Открытый урок по русскому языку.
Тема: Подготовка к сочинению по картине А.А. Пластова «Первый снег».
4 класс
Учитель: Лепухина М.В.
Цель:
-
Знать ход построения сочинения – описания.
-
Биографические сведения об авторе картины.
-
Уметь передать через свои восприятия красоту и особенности зимнего времени года.
-
Развивать эстетический вкус.
Оборудование:
Опорные слова, репродукция к картине, портрет художника, индивидуальные картинки.
Ход урока:
-
Оргмомент. Для начала я загадаю вам загадку. Где можно увидеть луг, на котором не вянут цветы; осенние деревья, с чьих ветвей не облетают листья; вечернюю зарю, что не погаснет и через 100 лет?
Верно, на картинках, написанных художником. Карандашом, углём, мелком художник рисует, а вот кистью он пишет масляными, акварельными красками и гуашью.
Сегодня, как вы догадались, мы будем готовиться к сочинению по картине художника Аркадия Александровича Пластова «Первый снег».
-
Постановка цели урока.
-
Откройте тетрадь по развитию речи, запишите число, тему и слово «план».
Посмотрите на портрет художника и послушайте, что же это был за человек. (Портрет на доске и на экране).
В старинной деревне Прислонихе в 1893 году родился А.А. Пластов. Вместе с деревенскими мальчишками он играл в весёлые игры, ездил на лошадях, купался в реке, работал со старшими в поле и на току. Но одно отличало его. Он рано увлёкся рисованием. Дед его и отец строили и расписывали сельские храмы. И мальчику нравилось подолгу смотреть, как смешивают они краски и как чудесно оживают под кистью различные изображения людей и животных. Как хотелось ему стать художником. В 19 лет Пластов едет в Москву и поступает в художественное училище. Там упорно рисует, пишет красками, лепит скульптуру и много читает.
Работал Пластов, не зная устали. Без творчества он не мог прожить и одного дня. Рисовать для него было так же необходимо. Так же естественно. Как дышать.
Аркадий Александрович Пластов написал много картин, сотни портретов, этюдов. Делал он иллюстрации и к книгам Л. Толстого, Н. Некрасова, А. Чехова. У него есть книжки-картинки для ребят. Художник прожил большую жизнь – умер он в 1972 году.
— Что вы узнали о художнике?
— Какими качествами обладал художник?
-
Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «первый»?
— Какие чувства возникают у человека, когда происходит что-то первое?
— Давайте вспомним первый снег в нашем городе. Сколько вам лет, столько раз вы видели первый снег. А какого он цвета? Я не зря спрашиваю. У всех есть глаза, но взглянуть – ещё не значит увидеть. Давайте посмотрим на снег зоркими глазами художника. (Демонстрация картины.)
Художник изображает то, что видит. А запах невидим. Но от картины Аркадия Александровича на вас словно пахнет нежной свежестью, так пахнет первый снег. И передана эта нежность и свежесть цветом.
-
Вопросы по картине.
— Какое время суток изображено?
(Снег пошёл ещё ночью, он уже укрыл землю).
— Почему дети выбежали на крыльцо? Как радуются, как ликуют их сердца
( Начинается зима – санки, коньки, лыжи, забавы).
— Что нужно сказать о детях?
(Мальчик, одетый в пальто, валенки и шапку-ушанку, стоит неподвижно и кажется к первому снегу по внешности равнодушным. Зато девочка, сунувшая ноги в валенки, поспешно выскочила под снег в белом платьишке, успев только накинуть на голову большой желтоватый платок. Она и ёжится от холода под падающим снегом, и прячет озябшие руки в платок. Но её улыбающееся, счастливое личико поднято к небу, словно она всей кожей пытается ощутить свежесть холодного снега.)
— Какие цвета выбрал для своей работы художник?
(Неяркие, снежинки сыплются с серо-сиреневого неба, мерцают на фоне светло-коричневой стены)
— Каким мы видим снег? Используем прилагательные.
(Серо-золотистый, серо-голубой, фиолетово-серый, розово-голубой, пушистый, мелкий, белоснежный, тихий, мохнатый).
— А какие можно использовать глаголы, описывающие действие снега?
(Укрыл землю. Щекотал лицо. Кружился, порхал, опускался большими хлопьями.)
— А какие можно использовать сравнения?
(Мягкий, как вата, как лебяжий пух, как белая скатерть.
— А почему мы решили, что снег первый?
(Потому что ещё есть места, где нет снега. Это лужа, которая только-только замёрзла, т.е. до этого было тепло.)
— Что ещё вы видите на переднем плане?
(Палисадник, берёза, мелкий кустарник, часть дома.)
— Каких птиц вы видите на репродукции?
(На берёзе трещит сорока, тоже радуется снегу. По двору важно разгуливает ворона, потому что ещё вчера она сливалась с чёрной грязью – сегодня она чётко рисуется на белом снегу.)
— Зачем ворона понадобилась художнику? Почему ворона, а не воробей? Прикройте ворону рукой, а потом отведите руку и поймёте.
(Крупная, серо-чёрная, её хорошо видно на белом снегу, она словно клякса на белой странице. И поставил эту кляксу художник нарочно, от тёмного пятна снег, кажется, ещё белей.)
— На втором плане что изображено?
(Крыши соседних домов тоже в снегу.)
Человек в санях.
— А почему там изображён человек в санях?
(Потому что он вытащил их сегодня утром и уже достаточно снега, чтобы ездить на санях.)
— Почему автор берёт вертикальный пейзаж?
(Потому что главные герои – только дети, которые смотрят в небо.)
— А какие орфограммы могут встречаться в сочинении?
-
Составление плана.
-
Ранее утро.
-
Дети на крыльце.
-
Изменения на улице.
-
Моё отношение к картине.
-
Используя опорные слова, устно составьте несколько предложений, чтобы запомнить написание орфограмм. Учитель исправляет.
Методика предусматривает написание сочинения продолжить на втором уроке, например, на литературе.