Предмет: чтение
Целевая аудитория: 3 класс
Учитель: Жертовская М.В.
Тема: Там на неведомых дорожках… Павел Петрович Бажов Серебряное копытце.
Цель: Познакомить учащихся с жизнью и творчеством П.П.Бажова
Задачи: 1. Обучать учащихся умению характеризовать поступки героев. Уточнить особенности литературного жанра: сказ. Учить находить различия между сказом, сказкой, рассказом.
2. Развивать умение внимательно и вдумчиво воспринимать художественный текст; продолжать отрабатывать навык анализа художественного произведения; развитие правильной, грамотной речи; формировать навык выразительного чтения; обогащать словарный запас учащихся
3. Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитывать интерес к предмету
Тип урока : урок ознакомления с новыми знаниями
Оборудование: рисунки учащихся, выставка книг, интерактивная доска, рабочие листы на учащихся, карточки-задания.
Ход урока:
I. Орг. момент
— Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок. Мы находимся с вами не в классе, как обычно, а в кабинете информатики. Здесь находится интерактивная доска которая поможет нам сегодня провести этот урок. Необычным он кажется еще и от названия урока : Там на неведомых дорожках. Наверно речь пойдет о чем то таинственном , волшебном , сказочном.
II. Актуализация знаний учащихся
1. речевая разминка слайд 2
Так же как ручей журчит Это главное наследство
Наша речь всегда звучит, Что должны беречь мы с детства
Как прекрасна! Как жива! Будем мы родную речь
Слышим мы её слова Изучать, любить, беречь.
Мама, дом, семья, отец,
Мячик, солнышко, скворец
— Прочитайте «птичьим» гамом
— Прочитайте хором
— Первое предложение стихотворения прочитайте вопросительно. Остальное как обычно .
— Итак, речевой аппарат готов. И мы готовы к уроку.
2.Постановка темы и целей урока
— Сегодня, на уроке мы познакомимся с творчеством знаменитого на весь мир писателя – сказочника:
Еле шорохом дыша
В класс заходит тишина
Тихо, тихо чуть дыша
Сказка входит неспеша.
Звучит мелодия песни «сказка» на слайде в избушке появляется фотография писателя
— Разгадать фамилию автора поможет кроссворд. И мы узнаем кому посвящен урок.
-Но сначала обратите внимание у каждой группы на столах — волшебная шкатулка. Шкатулка непростая , волшебная — шкатулка знаний.
(У каждого ученика на парте « малахитовая шкатулка» с конвертиком)
Сейчас они пусты, но я уверена, что к концу урока будут заполнены доверху драгоценными самоцветами, которые вы будете получать в обмен на правильные ответы.
— У каждого ученика на столах есть рабочие листы, в которых мы сегодня будем работать. Придвинте рабочие листы к себе, работать мы будем у доски и в ваших рабочих листах одновременно. Итак , прочитайте первое задание
Работа в группах
— Решите кроссворд и разгадайте фамилию писателя , используя слова- помощники:
Слайд 4
1. Как называется место в руднике, где вырубают руду, уголь?
2. Ценный камень уральских гор.
3. Уральские горы богаты рудой из которой делают….?
4. Ребенок у которого умерли родители?
5. Что мечтал сделать из камня Данила – мастер?
— Прочитайте слово по вертикали. Кому посвящен урок?
— Определите тему и цели урока.
Слайд5
На летних каникулах вы самостоятельно знакомились с произведениями этого автора. Какие произведения вам запомнились больше всего?
дети перечисляют
— Некоторые книги представлены на выставке. Обратите внимание как по разному подошли художники в оформлении книг. Какими красочными иллюстрациями они украшены.
— Давайте вспомним что мы уже знаем Павле Петровиче Бажове
III. Работа с новым материалом:
1. знакомство с биографией
Слайд 6-9
— П.П. Бажов родился на Урале в городе Сысерти в 1879, умер в 1950 году.
Родители его –простые люди. Мать- кружевница, отец- мастер завода.
П.П. Бажов закончил Пермскую духовную академию. Работал П.Бажов учителем русского языка и только в 60 лет стал писателем. Первое его произведение «Сказы старого Урала» вышли в 1939 году, затем этот сборник стал называться «Малахитовая шкатулка». Главная тема его произведений- творчество и мастерство рабочих Урала.
— край удивительных легенд и сказок
Слай10-11
2. географическое положение Уральских гор
— Если посмотреть на карту, то мы увидим , что Уральские горы , где родился автор, протянулись с севера на юг. На севере они граничат с Северным Ледовитым океаном, на юге с Казахстаном. Уральские горы являются границей между Европой и Азией. Урал в переводе с тюрского означает пояс. В древние времена Урал называли Рефейские горы, а позднее Каменный пояс
3. легенда о каменном поясе
— Существует легенда. У одного великана был красивый пояс, украшенный
драгоценными камнями. Он всегда его носил и очень им дорожил. Но однажды великан потерял этот пояс. Так и остался лежать пояс в тех местах. А люди с тех пор начали находить там много драгоценных, полудрагоценных камней.
