зачем рыли несколько ямок?

— Как проделывали эту операцию?

— Находили ли вороны свои спрятанные орехи?

— Что им в этом помогало? ОЗАГЛАВИМ ЧАСТЬ.

— О чем рассказывается в этой части?

— Как можно озаглавить эту часть?

6.РАБОТА НАД СОДЕРЖАНИЕМ 2 ЧАСТИ (пересказывает подготов. ученик)

ОЗАГЛАВИМ ЧАСТЬ

Работа в группах

1гр. — Как проходила охота за вороньими запасами?

(выберите глаголы из текста, которые помогают это представить)

пересказывает подготовленный

вывод: -Долго ли ребята лакомились за счет ворон?

2гр. — Как вели себя вороны, когда обнаруживали охотников?

— Зачитать из текста.

3гр. — Кому принадлежат эти качества? — Кого они характеризуют?

ТЕРПЕЛИВЫЕ ВНИМАТЕЛЬНЫЕ ДРУЖНЫЕ
ШУМНЫЕ БЫСТРЫЕ ХИТРЫЕ
ЛОВКИЕ
— Можно ли их применить и к тем и к другим?

-Какой представляете себе ворону? ОПИШИТЕ

1гр. Пятистишье (Ребята).

2гр. напишите эссе: «Чем меня удивили вороны?».

3гр. Составьте пятистишье «Вороны»

— Что сказали бы вороны детям, если бы умели говорить?

7. Итог: — Что В.Чаплина хотела сказать нам о воронах? (Вороны очень умные птицы)

— Понравился рассказ или нет? Чем?

СТИХОТВОРЕНИЕ: Думают ли звери. А. Барто

КАК СЧИТАЕТЕ, 1.Думают ли звери?

2.Имеют ли свой язык?

3.Чему учит рассказ?

8. Д/З 1.Составить план пересказа.

2.Ответить на вопросы к тексту.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here