Предмет: чтение

Целевая аудитория: 3 класс

Учитель: Жертовская М.В.

Тема: Там на неведомых дорожках… Павел Петрович Бажов Серебряное копытце.

Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством П.П.Бажова

Задачи: 1. Обучать учащихся умению характеризовать поступки героев. Уточнить особенности литературного жанра: сказ. Учить находить различия между сказом, сказкой, рассказом.

2. Развивать умение внимательно и вдумчиво воспринимать художественный текст; продолжать отрабатывать навык анализа художественного произведения; развитие правильной, грамотной речи; формировать навык выразительного чтения; обогащать словарный запас учащихся

3. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитывать интерес к предмету

Тип урока : урок ознакомления с новыми знаниями

Оборудование: рисунки учащихся, выставка книг, интерактивная доска, рабочие листы на учащихся, карточки-задания.

Ход урока:

I. Орг. момент

— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы находимся с вами не в классе, как обычно, а в кабинете информатики. Здесь находится интерактивная доска которая поможет нам сегодня провести этот урок. Необычным он кажется еще и от названия урока : Там на неведомых дорожках. Наверно речь пойдет о чем то таинственном , волшебном , сказочном.

II. Актуализация знаний учащихся

1. речевая разминка слайд 2

Так же как ручей журчит Это главное наследство

Наша речь всегда звучит, Что должны беречь мы с детства

Как прекрасна! Как жива! Будем мы родную речь

Слышим мы её слова Изучать, любить, беречь.

Мама, дом, семья, отец,

Мячик, солнышко, скворец

— Прочитайте «птичьим» гамом

— Прочитайте хором

— Первое предложение стихотворения прочитайте вопросительно. Остальное как обычно .

— Итак, речевой аппарат готов. И мы готовы к уроку.

2.Постановка темы и целей урока

— Сегодня, на уроке мы познакомимся с творчеством знаменитого на весь мир писателя – сказочника:

Еле шорохом дыша

В класс заходит тишина

Тихо, тихо чуть дыша

Сказка входит неспеша.

Звучит мелодия песни «сказка» на слайде в избушке появляется фотография писателя

— Разгадать фамилию автора поможет кроссворд. И мы узнаем кому посвящен урок.

-Но сначала обратите внимание у каждой группы на столах — волшебная шкатулка. Шкатулка непростая , волшебная — шкатулка знаний.

(У каждого ученика на парте « малахитовая шкатулка» с конвертиком)

Сейчас они пусты, но я уверена, что к концу урока будут заполнены доверху драгоценными самоцветами, которые вы будете получать в обмен на правильные ответы.

— У каждого ученика на столах есть рабочие листы, в которых мы сегодня будем работать. Придвинте рабочие листы к себе, работать мы будем у доски и в ваших рабочих листах одновременно. Итак , прочитайте первое задание

Работа в группах

— Решите кроссворд и разгадайте фамилию писателя , используя слова- помощники:

Слайд 4

1. Как называется место в руднике, где вырубают руду, уголь?

2. Ценный камень уральских гор.

3. Уральские горы богаты рудой из которой делают….?

4. Ребенок у которого умерли родители?

5. Что мечтал сделать из камня Данила – мастер?

— Прочитайте слово по вертикали. Кому посвящен урок?

— Определите тему и цели урока.

Слайд5

На летних каникулах вы самостоятельно знакомились с произведениями этого автора. Какие произведения вам запомнились больше всего?

дети перечисляют

— Некоторые книги представлены на выставке. Обратите внимание как по разному подошли художники в оформлении книг. Какими красочными иллюстрациями они украшены.

— Давайте вспомним что мы уже знаем Павле Петровиче Бажове

III. Работа с новым материалом:

1. знакомство с биографией

Слайд 6-9

— П.П. Бажов родился на Урале в городе Сысерти в 1879, умер в 1950 году.

Родители его –простые люди. Мать- кружевница, отец- мастер завода.

П.П. Бажов закончил Пермскую духовную академию. Работал П.Бажов учителем русского языка и только в 60 лет стал писателем. Первое его произведение «Сказы старого Урала» вышли в 1939 году, затем этот сборник стал называться «Малахитовая шкатулка». Главная тема его произведений- творчество и мастерство рабочих Урала.

— край удивительных легенд и сказок

Слай10-11

2. географическое положение Уральских гор

— Если посмотреть на карту, то мы увидим , что Уральские горы , где родился автор, протянулись с севера на юг. На севере они граничат с Северным Ледовитым океаном, на юге с Казахстаном. Уральские горы являются границей между Европой и Азией. Урал в переводе с тюрского означает пояс. В древние времена Урал называли Рефейские горы, а позднее Каменный пояс

3. легенда о каменном поясе

— Существует легенда. У одного великана был красивый пояс, украшенный

драгоценными камнями. Он всегда его носил и очень им дорожил. Но однажды великан потерял этот пояс. Так и остался лежать пояс в тех местах. А люди с тех пор начали находить там много драгоценных, полудрагоценных камней.