-Вот такое замечательное таинственное, наполненное волшебством место, где родился писатель. Он и сам был похож на волшебника. Добрые внимательные, лучистые глаза, из под насупленных бровей. Люди его очень любили с гордостью говорили «Наш Бажов…»
4. работа с опорными схемами
— Какой раздел мы с вами начали изучать?
-Чему посвящен этот раздел?
— Какие ассоциации возникают у вас при слове «добро»? Заполните строку во втором задании. Слайд 12
а) Значение слова «добро»по словарю Ожегова:
Добро- все положительное, хорошее, полезное
Добро – имущество ,вещи
-Какие пословицы о добре знаете?
— Как много пословиц о добре сложил народ, значит добро очень важно для людей.
— Какое добро важнее для человека? Это мы и постараемся выяснить сегодня на уроке.
IV. Физминутка
V. Работа по теме урока
1. загадка слайд 13
Я скажу , а ты поверь
Пробегал по лесу зверь.
Нес на лбу зверь неспроста,
Два огромнейших куста,
Их ему носить не лень
Зверя же зовут ……….
— О каком олене сегодня будет идти речь?
Можем ли мы предположить что это за персонаж, реальный или волшебный?
— Что вас натолкнуло на эту мысль?
2.исследовательская работа: слайд 14
— Как вы думаете , к какому жанру будет относится наше произведение?
-Какие жанры вы знаете?
— Мы сегодня обратимся к особому жанру, который сочетает в себе несколько жанров, и вы это увидите сами. Работаем на доске. Попробуем перетащить при помощи ручки то название жанра, которое соответствует нашему произведению, если оно не соответствует оно вернется назад.
— Итак на книге остались два жанра рассказ и сказка. Давайте рассмотрим отличительные черты рассказа, сказки.
3. работа с кластером слайд 15
сказка |
| |
Реальные события Герои- обычные люди Есть рассказчик | Вымысел Главные герои- сказочные персонажи Отсутствие рассказчика Волшебные предметы |
|
— Мы определили отличительные черты этих жанров. Значит, если этот жанр вобрал в себя свойства рассказа и сказки значит мы должны их объединить. Для этого определите общую часть в словах рассказ и сказка. А теперь впишите название жанра в свой кластер. Что у нас получилось? (сказ) А теперь объедините признаки. Прочитайте что получилось.
— Итак сказ объединяет в себе реальные события с элементами сказки, есть рассказчик, главная тема жизнь и быт Урала.
— Прежде чем отправиться в удивительную страну уральских сказов. Надо понять язык того времени, тех простых людей, которые жили на Урале в те времена, их мелодичный окающий говор, объяснить значение некоторых устаревших слов
4. словарно лексическая работа слайд16
5. первичное восприятие текста (аудиозапись)
— Слушая сказ, постарайтесь, понять о каком добре идет речь. Обратите внимание на элементы сказа , которые встречаются в тексте.
IV. Физминутка
V. Работа по содержанию произведения:
1. – Понравилось ли вам произведение? Что больше всего произвело на вас впечатление?
-Назовите основных героев сказа
— С чего начинается сказ?
-Кого решил взять Кокованя? Почему?
— Как жилось Сиротке в доме?
— Как Кокованя разговаривал с девочкой?
2. Характеристика героев. Заполнение кластера
-Что можно сказать о Коковане?
-Что можно сказать о Даренке?
Даренка | Кокованя | |
Семейное положение С.131 |
|
|
Внешность С.132-133 |
|
|
Чем занимались С.134 |
|
|
Работа по учебнику с.131-134 слайд17
— Как зажили втроем Кокованя, Даренка и кошка?
-Чего не было у них до встречи друг с другом? Были ли они счастливы?
— Когда человек счастлив?
— Почему им так хотелось увидеть Серебрянное копытце?
— Выберите , одно из утверждений
Слайд 18
-
Каждый из героев верил в сказки и хотел увидеть чудо
-
Герои были бедными, надеялись продать камни и зажить богато
— К какому выводу мы пришли?
Вывод: У Коковани и Даренки не было корыстных побуждений. Серебрянное копытце испытывал героев, искушал богатством, но они не поддались искушению, не жадничали.
— почему чудо все-таки произошло с Даренкой и Кокованей?
(ласка, душевность, доброта)
Какое добро получили Кокованя и Даренка? А какое добро еще есть? Какое добро важнее?
— Какие элементы доказывают, что это сказ?
— Чем закончился сказ? Чудом
— Как вы ребята относитесь к чедесам?
— Как вы думаете для чего писал свои сказы Бажов?
Бажов писал их для того , чтобы каждый из нас прочитав эти книги стремился быть добрее, внимательнее друг к другу, чтобы нам хотелось беречь мир, ту природу в которой мы живем.
VI. Рефлексия
— С каким автором познакомились?
— Какое произведение изучили?
— Над каким жанром работали
— Какова основная идея этого произведения?
Идея добра, чуда, которого ожидают герои
А в конце урока мы проведем небольшую викторину на знание произведений Бажова
Слайд 18
Д/з с. 131- 134 читать по ролям описать волшебных животных по опорным картам