Открытый урок по русскому языку.

Тема: Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Первый снег».

4 класс

Учитель: Лепухина М.В.

Цель:

  • Знать ход построения сочинения – описания.

  • Биографические сведения об авторе картины.

  • Уметь передать через свои восприятия красоту и особенности зимнего времени года.

  • Развивать эстетический вкус.

Оборудование:

Опорные слова, репродукция к картине, портрет художника, индивидуальные картинки.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Для начала я загадаю вам загадку. Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы; осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья; вечернюю зарю, что не погаснет и через 100 лет?

Верно, на картинках, написанных художником. Карандашом, углём, мелком художник рисует, а вот кистью он пишет масляными, акварельными красками и гуашью.

Сегодня, как вы догадались, мы будем готовиться к сочинению по картине художника Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».

  1. Постановка цели урока.

  2. Откройте тетрадь по развитию речи, запишите число, тему и слово «план».

Посмотрите на портрет художника и послушайте, что же это был за человек. (Портрет на доске и на экране).

В старинной деревне Прислонихе в 1893 году родился А.А. Пластов. Вместе с деревенскими мальчишками он играл в весёлые игры, ездил на лошадях, купался в реке, работал со старшими в поле и на току. Но одно отличало его. Он рано увлёкся рисованием. Дед его и отец строили и расписывали сельские храмы. И мальчику нравилось подолгу смотреть, как смешивают они краски и как чудесно оживают под кистью различные изображения людей и животных. Как хотелось ему стать художником. В 19 лет Пластов едет в Москву и поступает в художественное училище. Там упорно рисует, пишет красками, лепит скульптуру и много читает.

Работал Пластов, не зная устали. Без творчества он не мог прожить и одного дня. Рисовать для него было так же необходимо. Так же естественно. Как дышать.

Аркадий Александрович Пластов написал много картин, сотни портретов, этюдов. Делал он иллюстрации и к книгам Л. Толстого, Н. Некрасова, А. Чехова. У него есть книжки-картинки для ребят. Художник прожил большую жизнь – умер он в 1972 году.

— Что вы узнали о художнике?

— Какими качествами обладал художник?

  1. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «первый»?

— Какие чувства возникают у человека, когда происходит что-то первое?

— Давайте вспомним первый снег в нашем городе. Сколько вам лет, столько раз вы видели первый снег. А какого он цвета? Я не зря спрашиваю. У всех есть глаза, но взглянуть – ещё не значит увидеть. Давайте посмотрим на снег зоркими глазами художника. (Демонстрация картины.)

Художник изображает то, что видит. А запах невидим. Но от картины Аркадия Александровича на вас словно пахнет нежной свежестью, так пахнет первый снег. И передана эта нежность и свежесть цветом.

  1. Вопросы по картине.

— Какое время суток изображено?

(Снег пошёл ещё ночью, он уже укрыл землю).

— Почему дети выбежали на крыльцо? Как радуются, как ликуют их сердца

( Начинается зима – санки, коньки, лыжи, забавы).

— Что нужно сказать о детях?

(Мальчик, одетый в пальто, валенки и шапку-ушанку, стоит неподвижно и кажется к первому снегу по внешности равнодушным. Зато девочка, сунувшая ноги в валенки, поспешно выскочила под снег в белом платьишке, успев только накинуть на голову большой желтоватый платок. Она и ёжится от холода под падающим снегом, и прячет озябшие руки в платок. Но её улыбающееся, счастливое личико поднято к небу, словно она всей кожей пытается ощутить свежесть холодного снега.)

— Какие цвета выбрал для своей работы художник?

(Неяркие, снежинки сыплются с серо-сиреневого неба, мерцают на фоне светло-коричневой стены)

— Каким мы видим снег? Используем прилагательные.

(Серо-золотистый, серо-голубой, фиолетово-серый, розово-голубой, пушистый, мелкий, белоснежный, тихий, мохнатый).

— А какие можно использовать глаголы, описывающие действие снега?

(Укрыл землю. Щекотал лицо. Кружился, порхал, опускался большими хлопьями.)

— А какие можно использовать сравнения?

(Мягкий, как вата, как лебяжий пух, как белая скатерть.

— А почему мы решили, что снег первый?

(Потому что ещё есть места, где нет снега. Это лужа, которая только-только замёрзла, т.е. до этого было тепло.)

— Что ещё вы видите на переднем плане?

(Палисадник, берёза, мелкий кустарник, часть дома.)

— Каких птиц вы видите на репродукции?

(На берёзе трещит сорока, тоже радуется снегу. По двору важно разгуливает ворона, потому что ещё вчера она сливалась с чёрной грязью – сегодня она чётко рисуется на белом снегу.)

— Зачем ворона понадобилась художнику? Почему ворона, а не воробей? Прикройте ворону рукой, а потом отведите руку и поймёте.

(Крупная, серо-чёрная, её хорошо видно на белом снегу, она словно клякса на белой странице. И поставил эту кляксу художник нарочно, от тёмного пятна снег, кажется, ещё белей.)

— На втором плане что изображено?

(Крыши соседних домов тоже в снегу.)

Человек в санях.

— А почему там изображён человек в санях?

(Потому что он вытащил их сегодня утром и уже достаточно снега, чтобы ездить на санях.)

— Почему автор берёт вертикальный пейзаж?

(Потому что главные герои – только дети, которые смотрят в небо.)

— А какие орфограммы могут встречаться в сочинении?

  1. Составление плана.

  1. Ранее утро.

  2. Дети на крыльце.

  3. Изменения на улице.

  4. Моё отношение к картине.

  1. Используя опорные слова, устно составьте несколько предложений, чтобы запомнить написание орфограмм. Учитель исправляет.

Методика предусматривает написание сочинения продолжить на втором уроке, например, на литературе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here