-Вот такое замечательное таинственное, наполненное волшебством место, где родился писатель. Он и сам был похож на волшебника. Добрые внимательные, лучистые глаза, из под насупленных бровей. Люди его очень любили с гордостью говорили «Наш Бажов…»

4. работа с опорными схемами

— Какой раздел мы с вами начали изучать?

-Чему посвящен этот раздел?

— Какие ассоциации возникают у вас при слове «добро»? Заполните строку во втором задании. Слайд 12

а) Значение слова «добро»по словарю Ожегова:

Добро- все положительное, хорошее, полезное

Добро – имущество ,вещи

-Какие пословицы о добре знаете?

— Как много пословиц о добре сложил народ, значит добро очень важно для людей.

— Какое добро важнее для человека? Это мы и постараемся выяснить сегодня на уроке.

IV. Физминутка

V. Работа по теме урока

1. загадка слайд 13

Я скажу , а ты поверь

Пробегал по лесу зверь.

Нес на лбу зверь неспроста,

Два огромнейших куста,

Их ему носить не лень

Зверя же зовут ……….

— О каком олене сегодня будет идти речь?

Можем ли мы предположить что это за персонаж, реальный или волшебный?

— Что вас натолкнуло на эту мысль?

2.исследовательская работа: слайд 14

— Как вы думаете , к какому жанру будет относится наше произведение?

-Какие жанры вы знаете?

— Мы сегодня обратимся к особому жанру, который сочетает в себе несколько жанров, и вы это увидите сами. Работаем на доске. Попробуем перетащить при помощи ручки то название жанра, которое соответствует нашему произведению, если оно не соответствует оно вернется назад.

— Итак на книге остались два жанра рассказ и сказка. Давайте рассмотрим отличительные черты рассказа, сказки.

3. работа с кластером слайд 15

рассказ

сказка

Реальные события

Герои- обычные люди

Есть рассказчик

Вымысел

Главные герои- сказочные персонажи

Отсутствие рассказчика

Волшебные предметы

— Мы определили отличительные черты этих жанров. Значит, если этот жанр вобрал в себя свойства рассказа и сказки значит мы должны их объединить. Для этого определите общую часть в словах рассказ и сказка. А теперь впишите название жанра в свой кластер. Что у нас получилось? (сказ) А теперь объедините признаки. Прочитайте что получилось.

— Итак сказ объединяет в себе реальные события с элементами сказки, есть рассказчик, главная тема жизнь и быт Урала.

— Прежде чем отправиться в удивительную страну уральских сказов. Надо понять язык того времени, тех простых людей, которые жили на Урале в те времена, их мелодичный окающий говор, объяснить значение некоторых устаревших слов

4. словарно лексическая работа слайд16

5. первичное восприятие текста (аудиозапись)

— Слушая сказ, постарайтесь, понять о каком добре идет речь. Обратите внимание на элементы сказа , которые встречаются в тексте.

IV. Физминутка

V. Работа по содержанию произведения:

1. – Понравилось ли вам произведение? Что больше всего произвело на вас впечатление?

-Назовите основных героев сказа

— С чего начинается сказ?

-Кого решил взять Кокованя? Почему?

— Как жилось Сиротке в доме?

— Как Кокованя разговаривал с девочкой?

2. Характеристика героев. Заполнение кластера

-Что можно сказать о Коковане?

-Что можно сказать о Даренке?

Даренка

Кокованя

Семейное положение

С.131

Внешность

С.132-133

Чем занимались

С.134

Работа по учебнику с.131-134 слайд17

— Как зажили втроем Кокованя, Даренка и кошка?

-Чего не было у них до встречи друг с другом? Были ли они счастливы?

— Когда человек счастлив?

— Почему им так хотелось увидеть Серебрянное копытце?

— Выберите , одно из утверждений

Слайд 18

  • Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо

  • Герои были бедными, надеялись продать камни и зажить богато

— К какому выводу мы пришли?

Вывод: У Коковани и Даренки не было корыстных побуждений. Серебрянное копытце испытывал героев, искушал богатством, но они не поддались искушению, не жадничали.

— почему чудо все-таки произошло с Даренкой и Кокованей?

(ласка, душевность, доброта)

Какое добро получили Кокованя и Даренка? А какое добро еще есть? Какое добро важнее?

— Какие элементы доказывают, что это сказ?

— Чем закончился сказ? Чудом

— Как вы ребята относитесь к чедесам?

— Как вы думаете для чего писал свои сказы Бажов?

Бажов писал их для того , чтобы каждый из нас прочитав эти книги стремился быть добрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам хотелось беречь мир, ту природу в которой мы живем.

VI. Рефлексия

— С каким автором познакомились?

— Какое произведение изучили?

— Над каким жанром работали

— Какова основная идея этого произведения?

Идея добра, чуда, которого ожидают герои

А в конце урока мы проведем небольшую викторину на знание произведений Бажова

Слайд 18

Д/з с. 131- 134 читать по ролям описать волшебных животных по опорным картам

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here