Урок литературного чтения в 4 в класс по программе Л.В. Занкова
Рахимова Наталья Минифлеровна – МАОУ «СОШ№5»
Тема: Легко ли быть человеком, отвечать за других? Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»
Цели: способствовать формированию представлений учащихся о доброте как отказе от эгоизма, способности на самопожертвование.
Задачи:
-
формировать условия для успешной реализации творческой деятельности школьника, его эмоционально — ценностные отношения к деятельности;
-
прививать любовь к природе, бережное отношение к ней;
-
развивать умение опровергать мнения других и отстаивать своё мнение, используя знания, полученные на уроках чтения и окружающего мира;
-
формировать способы проявления личностной позиции в «речевом поступке».
Планируемые результаты образования:
Предметные: имеют представление о понятии «дискуссия»; умеют дискутировать.
Личностные: дают оценку работам и ответам одноклассников, осуществляют оценку собственной учебной деятельности, дают оценку поступкам героев
Метапредметные УУД:
Регулятивные: оценивают вместе с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносят соответствующие коррективы. Познавательные: выделяют и формулируют цель, строят логическую цепь рассуждений и доказательств.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; адекватно воспринимают различные точки зрения и позиции; строят понятные для партнера высказывания, умеют задавать вопросы.
Оборудование ученика: учебник, карточки.
Оборудование для учителя: мультимедийная презентация.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учителя | Формирование УУД | |
Мотивации к учебной деятельности.
Цель: включение учащихся в учебную деятельность.
|
Итак, друзья, внимание — Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее- Начнем скорей урок!
| Включение учащихся в деловой ритм урока. Устные сообщения учителя. | Подготовка класса к уроку | Р. – саморегуляция. К. – планирование сотрудничества с учителем и сверстниками. Л. – формирование положительного отношения к учению. |
Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
Цель: готовность мышления и осознание потребности построения нового способа действий.
| С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке? (Слайд 1)
— Что вам известно об авторе? (Слайд 2)
Русский писатель Д.Н.Мамин-Сибиряк родился в 1852 году. Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился на Урале в заводском поселке в семье бедного заводского священника и сельской учительницы. Родители научили мальчика любить книгу, он зачитывался произведениями Пушкина и Гоголя, Тургенева и Некрасова. Семья выписывала для детей журнал “Детский мир”. В мальчике рано проявилась страсть к литературе. С 16 лет он вёл дневник, куда записывал свои мысли и наблюдения о жизни родного края, Урала. Публикуя свои произведения, он подписывался Д.Сибиряк. Так появилась фамилия из двух слов. Для детей он написал более 130 произведений. Очень любил писатель свою дочку Алену, которая рано осталась без матери. Для нее были написаны «Аленушкины сказки». | Выявление уровня знаний учащихся. | Выполняют задание, тренируют способности к учебной деятельности, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение), учебные навыки. | Р. – волевая саморегуляция. П. — анализ объекта с целью выделения его признаков.
|
Постановка темы урока и цели
Цель: выявление места и причин затруднения. | Какова тема нашего урока? Легко ли быть человеком, отвечать за других? (Слайд 3) Урок наш необычный – дискуссия. Как вы понимаете слово — дискуссия? Где вы его слышали? (Слайд №4) Дискуссия — это вид спора, в рамках которого рассматривается, исследуется, обсуждается какая-либо проблема с целью достичь взаимоприемлемого ее решения. — Какие правила мы должны соблюдать при дискуссии? (Слайд 5) Какие цели мы должны поставить на этот урок? (Слайд 6)
Мы должны с вами доказать, что произведение «Приёмыш» воспитывает нравственные качества…? (Слайд № 7) | Активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации. | Постановка целей, формулирование темы урока. | Р: целеполагание (принимают и сохраняют учебную цель и задачу). К: умение формулировать высказывание. П: общеучебные – самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, постановка вопросов, логические – формулирование проблемы. |
Открытие нового знания
Цель: построение детьми нового способа действий и формирование способности к выполнению. | Задания для дискуссии. Класс разделён на 2 команды. У детей карточки – помощники. Одна команда должна доказать точку зрения, а другая опровергнуть их доказательство. Первое задание (Слайд 8) Доброта – это богатство, щедрость души человека. Докажите, что добрый человек – это тот, кто любит людей, животных и готов прийти на помощь?
Творческое задание для учеников. Одному из учеников каждой команды предлагается сочинить продолжение этого рассказа. — Кто хочет сочинить продолжение произведения? Продолжение, чем могла закончиться эта история.
Физминутка: Лебеди летят, крыльями машут. Прогнулись над водой, качнули головой. Прямо и гордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся
Второе задание (Слайд 9) Выберите из данных слов качества, характеризующие для первой команды: лебедя, а для второй – приёмыша.
Третье задание (Слайд 10) — Можно ли приносить домой диких животных?
Четвёртое задание (Слайд 11) — Верите ли вы, что Приёмыш вернётся к Тарасу?
(Ребята, правы, и вы, и вы. Лебедь верная птица, если он находит себе пару, может забыть про Тараса. А если не найдёт, то вернётся). — Как может дальше сложиться судьба Приёмыша?
| Организует деятельность учащихся по исследованию проблемной ситуации. | Составляют план достижения цели, выполняют его. | Р: планирование, прогнозирование. П: моделирование, логические: решение проблем, построение логической цепи рассуждений; доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. К: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
|
Итог дискуссии
Цель: усвоение нового способа действий.
| Зачитывание работ учеников и подведение итогов дискуссии. (Слайд 12)
| Устанавливаем осознанность восприятия. Первичное обобщение знаний. | Делают вывод | Р: контроль, оценка, коррекция. практическое применение знаний П: общеучебные: умение структурировать знания, выбор способов решения задач, умение осознанно произвольно строить речевые высказывания; рефлексия способов действий. К: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий. |
Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включение открытия в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного. | — Какими мыслями хотел поделиться автор с читателями? — Чему же воспитывает это произведение? — А как же нам, людям, нужно относиться к животным, к природе, ко всему, что нас окружает? — Почему Тарас не запер птицу, не обрезал крылья? Людям надо задумываться о последствиях своих действий и любить всё живое!
Послушаем Лену, она прочтет стихотворение. (Слайд13) Давайте будем дружить друг с другом. Как птица с небом, как поле с лугом, Как ветер с морем, трава с дождями, Как дружит солнце со всеми нами! Давайте будем к тому стремиться, Чтоб нас любили и зверь, и птица, И доверяли повсюду нам, Как самым верным своим друзьям! | Организует деятельность по применению новых знаний. | Обобщают, делают вывод. | К: используют речь для регуляции своего действия. Р: принятие учебной задачи, планирование действий, контроль, коррекция.
|
Рефлексия учебной деятельности
Цель: самооценка результатов деятельности. | На парте лежат бумажные лебеди: белые и чёрные. Если вам понравился урок, вы достигли цели, поставленной вначале – «пустите плавать на озеро» белого лебедя. (Дети крепят лебедя на плакат «озеро») (Слайд 13)
— Я благодарю вас за работу на уроке! | Организации рефлексии. | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результат. | Р. — ролевая саморегуляция; оценка (рефлексия). К: умение выражать свои мысли. Л: смыслообразование. |